Правовая охрана курортных, лечебно-оздоровительных и рекреационных зон

Курортные, лечебно-оздоровительные и рекреационные зоны законодательством отнесены к особо охраняемым природным территориям, в пределах которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и какой-либо иной деятельности. Основным средством правовой охраны данных территорий является установление округов санитарной охраны и зонирование.

Округа санитарной охраны устанавливаются на территории курортных зон. Под округом санитарной охраны следует понимать территорию земной поверхности, внешний контур которой совпадает с границей курорта. В пределах данной территории запрещены любые работы, которые приводят к загрязнению почвы, атмосферного воздуха, воды, причиняют вред лесу и другим зеленым насаждениям, способствуют развитию эрозийных процессов и негативно влияют на природные лечебные ресурсы, санитарное и экологическое состояние территорий курортов.

Для курортов, которые используют полезные ископаемые, отнесенные к природным лечебным ресурсам (подземные минеральные воды, лечебные грязи и др.), устанавливаются округа санитарной охраны. Границы округов и зон санитарной (горно-санитарной) охраны курортов государственного значения утверждаются Верховной Радой Украины одновременно с принятием решения о провозглашении природных территорий курортными зонами государственного значения.

Границы округов и зон санитарной охраны курортов местного значения утверждаются соответственно Верховной Радой Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими радами одновременно с принятием решения об объявлении природных территорий соответственно курортными территориями местного значения.

Режим округов и зон санитарной (горно-санитарной) охраны курортов государственного значения устанавливается Кабинетом Министров Украины, а курортов местного значения – Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями.

Соответственно по каждому курорту государственного значения разрабатывается и утверждается Кабинетом Министров Украины отдельное Положение об этом курорте, в котором устанавливается округ санитарной охраны, четкие границы и режим использования.

В пределах каждого округа санитарной охраны выделяется три зоны: первая зона (зона строго режима); вторая зона (зона ограничений) и третья зона (зона наблюдений). Установление указанных зон осуществляется в порядке разработки землеустроительных проектов.

Первая зона охватывает места выхода на поверхность минеральных вод, территории на которых размещены месторождения лечебных грязей, минеральные озера, лиманы, вода которых используется для лечения, пляжи, а также прибрежную полосу моря и прилегающую к пляжам территорию шириной не менее чем 100 метров. В пределах этой зоны запрещено: использование недр, не связанное с использованием природных лечебных ресурсов, распахивание угодий, проведение любой хозяйственной деятельности, а также другие действия, которые влияют или могут повлиять на развитие небезопасных геологических процессов, на природные лечебные факторы курорта и его экологический баланс; прокладка трубопроводов и других коммуникаций; сооружение каких-либо строений и других объектов, не связанных с эксплуатационным режимом и охраной природных и лечебных факторов округа; сброс дренажно-сточных вод; устройство автостоянок и пунктов их обслуживания; проезд автотранспорта, не связанный с целевым обслуживанием этой территории; постоянное или временное проживание граждан (кроме лиц, которые непосредственно обеспечивают использование лечебных факторов).

На территории первой зоны разрешено осуществлять деятельность, связанную с использованием природных лечебных факторов; на основании научно обоснованных выводов и результатов государственной санитарно-гигиенической и экологической экспертиз проводить берегоукрепительные, противооползневые и противоэрозийные работы, строить гидротехнические сооружения и устраивать причалы.

Вторая зона (зона ограничений) охватывает собой: территорию, с которой происходит сток поверхностных и подземных вод до места выхода на поверхность минеральных вод или месторождения лечебных грязей, до минеральных озер, лиманов, мест неглубокой циркуляции минеральных и пресных вод, которые формируют минеральные источники; территорию, на которой находятся санаторно-курортные учреждения, дома отдыха и которая предназначена для строительства подобных учреждений; парки, леса и другие насаждения, использование которых без соблюдения требований природоохранного законодательства может привести к ухудшению природных и лечебных факторов курорта. На территории второй зоны запрещено: строительство объектов и сооружений, не связанных с непосредственным удовлетворением потребностей местного населения и граждан, которые пребывают на курорт; проведение горных и других видов работ, не связанных с непосредственным обустройством территорий; создание полей подземной фильтрации; устройство свалок, кладбищ; размещение складов пестицидов и агрохимикатов; осуществление промышленной вырубки зеленых насаждений, а также какое-либо использование их земельных участков и водоемов, которое может привести к ухудшению их природных лечебных факторов. Все многоквартирные дома в пределах границ второй зоны должны иметь водопровод и канализацию.

Третья зона (зона наблюдений) охватывает собой сферу формирования и потребления гидроминеральных ресурсов, лесные насаждения около курорта, а также территории, хозяйственное использование которых без соблюдения установленных для округа санитарной охраны курорта правил может неблагоприятно влиять на гидрогеологический режим месторождений минеральных вод и лечебных грязей, ландшафтно-климатические условия курорта, на его природные и лечебные факторы. На территории третьей зоны запрещено: строительство предприятий, учреждений и организаций, деятельность которых может негативно влиять на ландшафтно-климатические условия, состояние воздуха, почвы и вод округа; спуск на рельеф неочищенных промышленных и бытовых сточных вод; проведение вырубок зеленых насаждений (кроме санитарных рубок).

Третья зона является одновременно границей санитарной охраны курорта. На ее территории разрешено проведение работ, которые не влияют негативно на лечебные и природные факторы курорта, не ухудшают его ландшафтно-климатических, экологических и санитарно-гигиенических условий.

Охрана природных рекреационных ресурсов и территорий характеризуется рядом особенностей, обусловленных природными свойствами и назначением данных территорий. Основой деления рекреационных территорий на зоны является санитарно-гигиеническая, лесорастительная, заповедная и иная значимость природных территорий, их местонахождение и доступность.

Так, например, территории водных объектов рекреационного назначения подразделяются на три функциональные зоны: акваторию, непосредственно примыкающую к берегу, на которую приходится максимальная антропогенная нагрузка; зону так называемой «открытой воды», расположенную в центре водоема; заповедную зону как наименее доступную для отдыхающих.

Земельные участки водного фонда (территории, выделенные по берегам водоемов под полосы отвода) либо за их пределами, но расположенные в непосредственной близости от водных объектов, также могут быть разделены на несколько функциональных зон, характеризующихся различной степенью антропогенного воздействия: зона застройки, в пределах которой расположены объекты инфраструктуры, обслуживания и проживания рекреантов; зона промежуточного использования, предназначенная под застройку отдельных объектов (спортивные сооружения, зрелищно-развлекательные объекты); зона общего отдыха – места для пикников, стоянки для автомобилей, причалы, пляжи; зона нетронутой (заповедной) природы. По мнению ученых, для обеспечения нормального функционирования и восстановления природных ресурсов рекреационной зоны, на каждые 20 га прибрежной территории должно быть предусмотрено не более одной зоны общего отдыха.

Правовая охрана зеленых насаждений населенных пунктов, используемых в рекреационных целях (городские парки, парки культуры и отдыха, скверы, бульвары, набережные, лесопарки, лугопарки, гидропарки) осуществляется в соответствии с Правилами содержания зеленых насаждений городов и других населенных пунктов Украины, утвержденными приказом Государственного комитета Украины по жилищно-коммунальному хозяйству.

Порядок создания, использования, восстановления и охраны восстановительных природных ресурсов рекреационных зон территорий природно-заповедного фонда (зоны ограниченной рекреации) регулируется Законом Украины «О природно-заповедном фонде».

Необходимо отметить, что наиболее популярными местами отдыха, а, следовательно, и территориями, испытывающими, наибольшую антропогенную нагрузку являются зеленые зоны вокруг населенных пунктов – рекреационные территории, включающие в себя как водные акватории, так и лесные насаждения. Режим их охраны устанавливается в соответствии с водным и лесным законодательством Украины.

Таким образом, для рекреационных природных ресурсов характерным является деление на функциональные зоны (как и для объектов природно-заповедного фонда). К сожалению, действующее экологическое законодательство Украины не закрепляет принципы и порядок зонирования рекреационных территорий. Однако, условно, безотносительно к объектному составу рекреационных природных ресурсов, возможно выделить такие зоны: особо охраняемая; кратковременного отдыха; постоянного массового отдыха; обслуживания рекреантов; хозяйственного назначения.

Такое зонирование позволяет определить основные принципы, на которых должна основываться любая хозяйственная деятельность, осуществляемая в пределах рекреационных территорий: всесторонняя оптимизация контакта человека с природой (создание аллей, прудов, полян, детских площадок, и т.п.); рациональное использование пейзажа, предусматривающее равномерное распределение посетителей в зеленой зоне; систематизация туристического движения; принятие мер к сохранению экологического равновесия.

Общие принципы зонирования рекреационных земельных, лесных и водных природных территорий по функциональному признаку должны найти четкое нормативное закрепление в действующем экологическом законодательстве. В зависимости от местонахождения природной территории и вида, расположенных в ее пределах восстановительных ресурсов и факторов, правовой режим рекреационных зон отличается определенными особенностями, что, в свою очередь, предопределяет права и обязанности пользователей, а также виды пользования такими территориями.

Среди форм правовой охраны курортных, лечебно-оздоровительных и рекреационных зон необходимо выделить и проведение учета, контроля и наблюдения за качеством природных ресурсов указанных территорий. Государственный кадастр природных территорий курортов Украины является системой сведений о правовом статусе, принадлежности, режиме, географическом положении, площади, запасах полезных лечебных ресурсов, качественных характеристиках данных территорий, их лечебной, реабилитационной, природоохранной, рекреационной и иной ценности. Государственный кадастр территорий курортов ведется Гостурадминистрацией.

Отдельно осуществляется ведение Государственного кадастра природных лечебных ресурсов Украины, который представляет собой систему сведений о количественных и качественных характеристиках всех природных лечебных ресурсов, которые выявлены и учтены на территории Украины, а также о возможных объемах, способах и режимах их использования. Порядок ведения данного кадастра устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Важным принципом государственной политики в сфере курортного дела и рекреационной деятельности является рациональное тиспользование природных лечебных ресурсов, их надлежащая охрана и содействие превращению санаторно-курортного комплекса Украины в высокорентабельную и конкурентноспособную отрасль экономики страны. В связи с реализацией данного принципа, разрабатываются и внедряются в жизнь соответствующие государственные программы, направленные на экологическое и экономическое развитие данных территорий.

В случае нарушения требований экологического законодательства об охране курортных, лечебно-оздоровительных и рекреационных территорий, виновные лица несут гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законом. Так, если в результате неправомерных действий причинен вред природным ресурсам указанных территорий, то возникает основание для применения мер имущественной ответственности. Указанный вред подлежит возмещению в полном объеме в зависимости от своего размера и объекта посягательства в порядке, установленном законодательством Украины. Необходимо отметить, что определенным пробелом действующего законодательства является недостаточный учет ценности и стоимости лечебных природных ресурсов, что, соответственно, не находит своего отображения при определении размера имущественной ответственности лиц, которые причинили данный вред. И как следствие, отсутствие специальных методик и такс для четкого определения размера возмещения причиненного вреда лечебным природным ресурсам.

Источники:

  1. Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов: Учебное пособие / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А., канд. юрид. наук Каракаша И.И. – X.: ООО «Одиссей», 2000. – 368 с.
  2. Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л. Дубовик. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 768 с.
  3. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 584 с.
  4. Экологическое право Украины: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2007. – 464 с.

Реклама
Задачи по экономике с решениями
Статьи по экономике