Хозяйственно-правовые средства предупреждения банкротства. Часть №10

Степанов А.А. Хозяйственно-правовые средства предупреждения банкротства. Диссертация на соискание научной степени кандидата юридических наук. – Донецк, 2006.

Выводы к разделу 1

В результате проведенного в разделе исследования можно сформулировать следующие основные выводы и предложения.

  1. Сформулировано понятие хозяйственно-правовых средств предупреждения банкротства, под которыми понимаются юридические средства, направленные на недопущение вынесения хозяйственным судом постановления о признании должника банкротом и об открытии ликвидационной процедуры, а также определения о ликвидации юридического лица, применяемые в связи с производством по делу о банкротстве, при наличии признаков санационной состоятельности должника.
  2. Обоснована необходимость внесения дополнений в Закон относительно обязательности рассмотрения комитетом кредиторов плана санации, разработанного должником в случае возбуждения дела о банкротстве по заявлению должника и назначения управляющим санации руководителя должника в случае утверждения данного плана санации хозяйственным судом. Таким образом, достигается определенный баланс интересов, а именно, кредиторы не смогут, злоупотребляя своими правами, безосновательно признавать должников банкротами и ликвидировать их, а должник вынужден будет подготовить реальный план санации с тем, чтобы не допустить ликвидации и тем самым максимально удовлетворить требования кредиторов.
  3. Отсутствие возможности для должника возбудить дело о банкротстве на основании предвидения банкротства и, соответственно, лишение его возможности «выжить» вне формальных процедур банкротства представляется необоснованным. Исходя из вышеизложенного, целесообразно предоставить такое право должнику: должник вправе обратиться в хозяйственный суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве в случае угрозы неплатежеспособности, то есть при наличии таких обстоятельств, которые с достаточной очевидностью свидетельствуют о том, что должник не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязательства по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) в установленный договором или законом срок.
  4. Аргументировано: если в результате анализа финансового состояния дел, проведенного распорядителем имуществом, возможно сделать вывод о санационной состоятельности и если финансовые трудности вызваны действием внешних факторов и не могли быть предотвращены руководством должника, то необходимо вводить процедуру санации и применять смешанную систему управления должником: руководитель должника, не причастный к возникновению финансовых проблем, должен действовать наряду с арбитражным управляющим в соответствии со ст. 53 Закона.
  5. Когда должник намерен удовлетворить требования одного или нескольких кредиторов при условии наличия иных кредиторов, у которых срок исполнения денежных обязательств также уже наступил, имеет место превышение пассивов над активами у должника. Данная ситуация не должна оставаться вне рамок правового регулирования, так как напрямую влияет на защищенность и справедливое распределение имущества должника среди всех его кредиторов. Исходя из изложенного выше, представляется необходимым внесение соответствующих изменений в Закон, изложив абзац второй ч. 5 ст. 7 Закона в следующей редакции: «Удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приведет или приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами. Удовлетворение требований может осуществляться, как в принудительном, так и в добровольном порядке».
  6. Институт отзыва заявлений о признании должника банкротом и отложения рассмотрения дела о банкротстве на стадии подготовительного заседания хозяйственного суда взаимно дополняют друг друга. Если первый направлен на добровольное урегулирование задолженности между инициирующим кредитором и должником любыми хозяйственно-правовыми способами, то второй – преследует цель в принудительном порядке по воле суда и должника дать возможность последнему удовлетворить требования инициирующего кредитора, восстановив тем самым свою платежеспособность.
  7. Внесение предложенных выше изменений и дополнений в украинский Закон о банкротстве, как представляется, будет способствовать обеспечению защиты интересов как самих должников, так и их кредиторов независимо от общей направленности любого национального законодательства о несостоятельности (банкротстве), минимизирует возможности злоупотребления правами со стороны должников, повышает доверие в отношениях между хозяйствующими субъектами, стабилизируя тем самым экономическую систему Украины.

Реклама
Задачи по экономике с решениями
Статьи по экономике