Неолитическая революция как предпосылка возникновения государства

Термин "неолитическая революция" впервые ввел английский ученый Гордон Чайлд (археолог, объездивший весь Запад и Восток и погибший в горах Австралии). Он впервые высказал идею о том, что в период неолита произошла революция, но революция, растянувшаяся на тысячелетия (хотя, согласно закону ускорения истории, это вполне соответствовало темпам развития той исторической эпохи).

Суть неолитической революции состоит в том, что человек от присваивающего хозяйства перешел к производящему: от охоты – к скотоводству, от собирательства – к земледелию.

Неолитическая революция была подготовлена развитием обществ, основанных на присваивающем хозяйстве. Между возникновением общины и переходом к земледелию лежит огромный промежуток времени. Для того, чтобы научиться сеять, людям понадобилось более 30 тысяч лет.

Почему так долго? Первичное развитие общества во многом зависит от климата, однако природные богатства не всегда являются источником процветания. Например, в тропиках три хлебных дерева могут прокормить человека в течение года» двенадцати бананов хватает работнику на день (по калорийности), к тому же урожайность бананов в 105 раз больше урожайности пшеницы. Зачем тогда трудиться, выращивать? Всего много, а люди бедны!

Не было техники? Была еще в палеолите: каменные серпы, дисковидные каменные терки, впервые появляется мотыга (палочно-мотыжная техника была одним из самых ранних способов обработки земли, тесно связанных с собирательством). В мезолите появились жатвенные ножи (предшественники серпов). Однако сами по себе все эти орудия не совершили неолитической революции. Техника лишь предпосылка, условие переворота, но не активный двигатель. Движущей силой всегда выступают люди, социум.

Для того, чтобы общество охотников и собирателей приступило к сознательным, настойчивым поискам путей освоения экологической действительности, стало не только собирать, но и производить, нужен был мощный толчок: либо в виде изменения природных условий, нарушившего равновесие человека и природы; либо в виде кризиса, вызванного человеческой деятельностью (истребление животных, демографические сдвиги, влияние извне, со стороны развивающихся обществ). К тому же, чтобы воспринять новое, общество должно быть подготовлено к этому, достичь известного уровня развития. А если этого не происходит, то техника так и остается на уровне предпосылки.

Экологический кризис (кризис присваивающего хозяйства) сыграл свою роль. Главным изобретением в период мезолита было изобретение вкладышной техники, а в частности лука и стрелы. С одной стороны, это временно решило проблему питания (путем охоты на мелких животных) и сэкономило силы человека (раньше он сам бежал с копьем, а теперь за него летит стрела), но с другой стороны, это привело к быстрому уничтожению животных на определенной территории, столь быстрому, что животные не успевали воспроизводиться. И проблему питания необходимо было решать уже на другом уровне.

По поводу возникновения земледелия в науке существует две основные точки зрения:

  1. Земледелие впервые возникло в IX-VIII тыс. до н. э. в Передней Азии (Иран, Ирак, Сирия, Турция) и оттуда распространилось по всей планете, попав в Европу в VI-IV тыс. до н.э.
  2. Земледелие возникло в самых разных уголках планеты, и теперь трудно представить, где оно было самостоятельным, а где заимствованным явлением.

Вторая фундаментальная идея Гордона Чайлда состоит в следующем:

Неолитическая революция – это универсальная закономерность. Ее пережили разные народы, в разное время, в разных условиях. Через этот период прошли все цивилизованные народы, имеющие государственность, а кто не прошел, тот находится на уровне родового строя.

Почему же революция? Революция, как известно, это скачок, резкий переход от одного качественного состояния к другому, а мы говорим, что неолитическая революция растянулась на несколько тысячелетий. А так как изменения, которые произошли, были просто поразительны, кардинальны, они повлияли на дальнейший ход истории.

Неолитическая революция нас интересует здесь потому, что она создала предпосылки цивилизованной, т.е. городской жизни (первые городища очень древни: мертвому Чатал-Гуюку в Малой Азии – свыше 14 тысяч лет, а живому и ныне Иерихону в Палестине – 10 тысяч лет). Неолитическая революция стала логической предпосылкой возникновения государства.

Таким образом, третья фундаментальная идея Гордона Чайлда состоит в том, что универсальной закономерности было суждено продолжиться в городской революции, в создании территориально-поселенческих групп ранней цивилизации и протогосударственных образований.

Любое развитие имеет положительные и отрицательные стороны. Это относится и к изменениям, произошедшим в ходе неолитической революции. Что изменилось?

Изменился сам человек (а точнее его организм – физиология и психика):

  • Переход к производящим формам хозяйства изменил физическую активность человека. Сокращение двигательной активности и ослабление кроветворной функции способствовали уменьшению длины тела и массивности скелета.
  • Охота требовала определенной агрессивности, победить мог сильнейший, и путем естественного отбора выживали именно такие люди- Агрессивность проявлялась не только по отношению к животным, но и по отношению к себе подобным. По археологическим данным, на скелетах периода неолита осталось меньше следов травм, по сравнению с предыдущим периодом. А раз теперь выживали не только сильные, объем мозга постепенно увеличивался, менялась форма головы. Таким образом, скелет стал меньше и стройнее, а объем мозга больше. Уменьшился травматизм.
  • Если у охотников развивались в основном, зрение, слух, то с развитием земледелия отбор этих качеств замедлился, а следовательно, зрение и слух стали несколько хуже (в социумах охотников практически нет дальтоников).
  • Охотникам приходилось питаться мясом, их зубы были крепкими и острыми, но довольно быстро стирались. С развитием земледелия стали употреблять больше растительной и вареной, а следовательно, более мягкой пиши, и естественный отбор привел к уменьшению размера и остроты зубов. С другой стороны, земледелие способствовало возникновению кариеса и других дефектов зубов (причины этого явления недостаточно ясны, хотя доказано, что ему способствует употребление монокультур).
  • Что касается внешнего вида, то челюсти стали меньше, увеличились лобные доли. Изменилась даже форма стопы (в обществах охотников преобладают плоскостопные люди), Замедлилась реакция, движения стали более спокойными. В целом, психика стала более устойчивой (оседлость и производимые продукты давали уверенность в завтрашнем дне). Организм перестраивался к оседлому образу жизни.
  • Процессы, сопутствовавшие неолитической революции (переход к оседлости, загрязнение среды, вырубка лесов), способствовали распространению инфекционных болезней, усиливавших естественный отбор по различным биохимическим особенностям.

Например, вырубка лесов (а на наших территориях долгое время использовалось подсечное земледелие) создает благоприятные условия для тех видов малярийных комаров, которые распространяются на открытых водоемах (в древности люди всегда селились у волы). При переложной системе земледелия, когда существует множество заброшенных полей, активными переносчиками инфекций являются клещи и грызуны. Так как люди с разными группами крови неодинаково восприимчивы к чуме, тифу, холере и другим инфекционным заболеваниям, отбор привел к тому, что увеличилось количество людей с первой и второй группой крови.

Увеличилась продолжительность жизни.

В период палеолита и мезолита средняя продолжительность жизни людей составляла 25-30 лет. До 40 лет доживали только 26 процентов населения. В неолите и средневековье (до капитализма) средняя продолжительность жизни была 40-45 лет. Старше этого уровня было около 50 процентов населения. Повысились шансы взрослых людей дожить до более позднего возраста.

Продолжительность жизни напрямую зависит от качества жизни (как от уровня экономики, так и качества жизни самого человека, в какой бы стране он ни жил). Например, в СССР средняя продолжительность жизни составляла 68-72 года, за последние десять лет этот показатель значительно снизился и сегодня в Украине составляет 58-59 лет. Для сравнения: средний возраст древних римлян составлял 23 года, хотя они и жили в процветающем государстве. На сегодняшний лень самая высокая продолжительность жизни в Японии – 80 лет. Народы, которые находятся на архаическом уровне развития, продолжают жить мало, например, современные пигмеи живут 21 год, бушмены – 30, австралийские аборигены – 50-51 год.

Увеличились рождаемость.

  • При кочевом образе жизни, сидя на лошади, женщина может держать на руках только одного ребенка (имеются в виду маленькие дети до трех лет, которые не могут обходиться без помощи матери). Земледелие дало оседлость, и в то время, когда мать занималась хозяйством, дети могли лежать, ползать, ходить.
  • Так как увеличилась продолжительность жизни, люди успевали родить и воспитать на одного-двух детей больше.
  • Если раньше дети были обузой, лишним ртом при разделе добычи, то теперь возникала необходимость в них как рабочей силе для земледелия.

Сократилась детская смертность. Для охотников и собирателей было типичным умерщвление от 15 до 50 процентов детей, которых не могли прокормить. Обычай детоубийства существует и сейчас у австралийских аборигенов. В результате всего этого резко увеличились плотность и концентрация населения.

Плотность населения в обществах земледельцев в 100 раз выше, чем в обществах охотников. Иерархическая структура поселений с крупными центрами складывалась в земледельческо-скотоводческой три польской культуре.

С одной стороны, это привело к росту городов, ремесла, транспорта, концентрации знаний; с другой – возникли новые проблемы. Чем выше плотность населения, тем больше болезней. Именно с земледелием связано распространение тифа, холеры и чумы.

Если в доземледельческую эпоху численность человеческих групп регулировалась, в основном, размерами продовольствия, то с возникновением земледелия, главным рейдирующим фактором стали болезни. Именно болезни стали тормозить и рейдировать естественный прирост населения (в стаде эту функцию выполнял естественный отбор).

Почему?

  • Кочевой быт сам по себе служил надежной защитой от распространения инфекций. В земледельческих обществах дело обстояло иначе. Люди жили на одном месте, поэтому естественно, что оставались многочисленные отходы от хозяйства, нечистоты, что приводило к загрязнению водоемов и распространению инфекций, при возникновении эпидемии кочевники снимались с места и уезжали, оставляя очаг болезни, и таким образом выживали. Земледельцы уже не могли себе этого позволить (их держало хозяйство, дома и т.п.), и смертность населения от эпидемий в земледельческих обществах была очень высокой.
  • Рост населения приводил к истощению природных ресурсов. Уже в древности поля удобряли навозом, что в свою очередь приводило к распространению инфекций (чтобы навоз утратил свое инфекционное воздействие на человека, он должен пролежать в земле 15 лет).
  • Хранение зерна всегда привлекало грызунов. Будучи сами невосприимчивы к чуме, они являются разносчиками болезнетворных микробов.
  • Кроме того, рост населения стимулировал выращивание не наиболее питательных, а наиболее урожайных культур (пусть хуже, зато всем хватит), возникали монокультуры (только рожь или только рис), что в свою очередь приводило к ослаблению организма и ухудшению генотипа.

Таким образом, создавая экологические кризисы и способствуя распространению эпидемий, рост плотности населения проявляет себя как саморегулирующийся процесс.

Установление прочной оседлости усиливает генетическую дифференциацию, а концентрация населения ее тормозит.

Неолитическая революция привела к двум главным изменениям в обществе:

  • К материальному – появлению избыточного продукта в материальном производстве и собственности как основы саморазвития экономики;
  • К гуманитарному – появлению в обществе принципиально нового начала – обособлению человека от «целого» и обретению им статуса автономной личности, индивида. А следовательно, возникла социальная необходимость обеспечить его "свободы".

Именно неолитическая революция предшествовала формированию государства. Государство не может возникнуть до неолитической революции, так как ничего не производится. Но государство может и не возникнуть, даже при наличии земледелия и скотоводства. То есть земледелие и скотоводство могут существовать без государства, а государство без них нет.

Источник – глава из учебного пособия:

Атоян О.И. История государства и права Украины (с древнейших времен до середины XVII века): Курс лекций /МВД Украины, Луган. ин-т внутр. дел; [Отв. ред. А.Н. Литвинов] – Луганск: РИО ЛИВД, 2001. – 472 с.

Реклама
Задачи по экономике с решениями
Статьи по экономике