К вопросу о повышении эффективности налогового контроля в РФ

В настоящее время в РФ происходит активная модернизация налоговой системы с целью закрепления наметившихся тенденций экономического роста, однако комплексная система для этого не создана. Формирование экономической стратегии развития, концептуальных основ бюджетно-налоговой политики, их практическая реализация – сложнейшие и актуальнейшие проблемы для каждого субъекта РФ. Особое место в налоговом процессе принадлежит налоговому администрированию. Определяющий инструмент налогового администрирования – налоговый контроль, реализуемый через систему организации форм и методов.

В мировой практике существуют различные подходы к организации (организационные модели) системы налогового администрирования. Среди них можно выделить следующие модели: 1) по организации внутренней структуры – модель, ориентированная на вид налога; 2) функциональная модель – модель, ориентированная на вид налогоплательщика. По характеру взаимоотношений налоговой администрации с налогоплательщиками в мировой практике известны две основные модели: агрессивная (репрессивная) модель и партнерская (превентивная). Отечественная система налогового администрирования все еще тяготеет к агрессивной модели (что порождает негативное отношение субъектов экономики к фискальным органам и государству в целом). Однако, многие цивилизованные страны ориентируются на партнерскую модель. На современном этапе РФ необходима трансформация налогового администрирования в партнерскую модель взаимоотношений, которая основана на расширении возможностей для урегулирования споров и более открытого обмена информацией между налоговыми администрациями и налогоплательщиками.

Уровень мобилизации налоговых доходов в решающей степени зависит от эффективности налогового контроля. В настоящее время центральным аппаратом управления налоговыми органами для оценки качества и эффективности работы нижестоящих звеньев применяются как количественные, так и качественные показатели. В частности такие как: выполнение плановых назначений по мобилизации доходных источников в бюджетную систему; темпы роста поступлений в бюджет к уровню соответствующего периода предыдущего года; суммы доначислений и взысканий в ходе контрольной работы; поступления налогов и сборов на 1 рубл. затрат на содержание налоговых органов; затраты на содержание налоговых органов на 100 рублей поступлений налогов и сборов; уровень охвата налогоплательщиков и объектов налогообложения и т.д. Эти показатели являются публичными и представлены на сайтах Федеральной налоговой службы РФ. Однако, применяемые в практике показатели оценки эффективности налоговых органов не связаны с предупредительно - профилактической работой налоговых органов, которая лежит в основе партнерской модели налогового администрирования. Наш взгляд, целесообразно дополнить действующие показатели оценки эффективности работы территориальных налоговых органов, такими, как: уровень (коэффициент) добровольной уплаты налогов; удельный вес (коэффициент) налоговых споров, разрешенных в досудебном порядке путем заключения посредством заключения мирового соглашения в общем объеме налоговых споров; доля (коэффициент) результативных выездных проверок без судебных разбирательств, в общем объеме налоговых проверок; количество (снижение) жалоб налогоплательщиков.

Переход к партнерской модели взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками вовсе не означает необходимость ослабления налогового контроля и снижения налоговых обязательств субъектов экономики, в особенности в условиях нестабильности экономики. Безусловно, повышение эффективности налогового контроля невозможно без постоянного мониторинга и совершенствования ее составных частей.

Одним из актуальных на современном этапе проблем и факторов повышения эффективности организации налогового контроля является межведомственное взаимодействие налоговых органов с другими органами исполнительной власти. В настоящее время информация для исчисления налогов поступает в ФНС России из 15 министерств и ведомств, и от качества получаемых данных о налогоплательщиках, о транспортных средствах, об адресатах и т.д. зависит правильность формирования налоговых уведомлений. По данным ФНС РФ искажения и неточности в обмене информацией, дублирование данных составляет 85% жалоб от налогоплательщиков и снижает эффективность работы налоговых органов.

В этой связи обеспечение корректного обмена информацией налоговых органов с другими исполнительными органами должно власти является из приоритетных задач и здесь необходим системный подход. Использование единой информационной базы, которая существует во многих развитых странах (например, в Германии, Норвегии, Франции), является важным условием повышения эффективности уровня их взаимодействия.

В современных условиях в США, Великобритании и в странах ЕС сложился общенациональный информационный комплекс, в рамках которого осуществляется непрерывный мониторинг кредитно-финансового положения и денежных операций практически всех субъектов экономики (включая и российских граждан), на базе которых созданы крупнейший центры по сбору, хранению и обработке финансовой информации.

В условиях РФ и ее регионов слабость межведомственного взаимодействия ослабляет эффективность работы фискальных органов и создает проблемы со сбором налогов. Так, к примеру, в Республике Дагестан в 2012 г., по такому определяющему федеральному налогу как НДПИ, из запланированных 32,6 млн. рублей фактически удалось мобилизовать в бюджет только 13,4 млн. рублей или 41,2 %. Слабость межведомственного взаимодействия УФНС РФ по Республике Дагестан с природоохранными и правоохранительными органами отрицательно повлияли на эффективность сбора НДПИ в бюджет.

В 2013г. целях максимального учета резервов формирования собственных налоговых доходов муниципальных образований и улучшения результатов контрольной деятельности были заключены соглашения о взаимодействии между УФНС по Республике Дагестан и главами муниципальных образований. Однако, отсутствие действенных и эффективных механизмов реализации межведомственных взаимодействий приводит к тому, что большинство пунктов соглашений в практике не соблюдаются, что негативно влияет на собираемость НДПИ в бюджетную систему.

В Республике Дагестан, как и в целом по РФ весьма низкие объемы поступлений обеспечивает налог на имущество физических лиц. В период 2009-2012гг. удельный вес данного налога в общем мобилизации налоговых платежей в бюджетную систему РФ по РД не превышал 0,6%.

Расширение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц напрямую зависит от полного учета объектов недвижимости, принадлежащих физическим лицам. В регионе темпы роста поступлений налога на имущество физических лиц явно несопоставимы с масштабами и объемом возведения новых строений. По налогу на имущество физических лиц на 1.01.2013 г. в целом по Республике Дагестан 78% имущества инвентаризационной стоимостью более 500 тыс. рублей оформлено на льготные категории граждан. Кроме того, в рамках подготовки к переписи населения, было выявлено 55 тыс. неучтенных домостроений, в которых проживают физические лица (из них более 20 тыс. в Махачкале), в том числе 178 многоэтажных жилых домов. Эти домостроения нигде не учтены. Соответственно с владельцев, не зарегистрированных квартир, не взимаются имущественный и земельный налог, а также налог на доходы физических лиц (в случаях продажи жилья).

Исходя из вышеизложенного, в РФ и в ее регионах назрела необходимость совершенствования механизмов межведомственного взаимодействия налоговых администраторов с другими органами исполнительной власти, создания системы сплошного контроля, владения, управления и движения собственности, финансовых активов и доходов как основы противодействия налоговым правонарушениям. Стратегическим направлением совершенствования работы налоговых органов является внедрение в практику новых, основанных на передовых информационных и аналитических технологиях, форм и методов налогового контроля.

Наиболее распространенные схемы уклонения от налогообложения, основанные на использовании двойной бухгалтерии, а также сложных механизмах сокрытия объектов налогообложения, связанных с использованием фирм-однодневок, выявить на основе проверки учетной документации невозможно. Поэтому в настоящее время главной задачей налоговых органов, на решение которой должны быть направлены их усилия – это задача усиления аналитической составляющей работы налоговых органов.

На современном этапе РФ, возможности роста мобилизации налоговых доходов в бюджеты всех уровней связаны с решением задач системного характера. Выделим основные из них: формирование партнерской модели взаимоотношений налоговых администраторов с налоговыми органами; совершенствование налогового законодательства; усиление межведомственного взаимодействия администраторов налогов с другими государственными органами; улучшение налоговой дисциплины и устранением лазеек для уклонения от уплаты налогов; повышение квалификации и профессиональной компетентности работников налоговых органов; воспитание налоговой культуры населения.

Источник: Мусаева Х.М. «К вопросу о повышении эффективности налогового контроля в РФ»

Реклама
Задачи по экономике с решениями
Статьи по экономике