Наказание за легализацию доходов, полученных преступным путем

За совершение деяний, перечисленных в ч. 1 ст. 209 УК Украины, законодатель установил наказание в виде лишения свободы на срок от трех до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией денежных средств либо другого имущества, полученных преступным путем, и с конфискацией имущества.

Согласно положениям ч. 4 ст. 12 (классификация преступлений) УК Украины преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 209 УК Украины, относятся к категории тяжких преступлений.

За действия, предусмотренные частью первой статьи 209 УК Украины, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц, или в крупном размере, определено наказание в виде лишения свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией денежных средств либо другого имущества, полученных преступным путем, и с конфискацией имущества.

За действия, предусмотренные частями первой или второй указанной статьи, совершенные организованной группой или в особо крупном размере, установлено наказание в виде лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией денежных средств либо другого имущества, полученных преступным путем, и с конфискацией имущества.

В соответствии с ч. 5 ст. 12 УК Украины квалифицированное и особо квалифицированное преступления, предусмотренные чч. 2 и 3 ст. 209 УК Украины, относятся к категории особо тяжких преступлений.

Обращает на себя внимание такой вид дополнительного наказания, как конфискация денежных средств либо другого имущества, полученных преступным путем, предусмотренный в чч. 1 – 3 ст. 209 УК Украины.

Денежные средства либо другое имущество, полученные преступным путем, являются преступными доходами. Данное имущество согласно ст. 78 (вещественные доказательства) УПК Украины относится к категории вещественных доказательств, поскольку они были объектом преступных действий отмывателя либо нажиты им преступным путем. В соответствии с пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 81 (разрешение вопроса о вещественных доказательствах) УПК Украины данное имущество передается в доход государства либо возвращается его законным владельцам, а при неустановлении их переходит в собственность государства.

Данный подход соответствует сложившейся судебной практике. Так, согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Украины от 15 апреля 2005 года № 5 "О практике применения судами законодательства об уголовной ответственности за легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем" если при рассмотрении уголовного дела по обвинению лица в совершении преступления, состав которого предусмотрен в ст. 209 УК, будет установлено, что средства или иное имущество получены вследствие совершения предикатного деяния, они на основании п. 5 ч. 1 ст. 81 Уголовно-процессуального кодекса Украины будут подлежать возврату законному владельцу или обращению в доход государства с обоснованием в приговоре принятого решения.

Таким образом, конфискацию денежных средств либо другого имущества, полученных преступным путем, целесообразно исключить из видов наказаний за отмывание преступных доходов. Это обусловлено тем, что порядок изъятия денежных средств либо другого имущества, полученных преступным путем, регламентирован ст. 81 УПК Украины.

Следует отметить, что в ряде случаев суды не учитывают, к какой категории тяжести относится отмывание преступных доходов.

Так, например, вряд ли можно согласиться с решением Андрушевского районного суда Житомирской области в отношении Я., обвиняемого по ч. 1 ст. 185 и ч. 1 ст. 209 УК Украины. Суд, учитывая ходатайство о закрытии уголовного дела с передачей Я. на поруки трудовому коллективу СОК "Е.", освободил Я. от уголовной ответственности на основании ст. 10 УПК Украины с передачей на поруки. Обосновывая свое решение, суд указал, что совершенное Я. преступление не относится к категории тяжких, поэтому уголовное дело может быть закрыто. Однако уголовное дело, возбужденное не только по ч. 1 ст. 185 УК Украины, но и по ч. 1 ст. 209 УК Украины, было прекращено.

Освобождение отмывателя от уголовной ответственности за предикатное преступление по нереабилитирующим основаниям не должно повлечь освобождение от уголовной ответственности за легализацию преступных доходов по тем же основаниям.

Закрепленная в уголовном законодательстве Украины система поощрительных норм является одним из факторов, побуждающих граждан активно содействовать в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений. Поэтому применение института освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием согласуется с целями уголовной политики.

Уголовно-правовой компромисс является эффективным средством стимулирования правомерного поведения виновного после совершения им общественно опасного деяния. Кроме того, ввиду сложности расследования отдельных видов преступлений государство иногда вынуждено идти на компромисс с лицами, совершившими противоправное деяние, освобождая их от уголовной ответственности и наказания в обмен на совершение поступков, определенных в законе и обеспечивающих реализацию основных задач уголовно-правовой борьбы с преступностью.

Отметим, что выявить факты отмывания доходов, добытых преступным путем, а также установить местонахождение капиталов правоохранительным органам без активного участия лиц, изъявивших желание оказать помощь, крайне трудно. Значение показаний таких субъектов особенно возрастает, когда необходимо вернуть похищенные материальные ценности законному владельцу. Учитывая важность борьбы с отмыванием "грязных" денег, носящим латентный характер, в Уголовном кодексе целесообразно установить специальные основания освобождения от уголовной ответственности за данное преступление. Такие дополнения к уголовно-правовой норме обеспечат условия для обнаружения фактов отмывания преступных доходов, а также преступлений, в результате которых они были образованы.

Условием освобождения от уголовной ответственности за легализацию преступных доходов должны стать добровольное сообщение правоохранительным органам о таком преступлении, а также содействие раскрытию преступления и выдача доходов, добытых преступным путем.

Добровольность означает, что субъект сознательно, по собственной воле стремится оказать содействие органам власти в раскрытии преступления, а также выдать денежные средства или иное имущество, приобретенные в результате совершения преступлений.

Интересно отметить, что в п. 2 примечания к ст. 193 (легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем) УК Республики Казахстан предусмотрено освобождение от уголовной ответственности за легализацию денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, если субъект добровольно заявит о готовящемся либо совершенном рассматриваемом преступлении. Между тем каких-либо дополнительных условий, кроме добровольного заявления о легализации незаконных доходов, законодатель Республики Казахстан не определяет.

Нельзя признать деятельное раскаяние добровольным, если лицо выдает имущество, добытое преступным путем, и оказывает помощь органам правосудия после того, как вынуждено было признать предъявленное обвинение и доказательства. Такие действия виновного должны быть расценены как смягчающие обстоятельства и в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 66 (обстоятельства, смягчающие наказание) УК Украины учтены судом Украины при назначении наказания. Применение этого вида освобождения от уголовной ответственности возможно до возбуждения уголовного дела, в ходе расследования уголовного дела, но до фактического раскрытия преступления.

Содействие раскрытию преступления характеризуется тем, что виновный своими активными действиями оказывает помощь правоохранительным органам в установлении обстоятельств и способов отмывания, в изобличении соучастников, а также иным образом способствует раскрытию преступления.

Следует отметить, что такое основание деятельного раскаяния встречается в ст. 235 УК Республики Беларусь и ст. 262 (легализация (отмывание) денежных средств либо иного имущества, полученных противозаконным путем) УК Республики Таджикистан.

Выдача доходов, добытых преступным путем, означает передачу правоохранительным органам денежных средств или иного имущества, которые виновный отмыл. В тех случаях когда лицо лишь окажет содействие в раскрытии преступления, но не выдаст преступные доходы, его поведение следует расценивать как смягчающее обстоятельство и учитывать при назначении наказания.

Применение данного вида деятельного раскаяния должно иметь обязательный характер для суда. В противном случае стимулирование посткриминального поведения отмывателя станет малоэффективным из-за отсутствия гарантий полного освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Императивная форма освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием отмывателя предусмотрена в уголовных законодательствах Беларуси, Казахстана и Таджикистана.

Правовое значение освобождения лица от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием состоит в том, что оно будет способствовать всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела в процессе предварительного следствия и судебного разбирательства.

Норму, предусматривающую ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем, целесообразно дополнить примечанием, изложив ее в следующей редакции:

"Лицо, принимавшее участие в легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за это деяние, если оно добровольно способствовало раскрытию преступления и выдало денежные средства либо иное имущество, полученные преступным путем".

Такие изменения к уголовному закону создадут предпосылки для стимулирования социально полезного посткриминального поведения отмывателя.

Источник: глава из монографии

Беницкий А.С., Розовский Б.Г., Якимов О.Ю. Ответственность за легализацию преступно приобретенных доходов в уголовном законодательстве Украины и Российской Федерации: Монография / МВД Украины, Ин-т экон.-пр. исл. НАН Украины, Луган. гос. ун-т внутр. дел им. Э.А. Дидоренко, Восточноукр. нац. ун-т им. В. Даля. – Луганск: РИО ЛГУВД им. Э.А. Дидоренко, 2008. – 496 с. – Библиогр.: С. 463-492.

Реклама
Задачи по экономике с решениями
Статьи по экономике