Ответственность за легализацию преступно приобретенных доходов в уголовном законодательстве Украины и Российской Федерации

В последние десятилетия наблюдается устойчивая тенденция к сближению финансовых систем разных государств. Позитивные моменты этого сближения, такие как прогнозируемость ситуации на рынке, облегчение регулирования курсов валют, возможность предупреждения скачков цен и инфляции, несомненны. Однако явление имеет и обратную сторону. Наряду с указанными положительными моментами глобализации хозяйственных связей, такое сближение создает благодатную почву для всякого рода злоупотреблений, влияет на формирование условий, при которых появляется возможность в одних государствах совершать преступления, а в других – скрываться от ответственности. Учитывая развитие технологий вообще и информационных технологий в частности, можно с уверенностью сказать, что так называемая привязка к местности при совершении преступления отходит на задний план, особенно если речь идет об общественно опасных деяниях, связанных с экономической деятельностью. Кроме того, правонарушители получают возможность уклоняться от ответственности, используя пробелы в законодательстве либо недостатки в организации или деятельности правоохранительных органов.

Государства – члены ООН в Бангкокской декларации "Взаимодействие и ответные меры: стратегические союзы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия" (2005 г.) выразили обеспокоенность распространением и масштабами транснациональной организованной преступности, встревоженность резким ростом, расширением географии и последствиями новых экономических и финансовых преступлений. Вместе с тем, в декларации подчеркивается, что такого рода преступления превратились в опасную угрозу для национальной экономики и международной финансовой системы; обращается внимание мирового сообщества на необходимость комплексного и системного подхода к борьбе с наркоиндустрией, отмыванием "грязных" денег и финансированием терроризма, поскольку данные деяния способствуют развитию дальнейшей преступной деятельности [1].

Действительно, практика отмывания доходов, полученных преступным путем, давно вышла за границы какого-либо отдельного государства и приобрела глобальный характер, угрожая стабильности финансовых систем и прогнозируемости развития рынка. Поэтому целесообразность объединения усилий в борьбе с этим явлением не вызывает сомнений. Одним из направлений, обеспечивающих действенность совместных усилий разных государств, является взаимная гармонизация антилегализационного законодательства, выработка совместных мер по предупреждению отмывания преступных доходов, финансирования терроризма и противодействию им. На необходимость обеспечения участия Украины в таких международных мероприятиях указывается в правительственных программах, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем [2]. Прежде всего это мероприятия, которые организовываются под эгидой Группы по разработке финансовых мероприятий борьбы с отмыванием денег (далее –FATF), Совета Ев ропы, Всемирного банка и Международного валютного фонда (далее – МВФ).

Исторический путь развития Украины и России предопределил те общие черты, которые существуют во многих сферах общественной жизни этих государств, в том числе в структуре преступности, методах и способах противодействия ей. Между нашими государствами традиционно сложились тесные экономические связи. Это способствует возникновению условий, при которых преступные доходы, полученные в Украине, отмываются в Российской Федерации и наоборот. Как Украина, так и Россия входили в "черный" список ФАТФ (Украина входила в "черный" список ФАТФ с 2001 г. по 2004 г. РФ – с 2000 г. по 2002 г.). Однако благодаря совершенствованию правовой базы противодействия легализации преступных доходов с учетом положений, сформулированных в Сорока рекомендациях ФАТФ [3], Россия, а два года позже и Украина были исключены из него. С небольшим интервалом Верховными Судами Украины и России было обращено внимание на необходимость обобщения судебной практики применения уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за отмывание доходов, полученных преступным путем, что нашло отражение в соответствующих постановлениях пленумов данных судов [4]. На этом перечень сходных моментов не исчерпывается.

Указанные обстоятельства подтверждают необходимость совместного поиска способов разрешения проблем, возникающих в сфере противодействия легализации преступных доходов в Украине и России. Принимая во внимание возрастающую опасность терроризма, которая особенно обострилась в связи с событиями на Кавказе, и то, что совершение отмывания может являться одним из способов получения средств для финансирования террористической деятельности, следует создать эффективную систему противодействия указанным явлениям, представляющим угрозу для мирового сообщества.

Литература

  1. См.: Бангкокская декларация "Взаимодействие и ответные меры: стратегические союзы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия" (2005 г.) // Сайт Организации Объединенных Наций: http://www.un.org/russian/events/11thcongress/bangkok_decl. pdf.
  2. См.: Указ Президента України від 10 квітня 1997 року № 319/97 "Про Національну програму боротьби з корупцією" // Офіційний вісник України. – 1997. – № 15. – С. 11; Указ Президента України від 25 грудня 2000 року № 1376/2000 "Про Комплексну програму профілактики злочинності на 2001 – 2005 рр." // Офіційний вісник України. – 2001. – 12 січня. – № 52. – С. 101. – Ст. 2258; Розпорядження Кабінету Міністрів України від 3 серпня 2005 року № 315-р "Про схвалення Концепції розвитку системи запобігання та протидії легалізації (відмиванню) доходів, одержаних злочинним шляхом, і фінансуванню тероризму на 2005 – 2010 роки" // Офіційний вісник України. – 2005. – 26 серпня. – № 32. – С. 354. – Ст. 1951.
  3. См.: Сорок рекомендаций ФАТФ (Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег) // Сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу РФ: http://www.kfm.ru/files/40recom. pdf.
  4. См.: Постанова Пленуму Верховного Суду України від 15 квітня 2005 року № 5 "Про практику застосування судами законодавства про кримінальну відповідальність за легалізацію (відмивання) доходів, одержаних злочинним шляхом" // Вісник Верховного Суду України. – 2005. – № 5 (57). – С. 9 – 12; Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 года № 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2005. – № 1. – С. 3 – 7.

Источник: Предисловие из монографии

Беницкий А.С., Розовский Б.Г., Якимов О.Ю. Ответственность за легализацию преступно приобретенных доходов в уголовном законодательстве Украины и Российской Федерации: Монография / МВД Украины, Ин-т экон.-пр. исл. НАН Украины, Луган. гос. ун-т внутр. дел им. Э.А. Дидоренко, Восточноукр. нац. ун-т им. В. Даля. – Луганск: РИО ЛГУВД им. Э.А. Дидоренко, 2008. – 496 с. – Библиогр.: С. 463-492.

Реклама
Задачи по экономике с решениями
Статьи по экономике