Меню Закрыть

Организация работы органов досудебного следствия в системе МВД Украины

Организация работы органов досудебного следствия, так же как и штатных подразделений органов дознания, предусматривает активное участие следователей в борьбе с преступностью, укрепление законности и правопорядка путем быстрого и полного раскрытия преступлений, которые им подследственны, и привлечение к ответственности лиц, их совершивших; принятие своевременных мер для обеспечения возмещения ущерба, причиненного преступными действиями; установление в ходе расследования уголовных дел причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер к их устранению.

Работа следственных органов внутренних дел зависит от оперативной обстановки и штатной численности следственных подразделений и строится по территориально-зональному или линейному принципу.

Организация работы следственных подразделении регламентируется приказами и указаниями МВД Украины, инструкцией, нормативно-правовыми актами ТУМВД, УМВД, УМВДТ. Процессуальная деятельность следователей регулируется уголовно-процессуальным законодательством Украины. Все решения о направлении досудебного следствия и проведении следственных действий следователь принимает самостоятельно за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение согласия прокурора или разрешения суда, и несет полную ответственность за их выполнение.

Контроль за организацией работы органов досудебного следствия осуществляется руководителями органа внутренних дел, органа досудебного следствия. А за процессуальной деятельностью следователей — начальниками органа досудебного следствия.

Сотрудникам других подразделений органа внутренних дел запрещается вмешиваться в процессуальную деятельность следователей, истребовать и проверять уголовные дела и материалы, которые находятся в их производстве или архивах, давать по ним указания или оценивать принятые следователем процессуальные решения.

Планирование, аналитическая и статистическая работа органов досудебного следствия и координация их деятельности. Организация деятельности органов досудебного следствия МВД Украины осуществляется на основе текущего и перспективного планирования, соединения единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника за состояние дел на порученном участке. Мероприятия по организации следственной работы предусматриваются в планах работы органа внутренних дел и следственного подразделения. Они должны быть максимально приближены к задачам практической деятельности, разрабатываться на основе ее результатов с учетом проблем борьбы с преступностью и требований МВД Украины.

Обязательным содержанием планов работы органов внутренних дел и органов досудебного следствия является следующее.

В плане органа внутренних дел — комплексные мероприятия, направленные на своевременное реагирование на сообщения о преступлениях, обеспечение немедленного выезда на места происшествий следственно-оперативных групп в полном составе, укрепление взаимодействия органа досудебного следствия с другими службами, раскрытие преступлений, активизацию профилактической работы на основе материалов следствия, создание необходимых условий для успешного выполнения следователями возложенных на них задач.

В плане органа досудебного следствия — конкретные мероприятия (в необходимых случаях — согласованные с другими службами), направленные на улучшение организации работы следователей, предоставление им практической помощи в расследовании преступлений, распространение и внедрение передового опыта, повышение уровня процессуального контроля за деятельностью сотрудников следственных подразделений, разработку и усовершенствование тактики и методики следствия в процессе расследования отдельных видов преступлений, применение в практической деятельности современных научных методов, криминалистической и организационной техники, повышение уровня профессиональной подготовки следователей.

Следователь планирует свою работу таким образом, чтобы обеспечить своевременное проведение необходимых следственных действий по всем уголовным делам, находящимся в его производстве. С этой целью он составляет календарный план-график работы по всем делам и материалам доследственной проверки, а также письменные планы по каждому уголовному делу.

Текущие и перспективные планы работы органа досудебного следствия, а также документы, свидетельствующие о выполнении плановых заданий (анализы, сводки, обобщения, протоколы оперативных совещаний и др.), хранятся в нарядах планов работы.

Аналитическая работа предусматривает организацию сбора данных, их обработку и обобщение, комплексное изучение состояния оперативной обстановки, результатов деятельности органа досудебного следствия, которые позволяют определить главные проблемы, возникающие в управленческой деятельности, недостатки и причины их возникновения, следственные подразделения или следователей, которые требуют усиленного контроля, предоставления практической и методической помощи или укрепления кадров. Аналитическая работа также предусматривает разработку и принятие мер, направленных на устранение причин недостатков и разрешение имеющихся проблем, а также целесообразность использования с этой целью конкретных форм и методов воздействия на ситуацию.

Аналитическая и методическая работа органов досудебного следствия осуществляется организационно-методическими управлениями, отделами, отделениями Главного следственного управления МВД Украины, следственных управлений (отделов) ГуМВД, УМВД, УМВДТ и руководителями следственных подразделений горрайлинорганов внутренних дел Украины, которые в пределах своих полномочий анализируют следственную практику, организацию и результаты деятельности органов досудебного следствия; на основе анализов разрабатывают и реализуют мероприятия, направленные на повышение качества и сокращение сроков досудебного следствия, обеспечение реализации прав и законных интересов граждан, надлежащее рассмотрение их заявлений и обращений; определяют пути устранения причин и условий, способствовавших совершению преступлений, организуют работу по возмещению причиненного преступлениями материального ущерба, усовершенствованию организации деятельности следователей.

Статистическая работа органов досудебного следствия -это планомерный научно обоснованный процесс собирания официальной информации, которая дает количественную характеристику результатов работы по раскрытию и расследованию преступлений или процессов, которые происходят во время ее проведения, путем регистрации этой информации с помощью специальных программ, разработанных на основе статистической методологии, т.е. совокупности научно обоснованных способов, правил и методов статистического изучения процессов, которые устанавливают порядок собирания, обработки и анализа информации.

Статистическая работа заключается в отображении результатов расследования уголовных дел и их движения путем заполнения соответствующих учетно-статистических документов, карточек, формирования государственной статистической отчетности о результатах работы органов досудебного следствия, проведения взаимных сверок с подразделениями информационных технологий и используется для составления анализов и обобщений с целью определения результатов работы, выявления негативных тенденций и путей их устранения.

Копии статистических отчетов о результатах работы органов досудебного следствия за отчетный период и каждого следователя в отдельности, информационные сообщения по этим вопросам в адрес вышестоящих органов приобщаются к наряду общего контроля и статистики.

Методическая работа обеспечивает актуальность принятых мер по разрешению основных задач, улучшение качества следствия, повышение роли следователей в раскрытии и расследовании преступлений, обеспечении законности. Она предусматривает постоянное ведение кодификации действующего законодательства и систематическое доведение до сведения исполнителей его изменений путем подготовки информационных писем, проведения занятий, обобщения судебной практики и положительного практического опыта работы по расследованию уголовных дел.

Для проведения методической работы определяются и используются органы, на базе которых проводятся собрания, семинары и совещания.

Методическая работа заключается:

  • в подготовке качественных методических документов с максимально полным отображением необходимой информации, в изучении и эффективном их использовании в практической деятельности личным составом следственного аппарата;
  • систематическом выявлении, изучении и внедрении прогрессивных форм и методов деятельности следственных подразделений органов внутренних дел Украины;
  • проведении оперативных совещаний и иных организационных мероприятий по мобилизации следственных сотрудников на выполнение главных задач, в выработке конкретных решений и организации их выполнения.

Документы нормативного характера, указания вышестоящих органов, материалы проверок следственного подразделения, переписка с другими государственными и правоохранительными органами накапливаются в директивном наряде.

Внедрение передового опыта 8 работу следственных подразделений органов внутренних дел Украины предусматривает изучение, обобщение и разработку рекомендаций по использованию положительного опыта работы, в том числе зарубежного, в практике организации расследования уголовных дел, разработку современных методик расследования отдельных видов преступлений, организацию и проведение совещаний, научно-практических конференций и семинаров по проблемам досудебного следствия, подготовку и распространение соответствующих печатных изданий.

Исполнительская дисциплина предполагает осуществление комплекса организационных и практических мероприятий по качественному, полному выполнению требований и задач, определенных приказами, решениями коллегий МВД Украины, указаниями министра внутренних дел Украины и его заместителей, поручениями и иными директивными документами, которые касаются вопросов работы органов досудебного следствия и расследования уголовных дел, а также своевременное информирование о ходе и результатах их выполнения.

Исполнительская дисциплина обеспечивается надлежащим уровнем организации работы следственных подразделений, действенным общим и процессуальным контролем и добросовестным отношением сотрудников к выполнению поставленных задач.

Координация деятельности следственных подразделений -это согласованная, направленная практическая работа руководителей и сотрудников этих подразделений, которые в пределах своих полномочий осуществляют контроль и координируют расследование преступлений, подследственных следственным органам внутренних дел и носящих межрегиональный и международный характер, создают в необходимых случаях межрегиональные следственные группы.

Координация в организации взаимодействия следственных органов внутренних дел Украины с подразделениями, которые проводят оперативно-розыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, и органами, осуществляющими прокурорский надзор по уголовным делам, а также (в пределах своей компетенции) с иными правоохранительными органами, министерствами, учреждениями и организациями обеспечивается:

  • внесением руководству МВД, ГУМВД, УМВД, УМВДТ предложений следственных управлений (отделов), направленных на улучшение организации следственной работы и взаимодействия с другими структурными подразделениями;
  • качественной подготовкой материалов по проблемным вопросам деятельности органов досудебного следствия и их обсуждением на коллегиях МВД, ГУМВД, УМВД, УМВДТ, совместных коллегиях и оперативных совещаниях с другими правоохранительными органами, принятием конкретных и эффективных решений;
  • реагированием на факты вмешательства в процессуальную деятельность следователей или привлечения их к выполнению функций, не связанных с раскрытием и расследованием преступлений;
  • своевременным и принципиальным реагированием на представления прокуроров и частные определения судей по фактам нарушения закона и принятием неотложных мер по устранению выявленных недостатков.

Организация работы следственных подразделений в горрайорганах внутренних дел и на транспорте. Следственная работа в горрайорганах внутренних дел организуется начальниками этих органов и начальниками следственных подразделений. Начальники горрайорганов внутренних дел несут ответственность за надлежащую организацию работы следственных подразделений и взаимодействие следователей с другими службами по вопросам предупреждения, раскрытия и расследования преступлений и розыска преступников. С этой целью им предоставляется право:

  • устанавливать распорядок работы следственного подразделения, требовать соблюдения служебной дисциплины, возбуждать в установленном порядке ходатайства о поощрении следователей или привлечении их к дисциплинарной ответственности;
  • направлять следователей на осмотр мест происшествий по сообщениям о преступлениях, отнесенных законом к их подследственности;
  • создавать следственно-оперативные группы для раскрытия и расследования преступлений;
  • направлять в следственные подразделения для принятия решений материалы по результатам рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, отнесенных законом к их подследственности. Запрещается направлять в следственные подразделения материалы, в которых отсутствуют явные признаки преступлений и которые не подследственны следователям органов внутренних дел.

Начальникам органа внутренних дел запрещается вмешиваться в процессуальную деятельность следственных подразделений и следователей.

Для обеспечения надлежащей организации деятельности следственных подразделений и следователей в борьбе с преступностью начальники органов внутренних дел обязаны:

  • при выезде на места происшествий организовывать согласованное проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в целях раскрытия и расследования преступлений;
  • обеспечивать надлежащее взаимодействие следователей с другими службами и согласованное планирование расследования уголовных дел;
  • осуществлять контроль за своевременной передачей следователям информации, полученной в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, за быстрым и качественным выполнением сотрудниками органа дознания поручений и указаний следователей о проведении следственных и розыскных действий по уголовным делам, находящимся в их производстве;
  • обеспечивать следователей служебными помещениями, телефонами, средствами оргтехники и транспортом для выезда на места происшествий и производства иных следственных действий, конвоем для сопровождения, охраны задержанных и арестованных, а также для выполнения печатных работ, изготовления необходимого количества бланков процессуальных документов;
  • принимать необходимые меры по обеспечению следователей жильем и квартирными телефонами;
  • не привлекать следователей к выполнению функций, не связанных с расследованием уголовных дел.

Начальник следственного отдела (отделения):

  1. несет персональную ответственность за состояние следственной работы в органе внутренних дел и выполнение следственным подразделением возложенных на него задач. В связи этим на него, кроме полномочий, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, возлагаются следующие обязанности;
  2. начальник СО обеспечивает планирование работы в следственном подразделении и отражение в планах всех проблем, вытекающих из результатов работы и оперативной обстановки, приказов, распоряжений, указаний МВД, ГУМВД, УМВД, УМВДТ, осуществляет регулярный контроль за выполнением запланированных мероприятий;
  3. ежедневно знакомится с оперативной обстановкой, сложившейся в течение суток;
  4. изучает собранные следственно-оперативной группой, органом дознания материалы, организует работу, направленную на устранение недостатков, качественное документирование противоправных действий путем проведения дополнительных осмотров мест происшествий; по необходимости лично выезжает на места тяжких и особо тяжких преступлений и организует проведение согласованных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий членами следственно-оперативной группы;
  5. в случае некачественного сбора материалов органом дознания возвращает их на доработку, давая при этом письменные указания по устранению недостатков, а в случае отсутствия состава преступления возвращает материалы органу дознания для принятия решения в соответствии с действующим законодательством; не реже одного раза в месяц обобщает недостатки выполнения доследственных проверок и выносит их на рассмотрение оперативного совещания с участием руководства ОВД;
  6. ведет учет результатов осмотров мест происшествий и применения при этом научно-технических средств, принимает меры, направленные на повышение результативности осмотров мест происшествий и эффективное применение при этом технических средств; в случае выявления недостатков при изучении результатов осмотра места происшествия обеспечивает организацию повторного тщательного проведения этого следственного действия с целью качественного документирования совершенного преступления, изъятия следов и вещественных доказательств, их упаковку и доставку специалистам для исследования. Осуществляет контроль за своевременным и в установленные законом сроки рассмотрением заявлений и сообщений о преступлениях следователями и сотрудниками штатных подразделений дознания, а также законностью принятия по ним решений; при нарушении установленных законом сроков их рассмотрения организует проведение служебных проверок и принятие мер реагирования к виновным;
  7. при возбуждении уголовных дел следователями контролирует правильную квалификацию совершенных противоправных деяний, планирование работы по качественному расследованию обстоятельств дел, а также объективное и своевременное заполнение следователями статистических документов;
  8. обеспечивает постоянный контроль за расследованием каждого уголовного дела и соблюдением процессуальных сроков;
  9. своевременно разрешает вопросы создания следственно-оперативных групп для расследования многоэпизодных, межрегиональных преступлений;
  10. в случае выявления при расследовании преступлений проявлений организованной преступности немедленно направляет уголовное дело начальнику следственного управления (отдела) ГУМВД, УМВД, УМВДТ для решения вопроса о дальнейшем его расследовании соответствующим следственным подразделением;
  11. при завершении расследования уголовных дел о преступлениях, совершенных организованными преступными группами обеспечивает поступление в следственное управление (отдел) ГУМВД, УМВД, УМВДТ до 3 числа каждого месяца копий обвинительных заключений, а также приговоров суда по таким делам;
  12. осуществляет надлежащее рассмотрение писем и жалоб граждан, при необходимости осуществляет проверки, готовит мотивированные выводы, проводит беседы с заявителями, принимает меры к объективному расследованию уголовных дел, информирует заявителей о результатах проверки в установленном законом порядке;
  13. ведет учет прекращенных за отсутствием события и состава преступления уголовных дел, обеспечивает выявление причин, способствовавших допущению подобных фактов, принимает меры, направленные на устранение недостатков и своевременно, в десятидневный срок с момента принятия решения, направляет в следственное управление (отдел) ГУМВД, УМВД, УМВДТ прекращенные дела с заключениями об обоснованности их прекращения;
  14. ежедневно знакомится с организацией следственной работы по уголовным делам, контролирует качественное проведение следственных действий, выполнение поручений органом дознания в предусмотренный законом срок;
  15. информирует следственное управление (отдел) ГУМВД, УМВД, УМВДТ о фактах возбуждения и окончания уголовных дел о резонансных преступлениях; о нарушениях законности при рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях, задержаниях, арестах, при привлечении граждан к уголовной ответственности; о нарушениях сроков следствия и содержания обвиняемых под стражей;
  16. обеспечивает проведение по таким фактам своевременных служебных проверок, вносит предложения руководству СУ (отдела) ГУМВД, УМВД, УМВДГ о мерах реагирования в отношении лиц, виновных в нарушении законности;
  17. осуществляет контроль за обоснованностью принятия решений о приостановлении следствия по уголовным делам в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства и своевременным выставлением статистических документов, ведет учет приостановленных уголовных дел;
  18. ежемесячно на сверках докладывает состояние этой работы руководству следственного управления (отдела) ГУМВД, УМВД, УМВДГ;
  19. контролирует состояние раскрытия преступлений непосредственно следователями, в том числе преступлений прошлых лет; обеспечивает объективное отражение этих сведений в статистических документах, ведет соответствующие учеты;
  20. обеспечивает соблюдение специализации при расследовании уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними или с их участием, в сфере экономики, о дорожно-транспортных происшествиях и т.д.;
  21. принимает непосредственное участие в допросах подозреваемых, обвиняемых при решении вопросов, связанных с их задержанием, арестом, предъявлением обвинения, в проведении иных важных следственных действий, возбуждении ходатайств о продлении сроков следствия и содержании обвиняемых под стражей;
  22. в случае освобождения задержанных лиц из изолятора временного содержания проводит служебные проверки и вносит начальнику следственного управления (отдела) предложения относительно соответствующих мер реагирования в отношении виновных;
  23. при наличии оснований обеспечивает продление процессуальных сроков в суде и прокуратуре;
  24. после продления процессуальных сроков по делу принимает организационные и практические меры, направленные на принятие итогового решения в установленный срок;
  25. в случае необходимости готовит и докладывает начальнику следственного управления (отдела) материалы, служащие основанием для продления сроков следствия в прокуратуре района, области или Генеральной прокуратуре Украины и сроков содержания под стражей обвиняемых в местном, апелляционном суде или Верховном Суде Украины; обеспечивает принятие решения по таким делам в установленные законом сроки;
  26. обеспечивает возмещение в полном объеме причиненного преступлениями ущерба путем проверки наличия движимого и недвижимого имущества подозреваемого, обвиняемого, своевременного проведения обысков, выемок, наложения ареста на имущество с целью обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества обвиняемых;
  27. принимает материалы доследственной проверки от сотрудников дознания только при наличии у них информации о проведенной работе по установлению имущества и ценностей, добытых преступным путем, а также имущества, подлежащего конфискации, с целью возмещения причиненного ущерба;
  28. контролирует установление по делам причин и условий, способствующих совершению преступлений, и внесение по каждому уголовному делу представлений в соответствующие инстанции по их устранению, а также поступление ответов на них;
  29. контролирует соблюдение требований уголовно-процессуального законодательства Украины в части ознакомления обвиняемого с материалами уголовного дела;
  30. обеспечивает своевременное поступление в следственный изолятор информации о завершении следствия и перечислении обвиняемых, содержащихся под стражей, за органами прокуратуры;
  31. обеспечивает сопровождение рассмотрения уголовных дел в судах. В пятидневный срок, в случае возвращения дела на дополнительное расследование, проводит служебную проверку, материалы направляет в СУ (отдел) для соответствующего реагирования;
  32. организует ведение каждым следователем по уголовным делам контрольно-надзорных производств, в которых содержатся копии процессуальных документов о возбуждении уголовного дела, предъявлении обвинения, обвинительные заключения и иные процессуальные документы;
  33. систематически (не реже одного раза в неделю) занимается организацией обучения следователей в системе служебной подготовки, изучения тактики и методики расследования отдельных категорий преступлений, а также действующего законодательства;
  34. ежемесячно лично в день сверки с Управлением (отделом) департамента информационных технологий проверяет достоверность сведений о движении уголовных дел, обеспечивает выставление всех необходимых учетных документов для правильного и объективного формирования государственной статистической отчетности;
  35. с целью обеспечения эффективного контроля за ходом расследования уголовных дел, предоставления методической и практической помощи следователям распределяет функциональные обязанности между своими заместителями;
  36. не реже одного раза в месяц заслушивает отчеты о проведенной работе и принятых мерах по усовершенствованию досудебного следствия;
  37. вносит начальнику СУ в установленном порядке представления о поощрении или привлечении к дисциплинарной ответственности следователей;
  38. обеспечивает соблюдение следователями дисциплины и законности;
  39. принимает меры по недопущению чрезвычайных происшествий среди личного состава;
  40. своевременно и принципиально реагирует на представления прокуроров и частные определения судов по вопросам нарушения следователями действующего законодательства;
  41. принимает меры по устранению недостатков;
  42. организует регулярное посещение своих подчиненных по месту проживания с целью ознакомления с их бытом, социальными и иными проблемами для своевременного предоставления необходимой помощи;
  43. ежегодно проводит инвентаризацию уголовных дел и вещественных доказательств, обеспечивает объективность информации об их движении, а также надлежащую сохранность уголовных дел и вещественных доказательств;
  44. организует регулярное (не реже одного раза в месяц) освещение в средствах массовой информации, среди населения, общественных организаций (учреждении) результатов следственной работы;
  45. с целью обеспечения повседневного контроля за деятельностью подчиненных следователей начальник следственного управления (отдела, отделения, группы) обязан вести соответствующие наряды, перечень которых дается в приложении к ведомственной инструкции, регламентирующей деятельность следственных подразделений.

Организация работы следственного управления (отдела) ГУМВД УМВД, УМВДТ. Работа следственного управления организуется на основе планов, составляемых на полугодие и утверждаемых заместителем начальника ГУМВД, УМВД, УМВДТ — начальником следственного управления (отдела). Планы структурных подразделений следственного управления (отдела) составляются на квартал. В необходимых случаях готовятся дополнения к этим планам, а также специальные планы, которые утверждаются, как и основные, начальником следственного управления (отдела).

Для осуществления надлежащего контроля за работой подчиненных подразделений, оказания практической помощи и с целью принятия правильных управленческих решений следственным управлением (отделом) как самостоятельно, так и совместно с отраслевыми службами ГУМВД, УМВД, УМВДТ проводятся инспекторские, целевые проверки, предоставляется практическая помощь с выездом представителей аппарата управления на места, готовятся анализы, обзоры, информационные листы, указания, методические рекомендации, обобщаются и внедряются положительные формы и методы работы.

Следственное управление (отдел) ГУМВД, УМВД, УМВДТ на основе комплексного анализа состояния преступности, результатов работы по расследованию совершенных преступлений в отчетных периодах, материалов инспектирования, проверок, представлений прокуроров, заявлений и жалоб граждан, иной поступающей информации, разрабатывает и осуществляет мероприятия по усовершенствованию организации досудебного следствия по уголовным делам, обеспечивает выполнение требований действующего законодательства, нормативных актов МВД Украины, регламентирующих следственную работу, а также принимает меры, направленные на устранение негативных тенденций в следственной работе.

Деятельность следственного управления (отдела) ГуМВД, УМВД, УМВДТ осуществляется не только в соответствии с утвержденными функциональными обязанностями его сотрудников, обеспечивающих полноту их выполнения, соответствие содержанию, организационным принципам и условиям деятельности следственного аппарата, но и на основе перспективных и текущих планов, которые формируются на основе анализа оперативной обстановки, состояния следственной работы и с учетом требований нормативных актов и управленческих решений руководства МВД, ГУМВД, УМВД, УМВДТ по вопросам усовершенствования следственной работы.

Основными функциями следственного управления (отдела) по руководству подчиненными подразделениями и усовершенствованию их деятельности являются:

  • организация работы подчиненных подразделении по качественному расследованию уголовных дел в установленные законом сроки;
  • организация контроля за соблюдением сотрудниками следствия требований действующего законодательства, нормативных актов и иных документов, которые регламентируют следственную работу;
  • анализ состояния оперативной обстановки, следственной работы, подготовки или принятия управленческих решений по усовершенствованию работы;
  • организация взаимодействия с подразделениями внутренних дел, другими правоохранительными органами в процессе раскрытия и расследования преступлений, направленного на усовершенствование следственной работы; координация действий с органами прокуратуры, судами;
  • расследование сложных многоэпизодных межрегиональных уголовных дел и преступлений, совершенных организованными преступными группами;
  • подбор, расстановка, обучение и воспитание следственных кадров.

Руководители следственного управления (отдела) ГУМВД, УМВД, УМВДГ, а также его структурных подразделений осуществляют постоянный контроль за своевременным и качественным выполнением запланированных мероприятий. Ход выполнения планов, а также эффективность проведенных мероприятий систематически обговариваются на оперативных совещаниях.

Инспектирование, целевые проверки, вызовы с отчетами руководителей следственных подразделений проводятся следственным управлением (отделом) самостоятельно или совместно с другими службами в соответствии с планами работы ГУМВД, УМВД, УМВДТ или в порядке реагирования на усложнение оперативной обстановки, появление негативных тенденций, поступление сигналов о недостатках в организации работы следственных подразделений и нарушение ими законности во время расследования уголовных дел.

Проверка деятельности следственных подразделений или иные мероприятия по осуществлению контроля обязательно соединяются с оказанием практической помощи подразделениям и следователям, работающим в сложных условиях.

Следственное управление (отдел) при осуществлении руководства и контроля за деятельностью подчиненных следственных подразделений по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений координирует свою работу со структурными подразделениями ГУМВД, УМВД, УМВДГ.

Обобщение и распространение положительного опыта следственной работы осуществляется с целью повышения профессионального уровня и продуктивности работы следователей, решения поставленных перед ними задач и возникающих проблем, устранение недостатков в деятельности следственного аппарата и повышения его роли в борьбе с преступностью.

Документы методического характера издаются следственным управлением (отделом) с учетом требований, касающихся максимального сокращения переписки. Основное место в этих документах должна занимать краткая ориентация на новые способы совершения или маскировки преступлений, характерные методы их раскрытия, эффективные приемы расследования.

Фактическое внедрение распространенного следственным управлением (отделом) положительного опыта проверяется при осуществлении всех контрольных мер.

Повышение профессионального мастерства следственных работников осуществляется в двух направлениях: централизованное обучение следственных кадров, которое организуется МВД Украины; обучение следственных работников, организуемое управлениями (отделами кадров и следственными управлениями (отделами) ГУМВД, УМВД, УМВДТ.

Учебные и тематические планы (программы) повышения квалификации следственных работников, которое организуется МВД Украины, разрабатываются соответствующими учебными заведениями совместно с Главным следственным управлением и Департаментом работы с персоналом. Ответственность за выполнение разнарядок и своевременность выезда сотрудников на учебу несут руководители кадровых и следственных аппаратов ГУМВД, УМВД, УМВДТ.

Повышение квалификации следователей, которое осуществляется следственными управлениями (отделами) ГУМВД, у МВД, УМВДТ, проводится в соответствии с тематическим планом, утвержденным МВД Украины, с включением в него дополнительной тематики с учетом местных условий.

Централизованное получение, обработка и сохранение государственной статистической информации о результатах следственной работы проводятся подразделениями информационных технологий ГУМВД, УМВД, УМВДТ. Обработанные статистические сведения направляются в установленном порядке в следственное управление (отдел) ежемесячно, за квартал, полугодие, год.

На основе распоряжения начальника следственного управления (отдела) с учетом тяжести совершенного преступления, сложности расследования, его актуальности и общественной значимости берутся на контроль, как правило, уголовные дела о тяжких и особо тяжких резонансных преступлениях; о торговле людьми; о ДТП, в результате которых погибло пять и более лиц или пострадало свыше десяти человек; дела, возвращенные на дополнительное расследование; с продленными процессуальными сроками до шести месяцев и более; дела о преступлениях, совершенных организованными преступными формированиями или преступными организациями, о бандитизме; о преступлениях, совершенных несовершеннолетними или с их участием; в отношении народных депутатов и представителей средств массовой информации; о преступлениях межрайонного и межобластного характера; уголовные дела, по которым поступали жалобы, представления прокуроров, частные определения судов, имели место критические выступления в прессе или сделаны замечания во время проверок; дела об иных преступлениях, имеющих большое общественно-политическое значение.

Следственное управление (отдел) включает в себя подразделения, которые осуществляют контроль за деятельностью подчиненных следственных подразделений и оказывают необходимую методическую помощь; отдел (отделение, группу) по расследованию особо важных дел и преступлений, совершенных организованными преступными группами; следственную часть на правах отдела. В следственном управлении (отделе) могут создаваться специализированные следственные подразделения по расследованию отдельных видов преступлений.

Следственное управление (отдел) в установленном порядке представляет в МВД Украины статистический отчет о результатах следственной работы и внеочередную информацию в соответствии с Перечнем информации по уголовным делам, которые направляются в ГСУ МВД Украины.

Начальствующему составу всех следственных подразделений при выполнении своих обязанностей разрешается ношение гражданской одежды.

Организация работы организационно-методических подразделении ГУМВД, УМВД, УМВДТ. Организационно-методическое подразделение является структурным подразделением следственного управления (отдела) ГУМВД, УМВД, УМВДТ.

Работа организационно-методических подразделений направлена на усовершенствование деятельности следственных подразделений. Она осуществляется на принципах обоснованности, конкретности и оперативности управленческих решений, которые должны приниматься на основе изучения состояния следственной работы, умения довести их до подчиненных и исполнителей, и контроля за их фактической реализацией; соблюдения коллегиальности в подготовке решений; наличия четкой перспективы в их работе; определения проблем, требующих разрешения в ближайшее время и в перспективе.

К формам работы организационно-методических подразделений следует отнести:

  • выезды в командировки с целью проверки и предоставления методической и практической помощи по устранению недостатков;
  • подготовку материалов для заслушивания на оперативных совещаниях отчетов руководителей следственных подразделений о состоянии следственной работы, о применяемых организационных и практических мерах, направленных на устранение недостатков и усовершенствование следственной работы, улучшение взаимодействия следователей с другими подразделениями органов внутренних дел;
  • подготовку материалов для заслушивания следственно-оперативных групп, руководителей следственных и оперативных подразделений о состоянии расследования конкретных уголовных дел, возбужденных по фактам преступлений, которые находятся на контроле;
  • подготовку документов информационного, аналитического и методического характера (справок, анализов, информационных листов, обзоров, методических рекомендаций, указаний и т.п.).

К основным функциям деятельности организационных подразделений следует отнести:

  • ежемесячное обобщение и анализ показателей работы подчиненных следственных подразделений;
  • внесение предложений начальнику управления (отдела), направленных на повышение эффективности работы следователей, устранение недостатков в организации их работы; заслушивание начальников подчиненных следственных подразделений по вопросам устранения недостатков в организации работы;
  • подготовку анализов, информационных листов, указаний, обобщений, иных документов по вопросам практики расследования отдельных видов преступлений, практики применения норм уголовно-процессуального законодательства, организации работы следственных подразделений;
  • обработку проектов планов работы следственного управления (отдела), осуществление контроля за их выполнением в аппарате следственного управления (отделе) и на местах;
  • подготовку материалов для рассмотрения на заседаниях коллегии и оперативных совещаниях руководства ГУМВД, УМВД, УМВДТ, координационных совещаниях правоохранительных органов;
  • организацию через следователей-методистов работы следственных подразделений на местах;
  • подготовку материалов для проведения семинаров-совещаний руководителей следственных подразделений;
  • проведение служебных проверок по дисциплинарным производствам, представлениям прокурора, частным определениям судов, жалобам, заявлениям граждан, которые поступили в следственное управление (отдел);
  • организацию служебной подготовки руководителей следственных подразделений, следователей в школе повышения профессионального мастерства, контроля за соблюдением специализации в следственных подразделениях;
  • учет уголовных дел, которые стоят на контроле в МВД и Генеральной прокуратуре Украины, подготовку и направление в установленные сроки информации о состоянии их расследования;
  • обеспечение объективного отражения показателей следственной работы в статистической отчетности;
  • подготовку ходатайств о продлении процессуальных сроков по уголовным делам;
  • контроль за расследованием уголовных дел, по которым продлены процессуальные сроки; ведение контрольно-наблюдательных производств по таким делам;
  • контроль за соблюдением сроков содержания обвиняемых под стражей и организацией служебных проверок по фактам нарушения процессуальных сроков;
  • организацию и проведение комплексных проверок состояния служебной деятельности подчиненных следственных подразделений;
  • обеспечение эффективной работы в командировках с оказанием практической и методической помощи подчиненным следственным подразделениям;
  • организацию ежегодного проведения инвентаризации уголовных дел и служебных проверок в случае выявления фактов их утраты;
  • ведение контрольно-надзорных производств по линиям работы и отдельным уголовным делам, которые находятся на контроле в МВД и Генеральной прокуратуре;
  • анализ информации о качественном и количественном составе следственных подразделений и работе, связанной с подбором и расстановкой следственных кадров в ОВД, о соблюдении дисциплины и законности среди личного состава подчиненных следственных подразделений;
  • освещение в средствах массовой информации работы следователей по расследованию уголовных дел о наиболее актуальных и резонансных преступлениях;
  • рассмотрение заявлений и жалоб граждан по вопросам, касающимся следственной работы, анализ причин их совершения, принятие неотложных мер по устранению недостатков.

Источник – глава из учебного пособия:

Черечукина Л.В. Организация досудебного расследования: Учебное пособие / МВД Украины, Луган. гос. ун-т внутр. дел. — Луганск: РИО ЛГУВД, 2005. — 536 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *