Меню Закрыть

Особенности расследования убийств, совершенных на объектах железнодорожного транспорта

Убийства являются одним из весьма распространенных преступлений на транспорте и совершаются из хулиганских побуждений, на сексуальной почве, с целью разбоя, по бытовым мотивам. Местами совершения убийств могут быть как подвижной состав, так и перрон, район станции.

В связи с обнаружением трупа на объектах железнодорожного транспорта могут быть выдвинуты общие версии: убийство, самоубийство, несчастный случай, ненасильственная смерть. Следственные ситуации, формирующиеся на первоначальном этапе расследования уголовного дела об убийстве, могут существенно отличаться друг от друга. Наиболее часто встречаются следующие:

  • обнаружен труп с признаками насильственной смерти, подозреваемый задержан непосредственно после совершения преступления;
  • обнаружен труп с признаками насильственной смерти, однако подозреваемого нет;
  • поступило заявление об исчезновении человека, имеются обоснованные предположения о его убийстве;
  • преступление замаскировано под несчастный случай (подкладывание трупа под поезд, подбрасывание частей трупа в разные вагоны).

Перечисленные следственные ситуации прежде всего определяют основные направления расследования убийства на первоначальном этапе.

Особенности осмотра места происшествия вытекают из специфики характера убийства (применение оружия, отравление, сбрасывание с движущегося поезда и пр.). Важным является поиск и осмотр следов и вещественных доказательств.

В процессе осмотра места происшествия могут быть выявлены признаки, подтверждающие ту или иную выдвинутую версию.

Признаками, позволяющими предположить, что на месте обнаружения трупа совершено убийство, могут быть:

  1. следы ног преступника и потерпевшего. Отыскание следов ног в полосе отвода железной дороги облегчается тем, что полотно покрыто мягким грунтом, на котором хорошо видны следы. Однако эти следы могут быть и непригодными для идентификации, поскольку на сыпучем грунте плохо отображаются индивидуальные признаки обуви. Наряду с этим на месте происшествия могут быть и иные следы, не относящиеся к исследуемому событию. Поэтому следует опросить лиц, находившихся вблизи места происшествия, с целью установления принадлежности следов;
  2. следы борьбы, обнаруженные как на месте происшествия, так и на потерпевшем;
  3. большое количество следов крови в виде луж, потоков и брызг на грунте под трупом или возле него, если на трупе имеются повреждения, связанные с потерей крови. Следует подчеркнуть, что направление потоков крови должно соответствовать положению трупа;
  4. поза трупа, наличие ссадин, царапин;
  5. орудие преступления — ножи, огнестрельное оружие, гильзы, металлические и иные предметы, оставленные возле трупа или недалеко от него;
  6. вещи потерпевшего, оставленные преступником как не представляющие ценности, если убийство совершено с целью разбоя, а также личные вещи убийцы, если он переодевался в одежду потерпевшего;
  7. состояние одежды потерпевшего;
  8. отсутствие следов волочения, сбрасывания трупа с поезда и прочие обстоятельства, которые могут подтверждать иные предположения.

Признаками, свидетельствующими о сбрасывании трупа с поезда, могут быть:

  • следы наслоения на грунте в результате падения трупа с поезда. В случае сбрасывания с поезда еще живого человека на земле от первых столкновений ног с землей остаются глубокие прерывистые следы, которые заканчиваются на месте падения потерпевшего. Труп в этом случае будет находиться за колеей. Следует обратить внимание на состояние обуви потерпевшего. В процессе столкновения ног с землей могут отрываться каблуки или даже подошва. На обуви наличествуют царапины с мелкими частицами щебня, песка в них;
  • проездные документы, находящиеся в одежде потерпевшего, которые указывают на то, что он ехал в поезде перед смертью;
  • поза трупа. Труп, сброшенный с поезда, который движется на большой скорости, отлетает в сторону, скатывается под откос, часто попадает в водяные кюветы;
  • наличие на трупе или на полотне сена, соломы, дегтя, кусков угля и других предметов, выброшенных преступником из товарного поезда с трупом или после того, как труп был сброшен;
  • несоответствие потоков крови на трупе и расположения трупных пятен на позе трупа, в которой он был обнаружен.

В случае обнаружения трупа в самом поезде необходимо установить время наступления смерти. Это важное обстоятельство можно использовать для определения участка дороги, где было совершено убийство, что позволит приблизительно установить наиболее вероятное местонахождение преступника и сузить круг мероприятий по его розыску.

Специфика работы на транспорте требует немедленного установления и допроса очевидцев убийства, лиц, которые нашли труп или его части, сообщили о преступлении. Существует несколько путей:

  • установление свидетелей путем опроса граждан, находившихся в районе происшествия, а также ехавших с потерпевшим;
  • установление свидетелей, проживающих вблизи места обнаружения трупа;
  • установление свидетелей в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий;
  • сообщение в средствах массовой информации о необходимости оказания помощи.

В качестве свидетелей могут быть опрошены: лица, обнаружившие труп; лица, которые сообщили об обнаружении трупа; очевидцы события; иные лица (родные, близкие, знакомые).

Допрос свидетелей предусматривает выявление следующих обстоятельств: когда и в связи с чем свидетель оказался на месте происшествия; с кем он был; не проявлял ли потерпевший признаков жизни; не видел ли допрашиваемый, при каких обстоятельствах было совершено убийство; что он видел или слышал; сколько было преступников, их внешность, особые приметы, во что они были одеты; о чем разговаривали; как обращались друг к другу; как долго пребывали на месте происшествия; в каком направлении скрылись и пр.

Тщательные действия следователя по делам об убийстве неустановленного лица детально проанализированы выше. Предложенные рекомендации следует учитывать и при раскрытии убийств, совершенных на объектах железнодорожного транспорта.

Преступник, который совершил убийство на транспорте и уехал с места преступления на большое расстояние, полагает, что уличить его в содеянном невозможно. Поэтому во время задержания и на первых допросах он не дает правдивых показаний.

Лицо, замаскировавшее убийство под несчастный случай, обычно пытается и на допросе пояснить смерть потерпевшего. Однако несоответствие его показаний фактическим обстоятельствам может быть использовано для установления истины.

Для розыска убийцы оперативные работники после сообщения в средствах массовой информации о совершенном преступлении осуществляют опрос граждан, которые могли видеть потерпевшего в кругу известных и неизвестных лиц. Раскрытие убийства на транспорте предполагает необходимость использования современных криминалистических научно-технических разработок. Вместе с тем, определенный положительный результат могут дать и традиционные способы воспроизведения личности преступника с использованием словесного портрета, фоторобота, который составляется с помощью свидетеля-очевидца (в т.ч. с применением компьютерной техники). При наличии определенного круга информации проводится проверка по криминалистическим учетам.

При раскрытии убийств на транспорте свою специфику имеет и такое следственное действие, как воспроизведение обстоятельств и обстановки событии. Его проведение не должно усложнять нормальное движение поездов на участках, где проводится это следственное действие. В некоторых случаях воспроизведение сопровождается сложными техническими расчетами, а иногда несет повышенную опасность для жизни и здоровья участников. В связи с этим во время планирования этого следственного действия следует принять меры безопасности.

Источник – глава из учебного пособия:

Черечукнна Л.В. Расследование убийств: Учебно-методическое пособие /МВД Украины, Луган. гос. ун-т внутр. дел им. Э.А. Дидоренко. — Луганск; РИО ЛГУВД им. Э.А. Дидоренко, 2009. -248 с. — Библиогр.: С. 237 — 247.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *