Уголовно-процессуальная регламентация стадии возбуждения дела

Одной из форм борьбы с преступностью, выполнения задач уголовного судопроизводства является своевременное и обоснованное возбуждение уголовного дела по имеющимся в наличии поводам и основаниям, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законом.

Возбуждение уголовного дела в теории и в практике органов досудебного следствия в уголовном процессе понимается как самостоятельная стадия, с которой начинается уголовное судопроизводство, и которая создает необходимые основания для производства следственных действий, эта стадия, кроме общих задач уголовного процесса, имеет свои частные задачи: рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях и разрешение вопроса о возбуждении уголовного дела, то есть на данном этапе возникают специфические процессуальные правоотношения, отличные от процессуальных отношений в стадии досудебного следствия. Они складываются между одними субъектами стадии - органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, прокурором, судьей или судом, которые правомочны разрешать заявления и сообщения о преступлении и возбуждать по ним уголовное дело, и другими участниками уголовного процесса - заявившим о преступлении лицом, организацией, предприятием, учреждением или должностным лицом, полномочными в случае необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела обжаловать процессуальное решение.

Прокурор, осуществляющий надзор за соблюдением законности и обоснованности при возбуждении уголовного дела или при вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, вступает с органом дознания, досудебного следствия на этой основе в процессуальные правоотношения.

Вступление субъектов уголовно-процессуальной деятельности в правоотношения между собой предполагает начало определенной деятельности, которая охватывает следующие моменты (этапы):

  1. принятие, регистрация и проверка заявления или сообщения о преступлении;
  2. вынесение по материалу доследственной проверки процессуального решения;
  3. обжалование и проверка законности и обоснованности процессуального решения.

Эта деятельность является строго основанной на законе, т. к. выполняемые процессуальные действия и правоотношения, возникающие между участниками уголовно-процессуальной деятельности, осуществляются точно и в соответствии с правовыми нормами уголовно-процессуального законодательства и нормативными ведомственными актами Генерального прокурора Украины и Министерства внутренних дел Украины.

В случае отступления участником процесса от предписания нормы права, наступают отрицательные последствия, иначе называемые юридическими фактами нарушения законности, что в свою очередь влечет отмену процессуального решения. Это так называемые факты необоснованного или преждевременного возбуждения или отказа в возбуждении уголовного дела. Действия должностных лиц по принятию решения о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела должны соответствовать предписаниям правовых норм, регламентирующих эту деятельность, т. е. статьям 4, 89, 94-100 Уголовно-процессуального кодекса Украины. Вместе с тем, нормативные ведомственные акты, например, Приказ МВД Украины № 500 от 26 ноября 1994 года "Об утверждении и введении в действие "Инструкции о порядке приема, регистрации, учета и рассмотрении в органах внутренних дел Украины заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях", Постановление № 9 Пленума Верховного Суда Украины от 1 ноября 1996 года "О применении Конституции Украины при осуществлении правосудия" и пр. разъясняют правила применения правовых норм процессуального характера должностными лицами органов досудебного расследования, прокуратуры и суда.

Уголовно-процессуальный принцип публичности обязывает, в соответствии со статьей 4 УПК, орган дознания, следователя, прокурора, судью и суд при выявлении признаков преступления возбудить уголовное дело и провести его расследование вплоть до принятия по нему законного решения. И нормативные ведомственные акты, следуя закону, обязывают должностных лиц выполнять это предписание. Что касается граждан и должностных лиц учреждений, предприятий и организаций, выявивших признаки готовящегося или совершенного преступления, то они обязаны сообщить об этом факте в правоохранительные или другие компетентные органы. В случае несообщения или уклонения от сообщения о преступлении это лицо может быть привлечено к уголовной ответственности. Кроме того, уголовный закон также предусматривает возможность наказания должностных лиц, сознательно незаконно возбудивши" либо отказавших в возбуждении уголовного дела.

Но уголовно-процессуальное законодательство делает исключение из общего правила, относительно обязанности должностных лиц возбуждать уголовные дела по заявлениям и сообщениям о преступлениях. Так, при сообщении об умышленном нанесении легких телесных повреждений без расстройства здоровья либо побоев, об истязании, клевете И оскорблении либо об изнасиловании без отягчающих последствий или о самоуправстве уголовные дела не могут быть возбуждены без наличия жалобы потерпевшего (см> схему №10).

Вместе с тем, в части 2 статьи 27 УПК предусмотрены случаи когда и без жалобы потерпевшего уголовное дел0 вправе возбудить прокурор, судья или суд при условии, если они удостоверятся, что потерпевший пребывает в беспомощном состояний либо находится в материальной или иной зависимости от виновного или совершенное деяние имеет особое общественное значение (это так называемые "дела частного и публично-частного обвинения").

Деятельность по приему, регистрации, проверке и разрешению заявлений и сообщений о преступлениях, а также по возбуждению уголовного дела, как уже выше отмечалось, охватывает три этапа, и в связи с этим в практике правоохранительных органов сложился определенный алгоритм действий должностных лиц по установлению ряда обстоятельств, достаточных для решения вопроса об обоснованности возбуждения уголовного дела.

В этот перечень следует включить установление следующих обстоятельств:

  1. является ли заявление или сообщение о готовящемся либо совершенном преступлении поводом к возбуждению уголовного дела;
  2. содержат ли факты, о которых получены сведения, признаки преступления (в случае отсутствия таковых составляется мотивированное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела);
  3. по какой статье уголовного закона может быть квалифицировано преступное деяние, какому органу расследования оно подведомственно;
  4. имеются ли в наличии обстоятельства, препятствующие возбуждению уголовного дела, т. е. основания, предусмотренные статьей 6 УПК;
  5. на основании каких конкретных данных признается, что факты, о которых получены сведения, действительно имели место; не следует ли по обстоятельствам совершенного преступления провести осмотр места происшествия;
  6. есть ли необходимость в проведении предварительной проверки и какие именно проверочные действия должны быть выполнены;
  7. какие меры должны быть предприняты для предупреждения или пресечения преступления, а равно для закрепления и сохранения следов преступного деяния;
  8. какие меры должны быть приняты для устранения причин и условий, способствующих совершению преступления;
  9. соблюдение определенных правил по оформлению выполняемых действий и принятых решений в соответствии с их процессуальной формой.

Данный перечень обстоятельств и действий не является исчерпывающим. Его можно варьировать в зависимости от вида совершенного преступления, установленных обстоятельств и планируемых процессуальных действий.

Осуществляя проверку указанных обстоятельств, орган дознания, лицо, производящее дознание, следователь, прокурор и судья до вынесения постановления, а суд - до вынесения определения о возбуждении уголовного дела либо об отказе в его возбуждении производят соответствующие процессуальные действия и составляют необходимые процессуальные документы:

  1. принимают и регистрируют заявления и сообщения о происшествиях;
  2. составляют протокол устного заявления или протокол явки с повинной, осуществляют осмотр места происшествия;
  3. получают объяснения граждан, истребуют необходимые документы и предметы;
  4. проводят ревизии, инвентаризации и аудиторские проверки;
  5. направляют поручения и указания о проведении оперативно-розыскных или розыскных мероприятий и пр.

После выполнения всех необходимых процессуальных действий и сбора документов компетентное должностное лицо, убедившись в наличии или отсутствии признаков определенного преступления, принимает решение возбудить уголовное дело или отказать в его возбуждении и составляет необходимый процессуальный документ.

Акт возбуждения уголовного дела предшествует дознанию и досудебному следствию, но не самой стадии предварительного расследования. Это видно из того положения, что возбудить уголовное дело может один компетентный орган, а принять дело к своему производству и провести расследование - другой. Например, уголовное дело может возбудить прокурор, судья или суд, после чего направляет дело для дальнейшего расследования в орган дознания или следователю. Кроме того, некоторые категории уголовных дел не требуют производства дознания или досудебного следствия, а непосредственно возбуждаются в суде и по ним проводится судебное разбирательство (по преступлениям, предусмотренным статьей 27 УПК (оскорбление, клевета, легкое телесное повреждение и т.д.).

Вместе с тем необходимо отметить, что возбуждение уголовного дела и начало дознания или досудебного следствия непосредственно сближаются друг с другом в тех случаях, когда уголовно; дело расследуется тем же органом, который возбудил его. Но и в этом случае стадия возбуждения уголовного дела не теряет своего значения и содержания.

Исследование архивных и находящихся в производстве уголовных дел показано, что практически каждое двадцатое уголовное дело возбуждалось органом дознания или следователем в отношении конкретного лица, хотя как на момент возбуждения дела достаточных оснований подозревать это лицо в совершении преступления не имелось. Однако дела частного обвинения (часть I статьи 27 УПК), а также дела о таких преступлениях, как побег из-под стражи, дезертирство, дача заведомо ложных показаний или отказ от дачи показаний, недонесение о преступлении, укрывательство преступлений и др., могут быть возбуждены против конкретного лица.

Своевременное, обоснованное и законное возбуждение уголовного дела является залогом успешного раскрытия каждого преступления, гарантией защиты прав и законных интересов граждан, потерпевших ог преступления, от необоснованного привлечения к уголовной ответственности. Только оперативное решение вопроса о возбуждении уголовного дела поможет быстро, полно и всесторонне исследовать обстоятельства подготавливаемого или совершенного преступления. Кроме того (и это, несомненно, главное), возбуждение уголовного дела позволяет продолжить полноценную процессуальную деятельность, приступить к производству следственных действий, делает эту деятельность более целенаправленной по установлению обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.

Таким образом, начало стадии возбуждения уголовного дела связывается с получением следственными, прокурорскими или судебными органами первичной информации о готовящемся или совершенном преступлении. Завершающим моментом данной стадии является формулирование и вынесение обоснованного процессуального решения:

  1. постановления о возбуждении уголовного дела;
  2. постановления об отказе в возбуждении уголовного дела;
  3. о направлении материалов по подследственности или по подведомственности.

Источник – глава из монографии:

Колодяжный ВЛ. Возбуждение уголовного дела: проблемы теории и практики: Монография. - Луганск: РИО ЛИВД, 1999. - 148 с.

Реклама
Задачи по экономике с решениями
Статьи по экономике