Степанов А.А. Хозяйственно-правовые средства предупреждения банкротства. Диссертация на соискание научной степени кандидата юридических наук. – Донецк, 2006.
Понятие «банкротства» можно рассматривать как в узком, так и в широком смысле. Понятие «банкротство» в широком смысле следует рассматривать в качестве института хозяйственного права. Такая интерпретация понятия находит свое подтверждение в ч. 1 ст. 4 Закона, в соответствии с которой в отношении должника применяются следующие судебные процедуры банкротства: распоряжение имуществом, мировое соглашение, санация (восстановление платежеспособности) должника, ликвидация банкрота. То есть, любая из вышеперечисленных судебных процедур является судебной процедурой именно банкротства (как института хозяйственного права).
«Банкротство» в узком смысле означает такую стадию производства по делу о банкротстве как ликвидацию банкрота. В соответствии со ст. 1 Закона банкротство – это признанная хозяйственным судом неспособность восстановить свою платежеспособность и удовлетворить признанные судом требования кредиторов не иначе как путем применения ликвидационной процедуры.
В этой связи и термин «предупреждение банкротства» можно рассматривать как в узком, так и в широком смысле.
Предупреждение банкротства в широком смысле представляет собой систему средств (мер), направленных на недопущение возбуждения дела о банкротстве, связанную с устранением условий для обращения кредиторов в хозяйственный суд с заявлением о признании должника банкротом. Закон о банкротстве в статье 3 упоминает о таковых, однако они не применяются в рамках производства по делу о банкротстве, носят внесудебный характер и регулируются общими нормами хозяйственного законодательства без применения тех преференций, которые предоставляются только в рамках дела о банкротстве. То есть, в данном случае речь идет о предупреждении возбуждения дела о банкротстве в отношении должника путем применения общехозяйственных средств как экономического характера (модернизация производства, перепрофилирование, реструктуризация производства и т. п.), так и управленческого (изменение управленческой политики, менеджмента и др.) и юридического характера (взыскание дебиторской задолженности, получение кредита, заключение договоров отсрочки и/или рассрочки долгов, привлечение инвестиций и др.).
Так, в соответствии с ч. 1, 2 ст. 3 Закона учредители (участники) должника-юридического лица, собственник имущества, центральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обязаны принимать своевременные меры для предупреждения банкротства предприятия-должника. Собственником имущества должника государственного или частного предприятия, учредителями (участниками) должника-юридического лица, кредиторами должника, другими лицами в пределах мер по предупреждению банкротства должника может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения обязательств должника перед кредиторами, в том числе обязательств по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) и восстановления платежеспособности должника (досудебная санация).
Однако при наличии признаков неплатежеспособности должник не в состоянии кому-либо из кредиторов запретить возбудить дело о банкротстве.
Термин «предупреждение банкротства» употреблялся и в дореволюционной юридической литературе, в частности Г.Ф. Шершеневичем, который по данному поводу отмечал: «Полное расстройство частного хозяйства, к которому приводит открытие над ним конкурсного производства, возбуждает стремление предотвратить эти печальные последствия, дать ему возможность оправиться и выйти из критического положения. Это стремление тем более находит себе оправдание, когда несостоятельность вызывается причинами, лежащими вне воли должника, когда в его действиях не заключается никакого злого намерения или грубого пренебрежения к и интересам кредиторов» [223, с. 116]. То есть, меры по предупреждению банкротства также были направлены на предотвращения открытия судебных процедур несостоятельности.
В данной диссертационной работе предметом исследования являются хозяйственно-правовые средства предупреждения банкротства именно в узком понимании этого слова. Российский правовед М.В. Телюкина определяет предупреждения банкротства в данном случае как систему мероприятий, направленных на недопущение вынесения судом решения о признании должника банкротом [200, с. 83].
Вместе с тем, определяя понятие «хозяйственно-правовых средств предупреждения банкротства», следует обозначить общетеоретическое определение юридических средств.
Дефиниции юридических средств в теории права многообразны. Представляется, наиболее оптимальными в контексте данной исследовательской работы являются следующие дефиниции. Так, Г.Л. Знаменский под «внутренними» правовыми средствами понимает методы правового регулирования в соответствующих отраслях права [49, с. 213]. Т. Пащук дефиницию данного понятия сформулировал как «любое юридическое явление, при помощи которого может быть достигнута определенная цель, зафиксированная в законодательстве» [98, с. 17].
Таким образом, с одной стороны, хозяйственно-правовые средства предупреждения банкротства можно рассматривать как методы правового регулирования общественных отношений, складывающиеся в связи с недопущением признания должника банкротом, исключением его из хозяйственного (гражданского) оборота и, соответственно, как методы правового воздействия, направленные на восстановление платежеспособности должника и, с другой стороны, это такие юридические явления, при помощи которых может быть достигнута одна из целей законодательства о банкротстве – недопущение признания должника банкротом через восстановление его платежеспособности.
Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать следующее определение хозяйственно-правовых средств предупреждения банкротства. Хозяйственно-правовые средства предупреждения банкротства – это юридические средства, направленные на недопущение вынесения хозяйственным судом постановления о признании должника банкротом и об открытии ликвидационной процедуры, а также определения о ликвидации юридического лица, применяемые в связи с производством по делу о банкротстве, при наличии признаков санационной состоятельности должника.