Меню Закрыть

Бюджетные отношения на муниципальном уровне

В главе 8 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 (с последующими изменениями и дополнениями) определены полномочия органов местного самоуправления в сфере бюджетных отношений. В частности, органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления представляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов Российской Федерации отчеты об исполнении местных бюджетов.

В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов (ст. 52 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Эти положения можно считать как основополагающие, концептуальные для органов местного самоуправления.

Помимо этого, в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрены нормы о выравнивании уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов, округов (ст. 61). Так, выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений осуществляется путем предоставления дотаций из образуемого в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда финансовой поддержки поселений и образуемых в составе расходов бюджетов муниципальных районов районных фондов финансовой поддержки поселений. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) осуществляется путем предоставления дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов). Данный вопрос в настоящее время чрезвычайно актуальный, учитывая, что абсолютное большинство муниципальных образований в России являются дотационными и подпадающие в разряд тех, кому требуется финансовая поддержка в рамках указанного бюджетного выравнивания.

Следует заметить, что ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет источники доходов местных бюджетов. Так, согласно ст. 55 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к собственным доходам местных бюджетов относятся:

  • средства самообложения граждан, т.е. разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения, которые устанавливаются в абсолютной величине равными для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен;
  • доходы от местных налогов и сборов;
  • доходы от региональных налогов и сборов;
  • доходы от федеральных налогов и сборов;
  • безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
  • доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
  • часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;
  • штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
  • добровольные пожертвования;
  • иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления заинтересованы в собственных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в местный бюджет, оказывать экономическое и в некоторых случаях административное влияние на муниципальные предприятия. Одним из дискуссионных вопросов формирования доходов местного бюджета является проблема дотации, субвенции, субсидии. Эти источники создают у органов местного самоуправления бюджета иждивенческое настроение. Такая практика передачи средств не способствует развитию хозяйственной инициативы, нарушает самостоятельность муниципальных органов. В результате финансовых ресурсов катастрофически не хватает, а в доходной части, несмотря на принятые законы, остается весьма высоким удельный вес денег, поступающих в виде финансовой помощи из вышестоящих бюджетов.

Тем не менее, не везде и не всегда следует стремиться к замене дотации другими средствами. Дотация необходима в тех населенных пунктах, где в силу сложившихся условий и причин экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование доходов. Дотация необходима, если собственных доходов недостаточно для формирования минимального бюджета муниципального образования. С этой позицией нельзя не согласиться.

Вместе с тем, законодательное регулирование бюджетных отношений на местном уровне нуждается в совершенствовании. Так, выше были рассмотрены нормы ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который регулирует муниципально-правовые отношения, и в этой связи наличие столь большого объема регулирования в законе о местном самоуправлении представляется излишним, учитывая, в что в Бюджетном кодексе Российской Федерации (БК РФ), на который делается много ссылок в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», все вопросы бюджетных отношений отрегулированы очень подробно, включая и бюджетные отношения на местном уровне. В итоге получается, что ФЗ в «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для правоприменения могут быть прямо использованы лишь некоторые положения, касающиеся полномочий органов местного самоуправления в сфере бюджетных отношений, и именно эти нормы, на наш взгляд, нужно оставить в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», сделав соответствующие ссылки на БК РФ.

Источник:

  • Никифоров В.М. Нормативно-правовое регулирование бюджетных отношений на муниципальном уровне // APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки. – 2015. – № 3. – С. 46.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *