Меню Закрыть

Организационное обеспечение использования в деятельности уголовно-исполнительных инспекций системы электронного мониторинга подконтрольных лиц

В настоящее время в числе основных задач уголовно-исполнительных инспекций (УИИ) контроль за функционированием и эффективностью применения системы электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ). Аудиовизуальные, электронные и иные технические средства контроля могут использоваться в целях осуществления контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений, а также для получения необходимой информации о поведении осужденных к ограничению свободы, осуществления контроля за соблюдением ими установленных ограничений (сбор, накопление, обработка, хранение и предоставление УИИ сведений). За 9 месяцев 2013 г. УИИ применено 8897 контрольных устройств системы электронного мониторинга подконтрольных лиц, из которых 7960 к осужденным к ограничению свободы и 937 к подозреваемым (обвиняемым), в отношении которых избрана мера пресечения виде домашнего ареста.

СЭМПЛ позволяет усилить контроль за поведением осужденных к ограничению свободы из группы риска, склонных к совершению повторных преступлений и правонарушений, уклонению от исполнения возложенных на них судом ограничений; кроме того, ежедневный контроль за исполнением осужденными возложенной судом на них обязанности находиться по месту жительства в определенное время суток позволяет снизить риск совершения административных правонарушений осужденными к ограничению свободы (большинство административных правонарушений совершается после 21 часа), поскольку они осознают, что находятся под постоянным контролем и соответственно, как указывают практические работники, их поведение претерпевает изменения. Однако суды нередко критически относятся к результатам фиксации техническими средствами надзора и контроля фактов нарушений условий отбывания наказания в виде ограничения свободы, что, безусловно, снижает эффективность их использования.

Проведенный опрос сотрудников УИИ позволяет утверждать о том, что технические средства надзора в их подразделении используются недостаточно результативно, в частности, в отдельных регионах, по данным Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), процент неисправного оборудования составляет более 40. Более того, в среднем по России применено лишь 53 % всех работоспособных устройств (в одних регионах он составляет менее 20 %, в других – более 80 %).

При использовании в деятельности УИИ электронных средств контроля и наблюдения за осужденными к ограничению свободы возникают проблемы организационного характера, которые связаны с недостаточным организационным обеспечением внедрения некоторых электронных средств наблюдения за осужденными к ограничению свободы; возмещения осужденными материального ущерба, причиненного ими своими неправомерными действиями при использовании электронных средств наблюдения; применения к осужденным к ограничению свободы СЭМПЛ в зависимости от решаемых задач и поставленных целей электронного контроля.

Согласно официальным данным ФСИН России, при осуществлении УИИ электронного контроля при помощи СЭМПЛ имеются следующие недостатки:

  • несвоевременно снимаются тревожные сообщения в регионах;
  • в большинстве территориальных органов ФСИН России оконечное оборудование СЭМПЛ работает на 29 версии программного обеспечения, однако остается значительное количество оборудования, работающего на старых версиях программного обеспечения;
  • в регионах охранные зоны не прикрепляются;
  • в ряде регионов большое количество контрольных устройств длительное время не передают данные на сервер мониторинга;
  • не производится своевременная корректировка количества подконтрольных лиц в программе СЭМПЛ-мониторинг;
  • выявляется завышение данных о количестве примененных устройств;
  • в регионах отмечается формальное снятие сообщений СЭМПЛ.

В числе причин недостаточно эффективного применения СЭМПЛ, на наш взгляд, следующие: отсутствие должного внимания руководителей ФКУ УИИ к вопросам развертывания системы; невысокий уровень подготовки сотрудников, выполняющих функции администратора и оператора системы; проблемы, связанные с технической недоработкой средств надзора; формальный подход к применению СЭМПЛ, обусловленный наличием плановых показателей; неисполнение филиалами ФКУ УИИ указаний ФСИН России (не повсеместно изучаются и методические рекомендации, подготавливаемые и направляемые ФКУ УИИ для изучения в филиалы).

Думается, в настоящее время возникла потребность во введении в структуру УИИ соответствующего подразделения по использованию СЭМПЛ, в котором должны работать специалисты соответствующего профиля. В целях подготовки квалифицированных кадров УИИ, обладающих специальными профессиональными компетенциями в области применения СЭМПЛ, ФСИН России было принято решение об организации в Самарском юридическом институте ФСИН России обучения сотрудников УИИ по программе «Организационно-правовые и технические основы деятельности операторов СЭМПЛ» в рамках курсов повышения квалификации. Была создана «Лаборатория СЭМПЛ», на базе которой в течение 2012 г. прошли обучение 158 сотрудников УИИ, в 2013 году – 16 сотрудников ФСИН России, в настоящее время обучаются 25 сотрудников ФКУ УИИ.

Кроме того, следует принять меры по обеспечению своевременного снятия тревожных сообщений (не реже трех раз в сутки) и недопущению формального снятия тревожных сообщений; активизации работы по возмещению ущерба, поскольку в отдельных регионах возмещено менее 1 % ущерба либо он не возмещен совсем (на практике возникают затруднения с доказыванием умышленной порчи оборудования); обеспечению сохранности оконечного оборудования СЭМПЛ (за период эксплуатации было утеряно 495 его единиц, прежде всего мобильных контрольных устройств); организации начальниками ФКУ УИИ прикрепления охранных зон, запретных зон или ограничений режима ко всем подконтрольным лицам в соответствии с требованиями приговоров.

Источник: Казак Б.Б., Смирнова И.Н. «Организационное обеспечение использования в деятельности уголовно-исполнительных инспекций системы электронного мониторинга подконтрольных лиц»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *