Особенности возбуждения уголовного дела по делам об убийствах, сопряженных с завладением жильем

Подавляющее большинство уголовных дел указанной категории возбуждаются вскоре после обнаружения трупа и получения заключения судебно-медицинской экспертизы о криминально-насильственной смерти в ситуации, когда мотив убийства неясен.

Фактами, которые в своей совокупности позволяют сделать предположение об убийстве с целью завладения жильем при условии установления личности трупа с признаками насильственной смерти, являются:

  • проживание в жилище потерпевшего третьих лиц, заявляющих о совершении с потерпевшим сделки с жилплощадью;
  • документальное подтверждение этой сделки;
  • отсутствие в отделе по вопросам гражданства, миграции и регистрации физических лиц по месту последнего проживания потерпевшего сведений о регистрации его на новом месте жительства;
  • потерпевший относится к так называемой группе риска, куда входят, как правило, одиноко проживающие пенсионеры, люди преклонного возраста, алкоголики, наркоманы, психически неполноценные, несовершеннолетние;
  • отсутствие у потерпевшего и у его доверенных лиц крупной суммы денег или какого-либо имущества, которое могло быть им получено при совершении сделки с жильем;
  • сведения о том, что потерпевший недополучил от покупателей определенную сумму денег, имущество и настаивал на удовлетворении своих требований, угрожая расторгнуть сделку.

Установление перечисленных фактов при возбуждении уголовного дела, как правило, не представляет сложности, поэтому следователь обязан незамедлительно выполнить это.

При наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, немедленно возбуждается уголовное дело. Для принятия решения о возбуждении уголовного дела по материалам проверки о безвестном исчезновении лица по рассматриваемой категории дел должны быть достаточные основания.

  1. Наличие в отделе по вопросам гражданства, миграции и регистрации физических лиц по месту последнего проживания исчезнувшего документов, свидетельствующих о желании сняться с регистрации в связи с продажей или обменом жилья, и, наряду с этим, отсутствие заявления о снятии с регистрационного учета, которое заполняется одновременно с регистрацией на новом месте жительства. Подобное заявление в трехдневный срок должно направляться в органы регистрационного учета по последнему месту жительства заявителя. Его получение служит основанием для регистрации на бывшей жилплощади заявителя третьих лиц.
  2. После отчуждения жилья исчезнувший намеревался проживать по адресу, имеющему общий, неконкретный характер (например в Донецкой области), или по адресу, который в действительности не существует.
  3. После отчуждения жилья исчезнувший намеревался проживать в условиях, явно не соответствующих его образу жизни, привычкам, наклонностям, физическим возможностям (пожилое лицо, проживавшее в городе, не имеющее навыков жизни в условиях сельской местности, намеревается в одиночестве проживать в деревне).
  4. После регистрации в приватизированное жилье исчезнувший не оформил на него право собственности.
  5. После отчуждения жилья имелись сведения, что исчезнувший недоволен совершенной сделкой и хотел вернуть все в первоначальное положение.
  6. После отчуждения жилья исчезнувший получил деньги за квартиру, доплату, но имеются сведения о том, что он требовал от покупателя (посредника) выполнения всех условий договора (доплаты деньгами, ценностями, автомашиной, участком земли и пр.).
  7. Сведения о том, что в процессе отчуждения жилья к исчезнувшему со стороны третьих лиц применялись различные способы воздействия с целью принудить его к совершению сделки, в том числе и к оформлению на третьих лиц генеральной доверенности на право совершения сделки с жильем.
  8. Малолетний возраст пропавшего, тем более, что имеются сведения о возможной продаже жилья, где он был зарегистрирован, или жилье после этого исчезновения было очень быстро продано.
  9. Отчуждение жилья у без вести пропавшего лица, входящего в группу риска, производилось без одобрения муниципальных органов, призванных следить за законностью подобных сделок.
  10. Сведения о том, что исчезнувший проживал в коммунальной квартире, не давал согласия соседу на приватизацию жилья (если такой порядок предусмотрен законодательством) или на расселение, выдвигая при этом некоторые требования.
  11. Сведения о том, что между исчезнувшим и лицом, совместно с ним проживающим, имелись серьезные разногласия (на чье имя приватизировать жилье).
  12. Документы, связанные с приватизацией и отчуждением жилья составлены, судя по указанным на них датам, после исчезновения без вести пропавшего лица.

Для установления вышеперечисленных фактов органы внутренних дел должны провести различные проверочные мероприятия. К их числу можно отнести следующие:

  • осмотр последнего места проживания исчезнувшего, опрос проживающих в нем граждан;
  • опрос соседей, знакомых, родственников об обстоятельствах исчезновения, совершения сделок с жильем, о приметах посредников, маклеров, представителей риэлторской фирмы, о высказываниях исчезнувшего относительно предстоящей сделки и его намерениях на новом месте жительства;
  • выявление фирмы-посредника или маклера, связанного сданной сделкой, их опросы;
  • изъятие всех противозаконных документов и документов сделки, изучение их содержания с обращением особого внимания на возможные следы подлога как технического, так и интеллектуального характера;
  • ознакомление с имевшимися в отделе по вопросам гражданства, миграции и регистрации физических лиц по месту проживания исчезнувшего его заявлениями о выписке, материалами, свидетельствующими о проведенной с ним беседе;
  • получение сведений о деталях сделки с жильем в жилищных организациях, общественных комиссиях по контролю над подобными сделками, в органах, регистрирующих операции по купле-продаже жилья.

Проверка заявлений о безвестном исчезновении граждан не должна проводиться по упрощенной схеме и ограничиваться запросами в информационные центры, бюро по регистрации несчастных случаев, морги, больницы. Предстоит тщательно отработать связи разыскиваемых, сверить их приметы с неопознанными трупами, осмотреть оставшиеся личные вещи и документы, место проживания безвестно исчезнувшего гражданина. Даже если жилье продано, подарено и там проживают новые жильцы, его следует осмотреть с участием специалиста, поскольку потерпевший мог быть убит в собственном доме и его труп вывезен и захоронен, а в процессе осмотра жилища не исключена возможность обнаружения следов преступления, в частности следов крови. Протокол осмотра в данном случае не может быть подменен рапортом оперативного работника или участкового инспектора, который чаще всего содержит скудную информацию и является малоэффективным.

Особенно тщательной проверке должны подвергаться факты безвестного исчезновения одиноко проживающих лиц, входящих в группы риска, к которым, как уже отмечалось, относятся одинокие или одиноко проживающие женщины, достигшие 55 лет, мужчины от 60 лет; нетрудоспособные (инвалиды I - II групп), одинокие и одиноко проживающие лица, злоупотребляющие спиртными напитками, употребляющие наркотики; несовершеннолетние, лица, признанные в судебном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными.

Наличие вышеуказанных данных обязывает следователя незамедлительно решать вопрос о возбуждении уголовного дела. Чем быстрее будет возбуждено уголовное дело и проведено расследование, тем реальнее раскрытие преступления, поскольку попавшее в руки преступников жилье быстро продается. Причем вполне легально и через солидных риэлторов. Далее след преступников теряется.

Решение об отказе в возбуждении уголовного дела не должно приниматься по недостаточно проверенным материалам (по неполно исследованным обстоятельствам).

Если в процессе проверки, проводимой в соответствии с требованиями ст. 97 УПК Украины, не удается установить местонахождение исчезнувшего и выяснить его дальнейшую судьбу, а также криминальный характер исчезновения, то после вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела собранные материалы следует передать в оперативно-розыскные отделы для возбуждения розыскного производства. Нередко именно в рамках проведения розыскных мероприятий удавалось устанавливать в дальнейшем признаки криминального характера исчезновения и по собранным материалам возбуждать уголовное дело. Выявление фактов криминального характера исчезновения лица, связанного с отчуждением жилья, требует систематического, целенаправленного, инициативного поиска и координации деятельности многих служб органов внутренних дел и прокуратуры.

Версия о мотиве убийства, связанного с завладением жильем, должна выдвигаться и проверяться в числе других версий при обнаружении трупа с признаками криминально-насильственной смерти. Та же версия должна выдвигаться и после установления личности неопознанного трупа.

Иногда на практике возникают сложности, обусловленные невозможностью установить причину смерти. В таких случаях после установления личности трупа необходимо запросить проверочные материалы по факту исчезновения установленного лица и его розыскное дело. При наличии сведений о том, что это лицо совершило сделку по купле-продаже жилья, его обмену, целесообразно возбудить уголовное дело и все вопросы, связанные с исчезновением и смертью, решать в рамках досудебного расследования.

Источник – глава из учебного пособия:

Черечукнна Л.В. Расследование убийств: Учебно-методическое пособие /МВД Украины, Луган. гос. ун-т внутр. дел им. Э.А. Дидоренко. - Луганск; РИО ЛГУВД им. Э.А. Дидоренко, 2009. -248 с. - Библиогр.: С. 237 - 247.

Реклама
Задачи по экономике с решениями
Статьи по экономике