Меню Закрыть

Органы досудебного следствия в системе МВД Украины

Органы досудебного следствия в системе МВД Украины в соответствии с действующим законодательством обеспечивают расследование уголовных дел, отнесенных к их подследственности.

Органами досудебного следствия являются: Главное следственное управление Министерства внутренних дел Украины (ГСУ); следственные управления, отделы главных управлений, управлений МВД Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, и на транспорте; следственные отделы, отделения, группы городских, районных, горрайонных, линейных управлений, отделов, отделении ГУМВД, УМВД, УМВДТ, подразделений специальной милиции.

В структуре ГСУ функционируют:

  • Управление зонального процессуального контроля и предоставления практической и методической помощи в расследовании уголовных дел;
  • Управление по расследованию особо тяжких преступлений в сфере экономики и служебной деятельности, совершенных организованными преступными группами;
  • Управление по раскрытию особо тяжких преступлений в сфере экономики и служебной деятельности.

ГСУ может иметь в своей структуре соответствующие подразделения, которые обеспечивают выполнение функций, относящихся к его компетенции.

Структура следственного управления (отдела) ГУМВД, УМБД, УМВДТ определяется в соответствии с типовой структурой, утвержденной МВД Украины. В своей структуре следственное управление имеет:

  • организационно-методическое отделение;
  • следственную часть, в составе которой функционируют подразделения по расследованию уголовных дел в сфере экономики, о тяжких и особо тяжких преступлениях по линии уголовного розыска, о преступлениях, совершенных несовершеннолетними и с их участием, о дорожно-транспортных происшествиях;
  • подразделения по расследованию особо важных дел и преступлений, совершенных организованными группами и преступными организациями.

СУ также может иметь в своей структуре подразделения, которые обеспечивают выполнение функций, относящихся к их компетенции.

Правовую основу деятельности органов досудебного следствия составляют Конституция Украины, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Украины, другие законы Украины, указы и распоряжения Президента Украины, постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины, постановления и другие решения Верховного Суда Украины, Конституционного Суда Украины, указания Генерального прокурора Украины по вопросам досудебного следствия, нормативно-правовые акты Министерства внутренних дел Украины, международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.

Деятельность органов досудебного следствия осуществляется в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека, законности, справедливости, гуманизма, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом независимо от социальной, национальной и расовой принадлежности, имущественного, должностного или иного положения, вероисповедания и политических убеждений.

Органы досудебного следствия возглавляют: в МВД Украины — заместитель министра внутренних дел Украины, он же начальник ГСУ; в главных управлениях МВД Украины, в Автономной Республике Крым, г. Киеве и Киевской области, управлениях МВД Украины в областях, г. Севастополе и на транспорте — заместители начальников ГУМВД, УМВД, УМВДТ, они же начальники следственных управлений (отделов); в горрайорганах, отделах милиции, специальной милиции — заместители начальников этих органов (отделов) — начальники следственных отделений (отделов). Руководство следственной группой, которая создана в структуре органа, линейном отделе, отделении или подразделении специальной милиции, возлагается на одного из старших следователей указанной группы.

ГСУ МВД Украины, следственные управления (отделы главных управлений МВД Украины, управлений МВД Украины в Автономной Республике Крым, гг. Киеве и Севастополе, областях и на транспорте являются юридическими лицами и имеют свои печати с изображением малого Государственного Герба Украины и своего наименования).

Структура и штатная численность органов досудебного следствия утверждается приказами МВД Украины в установленном порядке. Материально-техническое и финансовое обеспечение органов досудебного следствия осуществляется за счет средств государственного бюджета и других источников, не запрещенных законодательством.

При осуществлении своих полномочий органы досудебного следствия взаимодействуют с центральными и местными органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, государственными учреждениями, общественными организациями и объединениями, а также, в соответствии с действующими международными договорами, с правоохранительными и судебными органами иностранных государств.

На сотрудников органов досудебного следствия, имеющих специальные звания, в полном объеме распространяются правовые и социальные гарантии, предусмотренные Законом Украины «О милиции». Условия и порядок прохождения службы в органах досудебного следствия устанавливается Положением о порядке прохождения службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел Украины.

Круг задач органов досудебного следствия достаточно широк. Главными из них являются следующие:

  1. организация и осуществление досудебного следствия по уголовным делам о преступлениях в соответствии с действующим законодательством Украины;
  2. организационно-методическое руководство расследованием преступлений, подследственных органам внутренних дел Украины;
  3. принятие в пределах их компетенции соответствующих мер по прекращению нарушений законных интересов и прав граждан и общества;
  4. обеспечение возмещения физическим и юридическим лицам ущерба, причиненного преступлениями;
  5. выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления, и принятие через соответствующие органы мер к их устранению;
  6. определение основных направлений усовершенствования следственной работы, внедрение в практику достижений науки и техники, передового опыта, прогрессивных форм и методов организации досудебного следствия.

Основные функции, которые выполняют органы досудебного следствия, вытекают из поставленных перед ними задач. Это:

  1. всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств события по делам о преступлениях в пределах компетенции, установленной законом;
  2. анализ следственной практики, организации и результатов деятельности следственных аппаратов внутренних дел Украины, внесение на основе этого в установленном порядке предложений, направленных на повышение эффективности функционирования органов досудебного следствия, обеспечение правопорядка, усиление борьбы с преступностью, информирование населения по этим вопросам через средства массовой информации;
  3. разработка и реализация мер по укреплению законности, повышению качества следствия и сокращению его сроков;
  4. изучение, обобщение и дача рекомендаций по внедрению передового опыта органов досудебного следствия, разработка для использования в практике современных методик расследования отдельных видов преступлений;
  5. организация взаимодействия следственных органов внутренних дел Украины с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и экспертную деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам;
  6. изучение практики применения следователями органов внутренних дел норм права и разработка предложений по усовершенствованию законодательства Украины;
  7. обеспечение подбора, расстановки и воспитания следственных кадров, повышения их квалификации и профессионального мастерства;
  8. организация в соответствии с действующим законодательством Украины рассмотрения и разрешения обращений, жалоб и заявлений граждан, которые поступают в связи с производством досудебного следствия по уголовным делам;
  9. осуществление иных функций, относящихся к их компетенции.

Следователь — это должностное лицо, уполномоченное законом на непосредственное производство досудебного следствия и наделенное специальными, присущими только ему полномочиями в уголовном судопроизводстве. Статус следователей распространяется также на руководителей центральных следственных аппаратов, их заместителей, руководителей структурных подразделений органов досудебного следствия и их заместителей, а также старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам, старших следователей, следователей.

К следователям предъявляются особые требования. Следователем может быть гражданин Украины, который имеет высшее юридическое образование, необходимый уровень знаний, достаточный для осуществления досудебного следствия, и который принял Присягу сотрудника органов внутренних дел Украины. Следователь не может принадлежать к какой-либо политической партии, движению, заниматься предпринимательской и иной деятельностью, имеющей целью получение прибыли, кроме преподавательской, научной и иной оплачиваемой творческой деятельности. Не может быть следователем лицо, имеющее судимость, ограниченное в дееспособности или признанное недееспособным по решению суда, а также состояние здоровья которого по заключению медицинской комиссии не позволяет выполнять обязанности следователя.

Заместителя министра внутренних дел Украины — начальника ГСУ по представлению премьер-министра Украины назначает и прекращает его полномочия Президент Украины.

Первые заместители, заместители начальника ГСУ, начальники структурных подразделений ГСУ, их заместители, старшие следователи по особо важным делам, следователи по особо важным делам, старшие следователи ГСУ назначаются на должности и увольняются приказами МВД Украины в установленном порядке.

Заместители начальников ГУМВД, УМВД, УМВДТ -начальники следственных управлений (отделов) назначаются на должности и увольняются с должностей Министром внутренних дел Украины по представлениям начальников главных управлении, управлений внутренних дел, согласованным с заместителем министра – начальником ГСУ.

Начальниками главных управлений МВД Украины в Автономной Республике Крым, г. Киеве, Киевской области, управлений МВД Украины в областях, г. Севастополе, на транспорте, по представлению заместителей начальников ГУМВД, УМВД, УМВДТ — начальников следственных управлений (отделов) назначаются на должности и увольняются с должностей первые заместители, заместители начальников следственных управлений (отделов) ГУМВД, УМВД, УМВДТ, начальники отделов (отделений) следственных управлений (отделов), их заместители, старшие следователи по особо важным делам, старшие следователи следственных управлений (отделов) ГУМВД, УМВД, УМВДТ.

Заместители начальников горрайлинорганов, отделов милиции — начальники следственных отделов, отделений, их заместители, старшие следователи, следователи горрайорганов назначаются на должности и увольняются начальниками главных управлений МВД Украины в Автономной Республике Крым, г. Киеве, Киевской области, управлений МВД Украины в г. Севастополе, областях и на транспорте по представлениям начальников городских, районных, линейных органов внутренних дел, отделов милиции, согласованным с заместителями начальников ГУМВД, УМВД, УМВДТ — начальниками следственных управлений (отделов).

Через каждые четыре года проводится аттестование следователей на каждой из занимаемых должностей. Аттестование также проводится при назначении на вышестоящую должность, перемещении на нижестоящую должность и при увольнении из органов внутренних дел, а в исключительных случаях — независимо от этого срока.

Характерно, что право на восстановление в должности сотрудников досудебного следствия и перемещение их по службе, на присвоение специальных званий и их восстановление, на понижение в должности или лишение специальных званий, а также наложение иных дисциплинарных взысканий имеют только начальники, обладающие правом назначать их на должность.

Заместитель министра — начальник ГСУ, кроме полномочий и обязанностей, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством и ведомственными нормативно-правовыми актами, несет персональную ответственность за состояние досудебного следствия в органах внутренних дел, организацию работы главных следственных управлений и выполнение возложенных на него задач. Он имеет двух первых заместителей и двух заместителей.

К полномочиям начальника ГСУ относятся:

  1. определение функциональных обязанностей своих заместителей и руководителей структурных подразделений ГСУ, задач подразделений ГСУ, утверждение функциональных обязанностей личного состава ГСУ и планов деятельности ГСУ;
  2. представление следственного аппарата МВД Украины в государственных органах власти, других ведомствах, учреждениях и организациях Украины, а также, по поручению министра, в отношениях с правоохранительными органами иных государств;
  3. издание приказов, распоряжений в пределах своей компетенции, дача указаний по вопросам организации работы органов досудебного следствия, которые являются обязательными для выполнения руководителями органов внутренних дел и работниками органов досудебного следствия системы МВД. Отмена противоречащих действующему законодательству приказов, распоряжений, указаний руководителей нижестоящих следственных подразделений;
  4. истребование в установленном порядке для изучения от органов дознания, досудебного следствия необходимых сведений, материалов, уголовных дел;
  5. заслушивание на оперативных совещаниях отчетов руководителей следственных подразделений об организации следственной работы, а также следователей, руководителей органов дознания и других сотрудников органов внутренних дел о состоянии раскрытия и расследования преступлений по конкретным уголовным делам;
  6. передача в необходимых случаях дела от одного следователя другому с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства, поручение расследования дела нескольким следователям подчиненных органов внутренних дел, а также следователям ГСУ;
  7. рассмотрение в установленном порядке представлений следователей органов внутренних дел о продлении сроков содержания под стражей сроком свыше трех месяцев, ходатайств о продлении сроков досудебного следствия свыше 6 месяцев по делам, находящимся в производстве, а также ходатайств о направлении уголовных дел в правоохранительные органы иных государств в соответствии с международными договорами и соглашениями;
  8. информирование министра внутренних дел Украины о состоянии следственной работы и мерах, направленных на ее усовершенствование; о ходе расследования преступлений, которые произвели значительный общественный резонанс;
  9. обеспечение достоверности отчетной информации и учета данных о характере, объеме и результатах следственной работы, а также регулярное обобщение и усовершенствование следственной практики;
  10. осуществление в органах досудебного следствия системы МВД Украины государственной кадровой политики: обработка и внесение на рассмотрение министра внутренних дел, коллегии МВД Украины предложений о структуре и штатной численности следственного аппарата системы МВД Украины, о перераспределении штатной численности следователей между территориальными и транспортными органами досудебного следствия с учетом нагрузки на следователей, криминогенной ситуации (обстановки) и имеющегося некомплекта;
  11. проведение аттестации сотрудников ГСУ, которые имеют специальные звания начальствующего состава;
  12. дача согласия на назначение в должности заместителей начальников ГУМВД, УМВД, УМВДТ — начальников следственных управлений (отделов);
  13. внесение министру внутренних дел Украины предложений о:
    • присвоении лицам старшего начальствующего состава специального звания полковника милиции или понижении в специальном звании, лишении специального звания, а также о восстановлении в специальном звании сотрудников органов досудебного следствия системы МВД;
    • награждении сотрудников досудебного следствия органов внутренних дел государственными наградами и наградами МВД Украины;
  14. поощрение сотрудников органов досудебного следствия и наложение на них взысканий в соответствии с Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Украины или внесение предложений по этим вопросам Министру внутренних дел Украины;
  15. внесение предложений об установлении или изменении сотрудникам ГСУ должностных окладов в предусмотренных законодательством размерах и в пределах утвержденного фонда зарплаты;
  16. дача разрешений сотрудникам ГСУ на командировки и предоставление им отпусков;
  17. распоряжение в установленном порядке материальными ценностями и денежными средствами, выделенными для нужд следственного аппарата. Распределение между подчиненными подразделениями техники и иного имущества, поступившего целевым предназначением для следственного аппарата.

В период временного отсутствия начальника ГСУ МВД Украины его обязанности выполняет первый заместитель или заместитель начальника ГСУ.

Заместители начальников ГУМВД, УМВД, УМВДТ — начальники следственных управлений (отделов), помимо полномочий, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством:

  1. осуществляют руководство следственным управлением (отделом) и подчиненными органами досудебного следствия, несут персональную ответственность за организацию и обеспечение исполнения поставленных перед ними задач, соблюдение ими действующего законодательства Украины, исполнение приказов, указаний, распоряжений МВД Украины, ГУМВД, УМВД, УМВДТ, прокуратуры, суда по вопросам следственной работы;
  2. представляют СУ (отдел) в органах государственной власти, местного самоуправления, в других ведомствах, учреждениях и организациях;
  3. осуществляют контроль за планированием работы СУ (отдела), утверждают положение о его структурных подразделениях и планы их работы; определяют обязанности своих заместителей, задачи подразделений аппарата управления, следственной части, утверждают функциональные обязанности личного состава;
  4. обеспечивают достоверность статистической отчетности и учетных данных о состоянии, характере, объеме и результатах следственной работы, а также регулярное их обобщение и принятие управленческих решений об усовершенствовании следственной работы;
  5. проверяют и оценивают деятельность подчиненных органов досудебного следствия, их руководителей, а также отдельных следователей, в пределах своей компетенции издают приказы, распоряжения, дают указания; в установленном порядке истребуют от органов досудебного следствия необходимые сведения, документы и материалы, уголовные дела; дают указания по материалам и уголовным делам для их разрешения в соответствии с действующим законодательством в максимально короткие сроки;
  6. заслушивают на оперативных совещаниях сотрудников следственных подразделений, иных сотрудников подчиненных горрайорганов и подразделений специальной милиции о состоянии раскрытия и расследования преступлений, о взаимодействии служб в этом направлении;
  7. предупреждают факты вмешательства в процессуальную деятельность следователей со стороны лиц, которые не уполномочены на это законом, а также их использования для охраны общественного порядка, проведения профилактических операций и иных мер, не связанных с расследованием уголовных дел; по каждому такому факту организовывают служебное расследование для принятия к виновным мер дисциплинарного воздействия;
  8. принимают меры к улучшению взаимодействия следователей с органами и подразделениями, осуществляющими оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, координируют их деятельность с органами прокуратуры и суда;
  9. с привлечением опытных сотрудников оперативных служб обеспечивают для следователей овладение знаниями об оперативных возможностях правоохранительных органов и методах реализации сведений, полученных оперативно-розыскным путем; организуют изучение тактики и методики расследования отдельных категорий преступлений, организации следственной работы; формируют учебные группы в зависимости от опыта работы и специализации следователей; практикуют совместные занятия следователей с сотрудниками оперативных служб с рассмотрением вопросов тактики и методики их взаимодействия по конкретным уголовным делам; обеспечивают внедрение в практику передового опыта, научно-технических методов;
  10. организуют освещение в средствах массовой информации и ведомственных изданиях состояние расследования уголовных дел по вопросам, касающимся деятельности подчиненных подразделений органов досудебного следствия;
  11. в установленном порядке рассматривают представления следственных органов внутренних дел о продлении сроков содержания обвиняемых под стражей свыше четырех месяцев, а также сроков досудебного следствия свыше трех месяцев;
  12. в соответствии с действующим законодательством организуют рассмотрение и разрешение обращений граждан, учреждений, организаций и предприятий, поступающих в ГУМВД, УМВД, УМВДТ, в связи с производством досудебного следствия по уголовным делам;
  13. организуют подбор, расстановку, воспитание и обучение кадров органов досудебного следствия, проводят аттестацию сотрудников, представляют их к присвоению специальных званий;
  14. с учетом оперативной ответственности, нагрузки и иных обстоятельств вносят начальнику ГУМВД, УМВД, УМВДТ предложения по внесению изменений в штаты и перераспределение штатной численности подчиненных органов досудебного следствия;
  15. в пределах своей компетенции поощряют и налагают дисциплинарные взыскания на подчиненных сотрудников следственного аппарата;
  16. вносят предложения начальнику ГУМВД, УМВД, УМВДТ об изменении сотрудниками следственного управления (отдела) должностных окладов, устанавливают надбавки в предусмотренных законодательством размерах и в пределах фонда зарплаты;
  17. разрешают вопросы, связанные с командировками и представлением отпусков сотрудникам следственного управления (отдела), принимают непосредственное участие в разрешении вопросов, касающихся их социального обеспечения и бытового устройства;
  18. в пределах своей компетенции распоряжаются материальными ценностями и денежными средствами, выделенными для нужд следственного управления (отдела);
  19. на период временного отсутствия начальника СУ (отдела) его обязанности выполняет первый заместитель (заместитель) начальника Су (отдела).

Начальник следственного подразделения несет персональную ответственность за состояние следственной работы в следственном подразделении и за выполнение возложенных на него задач. Он может иметь заместителя (заместителей). Количество должностей заместителей определяется в соответствии с нормативами, установленными приказами МВД Украины.

Кроме полномочии, установленных уголовно-процессуальным законодательством Украины, начальник следственного подразделения:

  1. устанавливает распорядок работы следственного управления, отделения, требует соблюдения служебной дисциплины и контролирует его, возбуждает в установленном порядке ходатайства о поощрении сотрудников или привлечении их к дисциплинарной ответственности;
  2. определяет обязанности своих заместителей, утверждает функциональные обязанности личного состава подразделения путем установления специализации по расследованию отдельных категорий преступлений;
  3. обеспечивает планирование работы следственного подразделения и отражение в планах, с учетом анализа результатов работы и оперативной обстановки, отдельных мероприятии, а также принятие соответствующих мер по их разрешению, принимая во внимание требования приказов, распоряжений, указаний МВД, ГУМВД, УМБД, УМВДТ. Осуществляет регулярный контроль за выполнением запланированных мероприятий;
  4. рассматривает заявления и сообщения о преступлениях, поступающие в следственный отдел (отделение), а также материалы о преступлениях, обеспечивая принятие по ним соответствующих решений согласно уголовно-процессуальному законодательству Украины;
  5. обеспечивает своевременный выезд следователей на места происшествий по заявлениям и сообщениям о преступлениях, относящихся к подследственности следователей органов внутренних дел, и их качественную работу по документированию противоправных действий;
  6. с согласия начальника органа внутренних дел привлекает к работе по обеспечению расследования обстоятельств преступлений по уголовным делам необходимые силы других служб, а также технические и иные средства;
  7. ежемесячно формирует перспективный план расследования уголовных дел, который передает в СУ (отдел) не позднее 30 числа каждого месяца. Обеспечивает его соблюдение;
  8. обеспечивает ежемесячное составление планов расследования по уголовным делам о преступлениях прошлых лет, копии планов направляет в СУ (отдел) дня осуществления контроля;
  9. начальник следственного подразделения осуществляет контроль за:
    • соблюдением плана-графика расследования уголовных дел;
    • состоянием расследования уголовных дел, по которым закончился 2-месячный срок, принимает меры по их разрешению в максимально короткие сроки;
    • количеством, своевременностью и обоснованностью принятых решений о приостановлении следствия по уголовным делам;
    • обоснованностью возбуждения уголовного дела (особенно в сфере экономики) и избрания меры пресечения;
    • своевременностью сдачи в архив подразделений информационных технологий прекращенных уголовных дел;
    • обоснованностью и достоверностью данных о расследовании преступлений и уголовных дел и объективностью отображения сведений в учетных документах и статистических отчетах, в том числе об участии следователей в раскрытии преступлений, количестве составленных протоколов о коррупционных деяниях, о нарушениях норм уголовно-процессуального законодательства при принятии решений по материалам;
  10. заслушивает следователей по вопросам расследования уголовных дел, исполнения планов работы и повышения их профессионального мастерства, а также взаимодействия с сотрудниками оперативных служб;
  11. по отдельному графику заслушивает членов следственно-оперативных групп по результатам раскрытия и расследования конкретных преступлений;
  12. пресекает факты вмешательства в процессуальную деятельность следователей лиц, не уполномоченных на то законом; при выявлении таких фактов немедленно докладывает начальнику следственного управления (отдела) ГУМВД, УМВД, УМВДТ;
  13. анализирует оперативную обстановку, состояние работы по расследованию преступлений, результаты деятельности следственного отдела (отделения) и каждого следователя;
  14. проверяет качество и своевременность выполнения отдельных поручений следователей по уголовным делам, обобщает результаты их выполнения. Вносит предложения начальнику органа внутренних дел по принятию мер дисциплинарного воздействия к сотрудникам, которые формально относятся к выполнению таких поручении;
  15. ежемесячно организует проверки условий хранения изъятых с места происшествия следов, иных вещественных доказательств, их полного и эффективного использования в раскрытии преступлений;
  16. ежегодно до 5 января представляет в Су (отдел) ГУМВД, УМВД, УМВДТ списки следователей, специализирующихся на расследовании дел об экономических преступлениях, ДТП, преступлениях, совершенных несовершеннолетними лицами или с их участием, связанных с торговлей людьми. Обеспечивает неуклонное соблюдение специализации при расследовании уголовных дел;
  17. в пределах своей компетенции дает распоряжения, указания по вопросам досудебного следствия;
  18. ежемесячно вместе с отчетом представляет (по необходимости) в следственное управление (отдел) ГУМД, УМВД, УМВДТ представления о поощрении следователей, которые добросовестно относятся к выполнению своих функциональных обязанностей и достигли высоких результатов в работе, а также о наказании за допущенные нарушения законности и дисциплины;
  19. ведет постоянный учет выставленных статкарточек на оконченные уголовные дела, а также дела, находящиеся у прокурора;
  20. разрабатывает и реализует мероприятия по усовершенствованию досудебного следствия, вносит соответствующие предложения начальнику органа внутренних дел, вышестоящего органа досудебного следствия по этому вопросу;
  21. ведет учет работы каждого следователя и следственного подразделения в целом;
  22. ежемесячно составляет согласованный с прокурором статистический отчет о следственной работе. Обеспечивает объективность результатов первичного учета преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел;
  23. обеспечивает внедрение в практику работы следователей рекомендации по научной организации труда, использовании современной криминалистической техники, передового опыта и новых методов расследования отдельных видов преступлений;
  24. анализирует состояние материально-технического обеспечения следователей и ежеквартально информирует об имеющихся недостатках в этих вопросах начальника следственного управления (отдела) ГуМВД, УМВД, УМВДТ;
  25. лично проводит со следователями занятия в системе служебной подготовки, обеспечивает своевременное изучение каждым сотрудником изменений, внесенных в кодексы, и новых законодательных и ведомственных нормативных актов, регламентирующих деятельность органов досудебного следствия. Обеспечивает функционирование в подразделении спецбиблиотеки и постоянное обновление литературы в ней, а также оформление подписки на центральные средства массовой информации, которые публикуют правовые акты и изменения в действующем законодательстве Украины;
  26. на основании имеющейся информации анализирует причины и условия, способствующие совершению преступлений, вносит обобщенные представления руководителям предприятий, организаций, учреждений с целью их устранения, направляет информацию и предложения в соответствующие органы власти и управления;
  27. рассматривает представления прокуроров, частные определения судей о нарушениях норм уголовно-процессуального законодательства Украины, жалобы на действия следователей во время проведения ими досудебного следствия и принимает меры к устранению недостатков в работе конкретных следователей и следственном подразделении в целом;
  28. представляет следственный отдел (отделение) в органах местного самоуправления, других ведомствах, учреждениях, организациях;
  29. в установленном порядке ходатайствует о поощрениях следователей. Непосредственно принимает участие в решении вопросов их социального обеспечения и бытового устройства;
  30. за добросовестное отношение к выполнению служебных обязанностей, положительные результаты в работе вправе самостоятельно объявлять сотруднику следственного подразделения благодарность;
  31. за ненадлежащее выполнение служебных обязанностей применяет к подчиненным сотрудникам дисциплинарные взыскания в виде предупреждения.

На период временного отсутствия начальника следственного отдела (отделения) его обязанности выполняет заместитель начальника следственного отдела (отделения).

Правовое положение сотрудника организационно-методического подразделения. Главной задачей сотрудника организационно-методического подразделения ГСУ МВД, следственного управления (отдела) ГуМВД, У МВД, УМВДТ (следователя-методиста) является оказание практической и методической помощи органам досудебного следствия в организации работы.

На должность следователя-методиста назначаются сотрудники органов досудебного следствия, которые имеют высшее юридическое образование, стаж практической следственной работы не менее трех лет, проявившие организаторские способности, профессиональную пригодность к выполнению функций по оказанию практической и методической помощи в организации досудебного следствия.

Работа следователей-методистов организуется по зонально-линейному принципу и включает в себя:

  1. разработку проектов указаний и рекомендаций по вопросам организации и усовершенствования досудебного следствия;
  2. осуществление контроля за организацией работы следственных подразделений и производством следствия по уголовным делам, подготовку письменных рекомендаций по усовершенствованию форм и методов руководства подчиненными подразделениями и по иным вопросам;
  3. оказание помощи и проверку работы следственных подразделении, принятие мер по устранению недостатков и повышению уровня следственной работы на местах, контроль за их выполнением;
  4. изучение передового опыта и научных методов расследования преступлений, внесение предложений руководству органов досудебного следствия о необходимости их обобщения, распространения, внедрения в практическую работу;
  5. анализ состояния преступности, изучение следственной практики, организации и результатов следственной работы, внесение руководству органов досудебного следствия предложений по ее усовершенствованию, повышению роли следователей в раскрытии и расследовании преступлений;
  6. разработку проектов нормативных актов по вопросам, касающимся сферы деятельности органов досудебного следствия.

Следователь-методист несет ответственность за организацию работы следственных подразделений и объективность оценки их деятельности.

Он вносит предложения о заслушивании на оперативных совещаниях отчетов руководителей органов досудебного следствия и следователей об организации и состоянии следственной работы, о расследовании конкретных уголовных дел.

В пределах своей компетентности дает рекомендации (указания) по вопросам следственной работы сотрудникам следственных подразделений.

Вносит руководству ГСУ МВД Украины, СУ (отделов) ГУМВД, УМВД, УМВДТ предложения о назначении на должность, о перемещении или увольнении с должности сотрудников органов досудебного следствия.

Осуществляет контроль за соблюдением следователями требований УПК Украины, своевременным и обоснованным принятием решений о возбуждении и об отказе в возбуждении уголовных дел, а также об их прекращении.

Изучает прекращенные производством уголовные дела, составляет по результатам изучения заключения, направляет их в архив подразделения информационных технологий, обеспечивает контроль за своевременным (в десятидневный срок) поступлением таких дел в СУ (отдел) ГУМВД, УМВД, УМВДТ для изучения.

Проводит служебные проверки по фактам необоснованных отказов в возбуждении уголовных дел, их прекращении, вносит предложения о принятии мер реагирования к виновным лицам.

Ведет учеты уголовных дел, производство по которым прекращено за отсутствием события или состава преступления. При выявлении фактов необоснованного принятия таких решений вносит предложения руководству органов досудебного следствия о возобновлении следствия.

Изучает материалы, по которым следователями принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, и при выявлении фактов необоснованного принятия таких решений вносит предложения руководству органа досудебного следствия о направлении таких материалов прокурору для их отмены.

Осуществляет контроль за состоянием расследования уголовных дел о неочевидных тяжких и особо тяжких преступлениях; о преступлениях, совершенных в сфере экономики и служебной деятельности; преступлениях, совершенных в отношении народных депутатов, сотрудников средств массовой информации; совершенных несовершеннолетними или с их участием; о преступлениях, совершенных иностранными гражданами; всех иных преступлениях, вызвавших значительный общественный резонанс или которые стоят на контроле в МВД и Генеральной прокуратуре Украины. Следователь-методист ведет соответствующие учеты перечисленных дел.

По каждому такому делу он заводит контрольно-надзорное производство и не реже одного раза в месяц истребует информацию о результатах расследования. По необходимости лично изучает эти дела, выявляет недостатки в их расследовании, принимает меры к их устранению, активизации раскрытия и расследования названных преступлений. Ежемесячно он докладывает руководству органа досудебного следствия результаты раскрытия и расследования этих преступлений, по указаниям руководства готовит соответствующие информационные справки.

Осуществляет постоянный контроль за соблюдением сроков расследования по уголовным делам. Не реже одного раза в месяц истребует из подразделений информационных технологий МВД, ГУВД, УМВД, УМВДТ списки уголовных дел, которые расследуются в сроки, превышающие те, что установлены УПК Украины, выявляет причины, негативно влияющие на соблюдение сроков следствия, принимает меры к сокращению количества таких дел и устранению выявленных недостатков.

Организует продление процессуальных сроков по уголовным делам. Обеспечивает их тщательное изучение, непосредственно готовит необходимые документы для продления процессуальных сроков, организует заслушивания результатов расследования этих дел у руководства органа досудебного следствия, вносит предложения о мерах реагирования в отношении виновных.

При выявлении фактов нарушения сроков следствия и содержания обвиняемых под стражей в десятидневный срок с момента их выявления проводит служебные проверки. Результаты с предложениями о мерах реагирования в отношении виновных докладывает руководству органа досудебного следствия.

Осуществляет контроль за соблюдением сроков содержания обвиняемых под стражей. Проверяет обоснованность освобождения лиц задержанных следователями в порядке ст. 115 УПК Украины, из изоляторов временного содержания задержанных и взятых под стражу и обоснованность замены меры пресечения в виде содержания под стражей на иную. О результатах докладывает руководству органа досудебного следствия.

Принимает меры, направленные на повышение качества следствия в подчиненных органах досудебного следствия, постоянно ведет учеты уголовных дел, возвращенных на дополнительное расследование, выясняет причины их некачественного расследования, принимает меры к устранению недостатков. Проводит служебные проверки по фактам возвращения следователям уголовных дел на дополнительное расследование и вносит предложения руководству органа досудебного следствия о мерах реагирования в отношении виновных лиц.

Ежемесячно докладывает руководству органа досудебного следствия о состоянии этой работы в подчиненных следственных подразделениях, вносит предложения по ее улучшению.

Осуществляет надлежащее рассмотрение обращений граждан, депутатских запросов, документов прокурорского реагирования и частных определений судей, проводит по ним проверки, готовит мотивированные выводы, вносит предложения руководству органа досудебного следствия по мерам реагирования в отношении виновных, принимает меры к устранению недостатков. При необходимости осуществляет проверки с выездом в подчиненные органы досудебного следствия.

Обеспечивает надлежащий контроль за обоснованностью принятия решений о приостановлении досудебного следствия по уголовным делам, систематически изучает уголовные дела указанной категории, ведет их учет. В случае выявления фактов их необоснованного приостановления следователем принимает меры к возобновлению производства, готовит по этим делам письменные указания, направленные на активизацию расследования, контролирует их выполнение.

Осуществляет контроль за раскрытием преступлении непосредственно следователями, в том числе преступлений прошлых лет. Вносит руководству органа досудебного следствия предложения, касающиеся улучшения этой работы.

Контролирует правильность выставления следователями учетно-регистрационных документов по уголовным делам и своевременность их поступления в подразделение информационных технологий. Обеспечивает достоверность статистической отчетности, которая поступает из подчиненных органов досудебного следствия.

Проверяет планирование работы в подчиненных органах досудебного следствия, наличие проблемных вопросов следствия в планах работы горрайорганов, их выполнение, соответствие этих планов планам вышестоящих органов досудебного следствия и ГУМВД, УМВД, УМВДТ, наличие индивидуальных планов работы следователей, планов расследования уголовных дел, планов-графиков окончания уголовных дел и их соблюдение. При выявлении недостатков в составлении планов работы оказывает практическую и методическую помощь по их устранению. С учетом изменения оперативной обстановки обеспечивает внесение коррективов в планы работы.

Изучает состояние профилактической работы следователей: наличие нарядов по этому вопросу, порядок их ведения руководителем органа досудебного следствия, наличие в них копий представлений следователей и ответов на них. Оказывает практическую и методическую помощь следователям в качественной подготовке представлений, принимает меры по улучшению этой работы.

Организует проведение ежегодных инвентаризаций уголовных дел. Обеспечивает поступление в вышестоящие органы досудебного следствия и подразделения информационных технологий объективной информации о движении уголовных дел. При выявлении фактов утраты уголовных дел немедленно организует проведение служебных расследований. Их результаты с предложениями о наказании виновных докладывает руководству органа досудебного следствия.

Проводит работу по подбору, расстановке, обучению и воспитанию сотрудников следствия. Ежемесячно докладывает руководству органа досудебного следствия о состоянии этой работы, наличии некомплекта в подчиненных органах, вносит предложения о замещении вакантных должностей и резерве на выдвижение.

Следователь-методист СУ (отдела) ГУМВД, УМБД, УМВДТ лично принимает ежемесячные отчеты от руководителей подчиненных органов досудебного следствия и требует от них:

  • сведения о выполнении графика расследования уголовных дел и эпизодов в них, в том числе о количестве преступлений, раскрытых непосредственно следователями;
  • списки неоконченных производством уголовных дел со сроками расследования свыше двух месяцев, с объяснениями причин промедления;
  • списки уголовных дел, по которым продлены процессуальные сроки;
  • списки уголовных дел, по которым следствие приостановлено в связи с неустановлением местонахождения обвиняемого, с указанием номеров розыскных дел; в связи с тяжким заболеванием обвиняемого — с указанием сведений об обоснованности принятого решения и наличии в деле мотивировки, подтверждающей этот факт; в связи с неустановлением лица — с указанием причин приостановления дел;
  • списки прекращенных по всем основаниям уголовных дел;
  • списки уголовных дел, подлежащих прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности;
  • материалы служебных проверок по фактам возвращения уголовных дел на дополнительное расследование с конкретными предложениями по мерам реагирования в отношении виновных;
  • копии оправдательных приговоров судов, материалы о нарушениях законности (необоснованное привлечение лиц к уголовной ответственности, освобождение из-под стражи задержанных или взятых под стражу лиц за неподтверждением обвинения или подозрения в совершении преступления и др.), иные материалы для проведения служебных расследований по этим фактам;
  • сведения о состоянии работы с персоналом, о наличии некомплекта и замещении вакантных должностей.

Помощник следователя и его полномочия. Помощник следователя является сотрудником органа досудебного следствия, задача которого заключается в оказании помощи следователю и выполнении его поручений, связанных с расследованием уголовных дел. Количество помощников следователя устанавливается с учетом нагрузки на следователей соответствующего следственного подразделения: один помощник на 3-5 следователей.

Помощники следователя назначаются на должность и увольняются с должности в порядке, предусмотренном Положением о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел.

Кандидаты на должность помощника следователя подбираются начальниками соответствующих органов досудебного следствия и их заместителями, которые лично изучают деловые и моральные качества кандидатов путем проведения бесед, организации стажировки. Другие сотрудники органов внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны оказывать помощнику следователя содействие в выполнении его обязанностей.

Помощник следователя обязан выполнять устные и письменные поручения начальника соответствующего органа досудебного следствия, его заместителей, следователей в установленные сроки и в установленном порядке. Он вправе:

  • Принимать участие в проведении следственных действий (осмотре места происшествия, предметов, документов, местности, помещении, освидетельствовании, выемке, обыске, воспроизведении обстоятельств и обстановки события, допросе потерпевших и свидетелей, предъявлении предметов и лиц для опознания и др.).
  • Готовить и составлять проекты процессуальных документов.
  • Вызывать для проведения следственных действий свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, специалистов, экспертов, гражданских истцов, гражданских ответчиков и иных участников уголовного процесса.
  • Привлекать понятых к участию в проведении процессуальных действий.
  • Упаковывать изъятые по делу вещественные доказательства.
  • В установленном законом порядке по запросам следователей истребовать в учреждениях, организациях, предприятиях предметы и документы, необходимые для проведения полного, всестороннего и объективного расследования уголовного дела, и доставлять их к месту назначения.
  • Принимать участие в ознакомлении потерпевшего, гражданского ответчика, гражданского истца или их представителей, обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела.
  • Выполнять техническую работу по оформлению материалов доследственной проверки и уголовного дела (подшивка, нумерация листов, томов, составление описи, списков, сопроводительных документов, печатание, компьютерный набор и пр.).
  • Вносить руководству следственного подразделения предложения об улучшении организации и повышении эффективности работы помощников следователей и следственного подразделения в целом.

Источник – глава из учебного пособия:

Черечукина Л.В. Организация досудебного расследования: Учебное пособие / МВД Украины, Луган. гос. ун-т внутр. дел. — Луганск: РИО ЛГУВД, 2005. — 536 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *