Меню Закрыть

Единый учет преступлений

Единый учет преступлений заключается в первичном учете, регистрации и введении в статистическую отчетность выявленных преступлений и лиц, их совершивших.

Система единого учета преступлений и лиц, их совершивших, основывается на регистрации преступлений с момента возбуждения уголовного дела, регистрации лиц, которые совершили преступление, с момента утверждения прокурором обвинительного заключения или вынесения мотивированного постановления о направлении дела в суд для решения вопроса об освобождении лица от уголовной ответственности, и на дальнейшей корректировке этих данных в зависимости от результатов расследования и судебного рассмотрения дела. Основанием для корректировки могут быть также: раскрытие преступлении прошлых лет; постановка преступлений на учет прокурором; дополнительное выявление преступлении в процессе досудебного следствия или дознания; выявление технических или методологических ошибок в учете и отчетности (в случае выявления ошибки прошлых лет корректировка в отчетах не производится, а допущенные ошибки отражаются в специальной записке, которая приобщается к отчету о преступности).

Правила единого учета преступлений распространяются не только на органы внутренних дел, а и на органы прокуратуры (включая и военные прокуратуры), и на налоговую милицию, и на Службу безопасности Украины.

Регистрация преступлений, лиц, их совершивших, уголовных дел, которые расследуются прокурорами, следователями прокуратуры, следователями и дознавателями МВД, налоговой милиции, их учет, обработка, ведение статистической отчетности осуществляются органами внутренних дел. Преступления, расследование по делам о которых проводится органами СБУ Украины, также учитываются в соответствии с правилами, установленными Инструкцией о едином учете преступлений.

Формы статистических отчетов о преступности и инструкции к ним разрабатываются соответствующими органами, которые ведут учет преступлений, на основе правил, закрепленных указанной инструкцией, и согласовываются с Генеральной прокуратурой Украины.

Военные и иные преступления в Вооруженных Силах и в других военных формированиях, дислоцированных в Украине, совершенные военнослужащими, военнообязанными во время прохождения сборов и служащими Вооруженных Сил и других военных формирований в связи с исполнением ими служебных обязанностей или совершенные в расположении военных частей, учреждений, учебных заведений, предприятий или организаций, учитываются военными прокурорами согласно правилам, установленным вышеназванной инструкцией. При этом формы и реквизиты учетно-регистрационных документов и статистических отчетов утверждаются Генеральным прокурором Украины. Порядок регистрации преступлений военными прокурорами также определяется Генеральной прокуратурой на основе общих положений инструкции.

Изменения и дополнения в Инструкцию о едином учете преступлений могут вноситься только Генеральной прокуратурой Украины по согласованию с заинтересованными правоохранительными органами.

Учет преступлений. Единый учет преступлений включает регистрацию:

  • преступлений на момент возбуждения уголовного дела, отказа в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, но с признанием факта совершения преступления;
  • преступления, по которому установлено лицо, его совершившее, и вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого;
  • уголовного дела с момента его возбуждения и принятия по нему решений;
  • лица, совершившего преступление, с момента утверждения прокурором обвинительного заключения, вынесения мотивированного постановления о направлении дела в суд для решения вопроса об освобождении от уголовной ответственности или об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.

Регистрация преступлений, лиц, их совершивших, производится по территориальному принципу. Если нет возможности установить место совершения преступления, то преступление регистрируется по месту его выявления. Исключением является регистрация преступлений, лиц, их совершивших, по делам (материалам), находящимся в производстве органов МВД на транспорте, военной прокуратуры.

Единая система учета преступлении и лиц, их совершивших, определяет следующие формы учетных документов: статистическая карточка на выявленное преступление формы 1; статистическая карточка о результатах расследования преступления формы 1.1; статистическая карточка о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности формы 1.2; статистическая карточка на лицо, совершившее преступление, формы 2; статистическая карточка о движении уголовного дела формы 3; статистическая карточка на преступление, за совершение которого лицу предъявлено обвинение, формы 4; справка о результатах рассмотрения уголовного дела судом формы 6.

Регистрация преступлений, лиц, их совершивших, осуществляется путем занесения сотрудником по учетно-регистрационной работе сведений из статистической карточки в единый журнал учета преступлений и лиц, их совершивших, присвоения номера уголовного дела и составления реестра о передаче их для учета в учетно-регистрационные подразделения (форма реестра устанавливается учетно-регистрационными отделениями на местах). Для СБУ Украины форма единого журнала учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших преступления, разрабатывается самостоятельно.

Учет преступлений — это регистрация в управлении оперативной информации, в учетно-справочных подразделениях статистических карточек, которые поступили из нижестоящих подразделений (в том числе в электронном виде), и внесение данных, содержащихся в статкарточках, в государственную отчетность в виде цифровых показателей.

Считаются учтенными преступления, а также лица, их совершившие, и уголовные дела, когда данные о них внесены в картотеку первичного учета (или перенесены на магнитные носители), зарегистрированы в журнале учета преступлений, поставлены на централизованный учет и включены в статистическую отчетность учетно-регистрационными подразделениями ГУМВД, УМВД, УМВДТ, учетно-справочными подразделениями областных управлений Службы безопасности Украины, военных прокуратур регионов и иных органов.

Процесс осуществления единого учета преступлений. Регистрация преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел осуществляется сотрудниками по учетно-регистрационной и статистической работе на основе документов первичного учета — статистических карточек.

Дознаватель, следователь немедленно после принятия решения о возбуждении уголовного дела на основе соответствующего постановления заполняют статистическую карточку формы 1 на каждое выявленное ими в отчетном периоде преступление независимо от того, когда оно имело место и установлены ли лица, его совершившие.

Карточка формы 1 составляется немедленно и в тех случаях, когда необходимо зарегистрировать преступление, которое ранее не было зарегистрировано. В частности, в случаях:

  • принятия к производству уголовного дела, возбужденного судом, а также дела, которое поступило от военного прокурора, органов Службы безопасности и налоговой милиции или наоборот;
  • принятия к производству уголовного дела, поступившего от органов прокуратуры или внутренних дел других областей, других государств, если преступление, по факту которого оно возбуждено, в данном отчетном периоде не было учтено и зарегистрировано;
  • освобождения лица, совершившего преступление, от уголовной ответственности в связи с актом амнистии;
  • возобновления производства по уголовному делу, которое ранее было прекращено со снятием преступления с учета;
  • приобщения к делу, которое расследуется, материалов об ином преступлении, которое ранее не было зарегистрировано или выявлено дополнительно в процессе расследования;
  • выделения уголовного дела о преступлении из другого дела.

Карточка во всех случаях заполняется лицом (в т.ч. и прокурором), возбудившим уголовное дело или вынесшим иное постановление об одном из вышеперечисленных решений.

В случае, когда дело возбуждено судом и направлено для производства досудебного следствия или дознания, карточку на выявленное преступление заполняет следователь или сотрудник органа дознания, который принял дело к производству.

В соответствии с поставленными в статкарточке вопросами должностное лицо, ее заполняющее, фиксирует выявленное преступление и несет ответственность за достоверность этой информации, подписывает статкарточки и вместе с материалами дела в течение суток передает прокурору, который проверяет законность принятого решения и объективность содержащейся в статкарточке информации, подписывает ее и через секретаря, под роспись, передает для регистрации сотруднику по учетно-регистрационной и статистической работе. По делам МВД, прокуратуры, налоговой милиции статкарточки передаются сотрудникам по учетно-регистрационной и статистической работе горрайлинорганов внутренних дел, в Службе безопасности Украины — в учетно-справочное подразделение.

Сотрудник по учетно-регистрационной и статистической работе получает в прокуратуре под роспись указанные статкарточки и в течение суток регистрирует преступление в едином журнале учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших преступления, и вносит соответствующую информацию в эти журналы.

Зарегистрированные территориальными органами внутренних дел преступления, дела по которым перешли по подследственности военным прокурорам, в СБУ и налоговую милицию, с учета в территориальных органах снимаются и ставятся на учет в соответствующих органах или наоборот.

Преступления, совершенные на территории Украины военнослужащими, гражданами иных государств, учитываются территориальными органами.

Преступления, по которым возбуждаются дела не иначе как по жалобе потерпевшего, учитываются судами. А в случаях, когда прокурор или суд признает необходимым возбудить уголовное дело и провести досудебное следствие или дознание, преступления учитываются органом, который проводил следствие или дознание.

Журналы учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших преступления, ведутся в каждом ведомственном подразделении регистрации и учета преступлений. По делам, возбужденным сотрудниками прокуратуры, МВД, налоговой милиции, эти журналы (по возможности) ведутся отдельно и отдельно нумеруются.

Зарегистрировав в журнале преступления и статкарточки, сотрудник по учетно-регистрационной и статистической работе заполняет их первый раздел, подписывает его и в течение суток передает карточки по реестру в учетно-регистрационное подразделение, а также немедленно передает эти данные электронной почтой.

В учетно-регистрационных подразделениях ГУМВД, УМВД, УМВДТ ведутся контрольные журналы учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших преступления, отдельно по каждому району, городу, линейному органу, в котором регистрируется дата поступления статкарточек и указанная в них информация о преступлении.

Эти журналы ведутся для контроля за своевременным поступлением первичной учетной документации, подбора отдельных сведений о преступлениях и результатах их расследования, а также для решения иных справочных задач.

Работник регистрационно-учетного подразделения ГУМВД, УМВД, УМВДТ, получив по электронной почте сведения о преступлениях, не ставит их на учет без подтверждения статкарточкой. Получив статкарточку, он обязан: зарегистрировать ее в контрольном журнале учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших преступления; внести соответствующую информацию и заверить ее своей подписью. Он несет ответственность за ее достоверность.

На основе обработки карточек первичного учета в учетно-регистрационных подразделениях органов внутренних дел проводится первичное формирование статистической отчетности о преступности.

В других органах с небольшим объемом такой информации ее обработка и обобщение может проводиться без применения ЭВМ.

Составленная статистическая отчетность о преступлениях, лицах, их совершивших, и проведенной работе по расследованию подписывается начальниками учетно-регистрационного подразделения и начальниками ГуМВД, УМВД, УМВДТ, начальниками управлений налоговой милиции, Государственной налоговой администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, начальником учетно-справочного подразделения и начальником управления Службы безопасности Украины, военным прокурором регионов и иных органов, и передается в вышестоящие органы по подведомственности и прокурорам областей, а также в управление Госкомстата области.

В Управлении информационных технологий МВД Украины, в архивно-учетной службе СБУ Украины указанные отчеты обрабатываются на ЭВМ, обобщенные статистические показатели в виде отчетов, подписанных начальниками учетных подразделений и руководителями правоохранительных органов, направляются в Госкомстат Украины, Генеральную прокуратуру Украины.

Правила закрепления информации о преступлениях в статистических карточках (документах первичного учета), а также регистрации и учета преступлений.

  1. Учитывается как одно преступление (составляется одна карточка на выявленное преступление) в случаях:
    • совершения одного преступления группой лиц в соучастии (ст. 26 УК Украины);
    • совершения преступления, которое состоит из нескольких преступных действий (бездействия) или посягательства на разные объекты, если они по закону квалифицируются как одно преступление;
    • совершения одного преступного деяния, в результате которого потерпевшими являются несколько лиц;
    • длящегося преступления, т.е. совершения одного преступного деяния на протяжении определенного времени;
    • продолжающегося преступления, т.е. совершения тождественных или однородных преступных действий, связанных между собой единым умыслом виновного на достижение единого преступного результата, общностью объекта и преступными последствиями;
    • совершения двух и более разных преступлений одним преступным действием (идеальная совокупность), при этом учитывается наиболее тяжкое преступление.
  2. Учитываются как два и более преступления (составляются две или более карточки на выявленные преступления) в случаях:
    • совокупности преступлений (ст. 33 УК Украины, совершение двух или более преступных действий, предусмотренных разными статьями или разными частями одной статьи УК (реальная совокупность);
    • неоднократного совершения тождественных или однородных преступных действий, если они не имеют признаков длящегося преступления (ст. 32 УК Украины);
    • одновременного совершения несколькими лицами без предварительного сговора преступлений, квалифицированных по одной и той же статье УК Украины, когда каждый участник действовал независимо от другого;
    • совершения лицом (группой лиц) двух и более преступлений, которые квалифицируются по разным частям одной статьи УК, каждая из которых составляет самостоятельное преступление.
  3. Учету в числе преступлений не подлежат действия или бездействие, которые хотя формально и содержат признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК Украины, но в силу своей малозначительности не представляют общественной опасности, а потому не считаются преступлениями (ч. 2 ст. ПУК Украины).
  4. Зарегистрированные преступления подлежат снятию с учета, если в отношении лиц, которые их совершили, вынесено мотивированное постановление о направлении уголовного дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера (ст.ст. 226, 417 УПК) или уголовные дела в отношении них прекращены по следующим основаниям:
    • за отсутствием события преступления (п. 1 ст. 6 УПК Украины);
    • за отсутствием в деянии состава преступления (п. 2 ст. 6 УПК Украины), в т.ч. за малозначительностью деяния (ч. 2 ст. 11 УК Украины);
    • в связи с тем, что правонарушитель не достиг на время совершения общественно опасного деяния возраста, по достижении которого в соответствии с законом устанавливается уголовная ответственность (п. 5 ст. 6, ст. 73 УПК Украины);
    • за примирением обвиняемого, подсудимого с потерпевшим по делам, которые возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего (п. 6 ст. 6 УПК Украины);
    • за отсутствием жалобы потерпевшего, если дело может быть возбуждено не иначе как по его жалобе (п. 7 ст. 6 УПК Украины);
    • в связи с тем, что в отношении данного лица имеется приговор по тому же обвинению, который вступил в законную силу, либо определение или постановление суда о прекращении дела по этим же основаниям, а также неотмененное постановление органа дознания, следователя, прокурора о прекращении дела по тому же обвинению (пп. 9,10 ст. 6 УПК Украины);
    • в связи с окончанием сроков давности, указанных в ст. 49 УК Украины, если не установлено лицо, совершившее преступление;
    • по документам прокурорского реагирования в связи с необоснованной постановкой на учет преступления.
  5. Зарегистрированные преступления остаются на учете в случаях, когда уголовное дело прекращено в отношении умершего (за исключением случаев, когда производство по делу является необходимым для его реабилитации), или при возобновлении дела в отношении иных лиц по вновь открывшимся обстоятельствам (п. 8 ст. 6 УПК Украины), или при направлении дела в суд для решения вопроса об освобождении лица от уголовной ответственности:
    • вследствие акта амнистии, если он устраняет применение наказания за совершенное деяние, а также в связи с помилованием отдельных лиц (п. 4 ст. 6 УПК Украины);
    • при освобождении виновного от уголовной ответственности в результате изменения обстановки (ст. 71 УПК Украины);
    • при освобождении лица от уголовной ответственности в связи с примирением обвиняемого и потерпевшего, с применением к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного характера, с передачей лица на поруки (ст.ст. 8,9,10 УПК Украины);
    • в отношении конкретного лица за недоказанностью его участия в совершении преступления (при наличии события преступления), производство расследования по которому приостановлено;
    • в связи с окончанием сроков давности привлечения к ответственности лица/ совершившего преступление (ст. II1 УПК Украины).

Учет лиц, совершивших преступления. Учет лиц, которые совершили преступления, ведется путем заполнения лицом, производящим расследование уголовного дела, статистической карточки формы 2.

Учету подлежат все лица, которые совершили преступления, если по делам приняты следующие решения:

  • прокурором утверждено обвинительное заключение и уголовное дело направлено в суд в соответствии со ст. 232 УПК Украины;
  • прокурором составлено обвинительное заключение и уголовное дело направлено в суд в соответствии со ст. 430 УПК Украины.

Учету также подлежат лица, совершившие преступления, но в отношении которых уголовные дела прекращены в связи со смертью обвиняемого (п. 8 ст. 6 УПК Украины) или направлены в суд для решения вопроса об освобождении их от уголовной ответственности по следующим основаниям:

  • вследствие акта амнистии (п. 4 ст. 6 УПК Украины);
  • вследствие изменения обстановки (ст. 7 УПК Украины);
  • в связи с деятельным раскаянием (ст. 71 УПК Украины);
  • в связи с примирением обвиняемого и потерпевшего, с применением в отношении несовершеннолетнего принудительных мер воспитательного характера, с передачей лица на поруки (ст. 8,9,10 УПК Украины);
  • в связи с окончанием сроков давности (ст. II1 УПК Украины).

В случае вынесения судом оправдательного приговора или прекращения уголовного дела на основании пп. 1, 2, 5, 6, 7, 9, 10, 11 ст. 6, ст.ст. 73, 100, 226 УПК Украины лица по этим делам снимаются с учета.

Учет уголовных дел. Уголовное дело должно быть зарегистрировано в течение суток после вынесения постановления о его возбуждении.

Движение уголовного дела в процессе расследования учитывается на основании статистической карточки о движении уголовного дела формы 3, которая заполняется прокурором, следователем или работником органа дознания немедленно после принятия решения:

  • о возбуждении уголовного дела;
  • объединении уголовных дел;
  • принятии дела к производству после отмены прокурором постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, по постановлению или определению суда, при передаче дела из другого органа, после возвращения дела для дополнительного расследования и после возобновления следствия по прекращенному или приостановленному делу и в иных случаях;
  • направлении дела по подследственности;
  • направлении дела в суд и его прекращении;
  • приостановлении дела;
  • возобновлении следствия по прекращенному или приостановленному делу по п. 1 ст. 206 {ст. 207), п. 2 ст. 206 (ст. 208), п. 3 ст. 206 (ст. 209) УПК Украины;
  • изъятии прокурором дела и передаче его для расследования в другой орган;
  • возвращении дела на дополнительное расследование прокурором или судом;
  • продлении срока расследования;
  • предъявлении для ознакомления материалов дела обвиняемому и его защитнику;
  • выделении в отдельное производство дела в отношении одного или нескольких обвиняемых.

В случаях изъятия прокурором дела и передачи его для расследования в другой орган и возвращения дел, расследуемых следователем или органом дознания, на дополнительное расследование прокурором или судом, карточка формы 3 заполняется лично прокурором.

Карточки по уголовным делам передаются в соответствующие органы внутренних дел для внесения необходимых сведении в журнал учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших преступления для дальнейшей передачи в учетно-регистрационные подразделения органов внутренних дел.

Учет уголовных дел осуществляется тем же учетно-регистрационным подразделением, которое ведет учет преступлений.

Учет судебных решений по уголовным делам, направленным в суд. Сведения о судебных решениях по уголовным делам, направленным в суд, заносятся в журналы учета преступлений на основании справок о результатах рассмотрения уголовного дела судом (форма 6).

Для получения таких справок прокурор, следователь или работник дознания, проводивший расследование, при направлении дела или материала в суд должен подшить в начале дела или материала бланк справки на каждого обвиняемого с отражением его анкетных данных.

Эти карточки по всем рассмотренным делам направляются судами в органы внутренних дел и налоговую милицию; следственные подразделения СБУ по месту проведения следствия не позднее пяти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу или возвращения дела после рассмотрения судом апелляционной инстанции (кассационной инстанции — в случае вынесения приговора апелляционным судом).

Подразделения налоговой милиции после получения справок формы 6 направляют их в горрайлинорганы внутренних дел по месту регистрации уголовных дел.

Горрайлинорганы внутренних дел, следственные подразделения СБУ, военные прокуроры после получения указанных справок вносят сведения о судимости в журналы учета преступлений и не позднее трех рабочих дней со дня поступления справок пересылают их в учетно-регистрационные подразделения для использования этих документов при статистическом и оперативно-справочном учете лиц, совершивших преступление.

Источник – глава из учебного пособия:

Черечукина Л.В. Организация досудебного расследования: Учебное пособие / МВД Украины, Луган. гос. ун-т внутр. дел. — Луганск: РИО ЛГУВД, 2005. — 536 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *