Меню Закрыть

Хозяйственно-правовые средства предупреждения банкротства. Часть №7

Степанов А.А. Хозяйственно-правовые средства предупреждения банкротства. Диссертация на соискание научной степени кандидата юридических наук. – Донецк, 2006.

Предвидение банкротства — это ситуация, когда в силу определенных обстоятельств для должника очевидна невозможность исполнения своих обязательств по мере наступления срока их исполнения в будущем. При этом всегда остается вероятность того, что должник при наступлении сроков исполнения таких обязательств сможет расплатиться по своим долгам (возьмет кредит в банке, проведет реструктуризацию своего производства, завоюет новые рынки, расширит спектр услуг, привлечет инвестиции, осуществит взыскание дебиторской задолженности и многое другое). Из этого следует, что заявление должника в предвидении банкротства является исключением из общего правила об основаниях возбуждения дела о банкротстве – неплатежеспособности и представляет собой такое основание как угроза неплатежеспособности.

Возможность обращения в хозяйственный суд в предвидении банкротства при определенных условиях также может служить дополнительной гарантией защиты интересов как должника, так и его кредиторов.

Исходя из вышеизложенного, представляется необходимым предоставить такое право должнику и украинским Законом о банкротстве. Можно сформулировать данную норму (в ст. 6 Закона) следующим образом:

«Должник вправе обратиться в хозяйственный суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве в случае угрозы неплатежеспособности, то есть при наличии таких обстоятельств, которые с достаточной очевидностью свидетельствуют о том, что должник не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязательства по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) в установленный договором или законом срок.

Должник обязан предоставить достаточные доказательства наличия угрозы неплатежеспособности.

В случае предоставления в хозяйственный суд сведений, не отвечающих действительности, руководитель должника или собственник несут ответственность, установленную законом».

Рассмотреть отдельные случаи, установленные Законом, когда должник имеет право инициировать возбуждение дела о банкротстве с целью проведения руководителем должника санационной процедуры.

Статьей 53 Закона предусмотрена возможность подачи должником заявления о возбуждении дела о банкротстве с целью проведения руководителем должника процедуры санации. Данную возможность, предоставленную Законом должнику, следует рассматривать как разновидность права должника на подачу заявления об открытии дела о несостоятельности по общим основаниям с некоторыми особенностями.

В данном случае к заявлению должника о возбуждении дела о банкротстве, кроме документов, предусмотренных ст. 7 Закона, необходимо прилагать не только план санации, разработанный должником, но и письменное согласие кредиторов, общая сумма требований которых превышает пятьдесят процентов кредиторской задолженности должника в соответствии с данными его бухгалтерского учета, на внедрение обозначенного плана и на назначение управляющим санацией руководителя должника; также прилагается согласованная кандидатура распорядителя имуществом.

После рассмотрения заявления должника в случае, если заявление и приложенные к нему документы соответствуют требованиям, установленным Законом, суд выносит определение о возбуждении производства по делу о банкротстве и открытии процедуры санации, введении моратория на удовлетворение требований кредиторов и назначает распорядителя имуществом и управляющего санацией – руководителя должника, которые действуют в соответствии с требованиями Закона и с учетом особенностей, предусмотренных ст. 53 Закона. Управляющий санацией – руководитель должника осуществляет свои полномочия в соответствии с Законом с учетом ограничений, установленных ч. 13 ст. 13 Закона. Управляющий санацией – руководитель должника обязан в тридцатидневный срок со дня вынесения определения о возбуждении производства по делу о банкротстве должника и открытия процедуры санации сделать сообщение о возбуждении дела о банкротстве в официальном печатном органе и предоставить доказательства публикации в хозяйственный суд.

Не совсем обоснованным представляется срок, в течение которого управляющий санацией — руководитель должника обязан подать публикацию. По общей процедуре банкротства заявитель в соответствии со ст. 11 Закона обязан подать объявление к публикации в десятидневный срок, а в данном случае, когда должник осуществил подготовку к процедуре банкротства – санации, Законом предоставляется тридцатидневный срок. Думается, что срок должен быть единый в десять дней, что отвечало бы принципу оперативности и не затягивало бы производство по делу о банкротстве.

Комитет кредиторов в месячный срок со дня его образования должен предоставить в хозяйственный суд одобренный план санации должника (ч. 9 ст. 53 Закона).

Обращает на себя внимание тот факт, что ч. 9 ст. 53 Закона в императивной форме обязывает комитет кредиторов предоставить хозяйственному суду именно одобренный план санации должника. Представляется, что такой императив является обоснованным. Должник, готовясь к осуществлению санации своего предприятия, может затратить значительные усилия как производственного, так и финансового характера. Также может иметь место привлечение определенных инвестиций (участие инвестора, для которого гарантами выполнения плана санации являются конкретные личности – руководитель, участники должника), и предварительно согласовав план санации с большинством кредиторов, управляющий санацией должен быть уверен в том, что в последующем, при правомерном его поведении, он будет внедрять данный план оздоровления.

Однако следует заметить, что в случае появления новых кредиторов, чьи требования могут повлиять на возможность одобрения 50 % голосами кредиторов, такая ситуация представляется нормальной и означает лишь предварительную организационную неподготовленность руководителя должника. Необходимо также отметить, что Закон оставляет открытым вопрос, когда кредиторы, дав согласие на план санации согласно ст. 53 Закона, впоследствии, уже в рамках процедуры санации, откажутся одобрять его. Такая ситуация в рамках процедур, предусмотренных ст. 53 Закона, должна быть недопустима. То есть, кредиторы, дав согласие на воплощение плана санации, подготовленного должником, под руководством должника до возбуждения дела о банкротстве, не могут изменить ранее принятое решение при условии, если сведения, предоставленные должником, являлись достоверными. Таким образом, согласие кредиторов должно иметь юридические последствия не только для возбуждения дела о банкротстве согласно ст. 53 Закона, но и юридические последствия относительно обязательного одобрения такого же плана санации в процедуре санации, открытой согласно ст. 53 Закона.

В этой связи следует дополнить ст. 53 Закона нормой следующего содержания:

«Кредиторы, давшие согласие на реализацию плана санации и на назначение управляющим санацией руководителя должника в порядке части первой настоящей статьи, не могут изменить свое решение при рассмотрении такого же плана санации в рамках процедуры санации, открытой в порядке статьи 53 настоящего Закона, при условии, если сведения, предоставленные должником для дачи согласия на такой план санации, являлись достоверными».

Выше были исследованы правовые возможности должника при подаче заявления о возбуждении дела о банкротстве в хозяйственный суд. Итак, в соответствии Законом должник имеет право подать в суд заявление об открытии дела о банкротстве в общем порядке на основании ст. ст. 6, 7 Закона для вхождения в общую процедуру банкротства, при этом он должен также подать и план санации. Поскольку Законом не установлены правовые последствия подачи вместе с заявлением плана санации, представляется целесообразным и отвечающим цели макроэкономического равновесия внести в Закон те дополнения, о которых говорилось выше. Таким образом, при наличии санационной состоятельности необходимо оставлять должнику руководство работой предприятия и выполнение плана санации. При этом удалось бы создать условия, при которых должники стремились бы своевременно войти в процедуру несостоятельности, а также использовать их опыт и навыки для реабилитационных целей.

Представляется прогрессивным положение ст. 53 Закона, которая обеспечивает гарантии для добросовестных должников, самостоятельно разработавших план выхода предприятия из кризиса и, согласовав его с большинством кредиторов, внедрять его в жизнь в процедуре санации. Однако данная статья Закона нуждается в определенных изменениях, которые сформулированы в настоящей работе.

Необходимы также дополнения в Закон, которые бы предусматривали возможность для должника подавать заявление об открытии дела о несостоятельности на основании угрозы неплатежеспособности с теми же возможностями, которые предоставляются должнику согласно ст. 7 Закона с учетом предложенных выше дополнений относительно правовых последствий подачи плана санации должником.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что в соответствии с ч. 11 ст. 53 Закона, в случае если дело о банкротстве должника возбуждено по заявлению кредитора (кредиторов), комитет кредиторов имеет право обратиться в хозяйственный суд с ходатайством о назначении управляющим санацией руководителя должника, а также распорядителя имуществом.

К сожалению, Закон не позволяет решать достаточно эффективно вопросы, связанные с оставлением руководителя должника проводить санационные мероприятия. В Законе не определены основания для принятия решения комитетом кредиторов по вопросу назначения руководителя должника для управления санацией.

Вопрос об отстранении руководителя должника всегда был одним из наиболее важных. С одной стороны, неквалифицированное управление является причиной хозяйственных бед должника, а с другой, эти сложности также бывают следствием внешних причин, которые не связаны с квалификацией руководителя. Как правило, в большинстве случаев руководитель должника лучше, чем арбитражный управляющий, разбирается в специфике производства, особенностях работы и сбыта выпускаемой продукции должника, поэтому арбитражный управляющий сталкивается с необходимостью привлечения бывшего руководства к принятию конкретных управленческих решений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *