Усовершенствование реагирования на сообщения о преступлениях, иных правонарушениях и происшествиях

Основные задачи органов внутренних дел по реагированию на сообщения о преступлениях, иных правонарушениях и происшествиях заключаются:

  • в поддержании постоянной готовности сил и средств для оперативного реагирования на сообщения;
  • регистрации всех заявлений, сообщений, другой информации о преступлениях, иных правонарушениях и происшествиях;
  • немедленном реагировании на все преступные проявления, направлении на места происшествий сил и средств, максимально необходимых для их раскрытия и восстановления нарушенных конституционных прав граждан;
  • оперативном информировании вышестоящих органов внутренних дел о получении сообщения;
  • обеспечении личной безопасности граждан, защите их прав, свобод и законных интересов, предупреждении или пресечении правонарушений, раскрытии преступлений по "горячим следам", задержании лиц, их совершивших, устранении негативных последствий правонарушений и чрезвычайных происшествий;
  • ориентировании всех служебных нарядов о совершении преступлений и иных правонарушений, приметах лиц, их совершивших, и предметах преступных посягательств;
  • организации взаимодействия органов внутренних дел и их подразделений, других министерств и ведомств в процессе реагирования на сообщения;
  • обеспечении личной безопасности сотрудников органов внутренних дел, организации их обучения действиям в типичных и экстремальных ситуациях.

Принципами деятельности органов внутренних дел по реагированию на сообщения о правонарушениях и иных происшествиях являются: вежливое и уважительное отношение к гражданам, законность, высокая боевая готовность, оперативность, внимательность. А правовой основой - Конституция Украины, законы Украины, международные правовые нормы, ратифицированные в установленном порядке, постановления Верховного Совета Украины, акты Президента Украины, Кабинета Министров Украины, ведомственные нормативно-правовые акты.

Основные права и обязанности сотрудников органов внутренних дел по реагированию на правонарушения и иные происшествия. В процессе реагирования на сообщения о преступлениях и иных правонарушениях сотрудники органов внутренних дел обладают следующими правами.

  • Требовать от граждан и должностных лиц, нарушающих общественный порядок, прекращения правонарушений и действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, выносить на месте устное предупреждение лицам, которые допустили малозначительные административные проступки, а в случае невыполнения указанных требований принимать меры, предусмотренные законодательством.
  • При подозрении в совершении правонарушении проверять у граждан документы, удостоверяющие их личность, а также иные документы, необходимые для выяснения вопросов, касающихся правил, надзор и контроль за соблюдением которых возложен на милицию.
  • Задерживать и доставлять в ОВД лиц, подозреваемых в совершении преступлений или совершивших административные правонарушения, с целью составления протокола или для рассмотрения дела по существу, если эти вопросы не могут быть разрешены на месте; задерживать несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, которые остались без опеки; несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность; лиц, заподозренных в занятии бродяжничеством; военнослужащих, которые совершили деяния, подпадающие под признаки преступления или административного правонарушения; лиц, имеющих признаки выраженного психического расстройства, которые создают в связи с этим реальную опасность для себя и окружающих. Производить осмотр задержанных и вещей, находящихся при них, их транспортных средств и изымать документы и предметы, которые могут быть вещественными доказательствами или использоваться во вред их здоровью.
  • Составлять протоколы об административных правонарушениях, производить личный досмотр, осмотр вещей, изъятие вещей и документов, принимать другие предусмотренные законом меры, направленные на обеспечение производства по делам об административных правонарушениях.
  • Производить в порядке производства дознания и по поручению следственных органов обыски, изъятия, допросы и иные следственные действия по уголовным делам в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
  • Использовать кино-, фото- и звукофиксацию как вспомогательный способ предупреждения противоправных действии и раскрытия правонарушений.
  • Беспрепятственно в любое время суток входить на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций, в том числе таможни, и осматривать их с целью пресечения преступлений, преследования лиц, подозреваемых в совершении преступлений, при стихийном бедствии и иных чрезвычайных происшествиях; а также на территории земельных участков, в жилые и иные помещения граждан в случае преследования преступника или пресечения преступления, которое угрожает жизни проживающих в нем лиц, при стихийном бедствии и иных чрезвычайных происшествиях.
  • Пребывать на земельных участках, в жилых и иных помещениях граждан с их согласия, а также на территории и в помещениях предприятий, учреждений и организаций с уведомлением об этом администрации для обеспечения безопасности граждан, общественной безопасности, предупреждения преступления, выявления и задержания лиц, его совершивших.
  • В пределах своей компетенции временно ограничивать или запрещать доступ граждан на отдельные участки местности или объекты с целью обеспечения общественного порядка, общественной безопасности, охраны жизни и здоровья людей.
  • Ограничивать или запрещать в случаях задержания преступника, при авариях, иных чрезвычайных происшествиях, которые угрожают жизни и здоровью людей, движение транспорта и пешеходов на отдельных участках улиц и автомобильных дорог.
  • Изымать у граждан и должностных лиц предметы и вещи, запрещенные или ограниченные в обороте, а также документы с признаками подделки. Беспрепятственно использовать транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам (кроме транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств, международных организаций, транспортных средств специального назначения), для проезда к месту происшествия, стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения лиц, требующих неотложной медицинской помощи, для преследования правонарушителей и доставления их в милицию.
  • Использование с этой целью транспортных средств, принадлежащих предприятиям, учреждениям и организациям, осуществляется бесплатно. Возмещение ущерба и затрат за использование транспорта граждан осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
  • Пользоваться в неотложных случаях беспрепятственно и бесплатно средствами связи, которые принадлежат предприятиям, учреждениям и организациям, а средствами связи, принадлежащими гражданами, - с их согласия.
  • Использовать бесплатно средства массовой информации с целью установления обстоятельств совершения преступлений и лиц, их совершивших, свидетелей, потерпевших, розыска скрывшихся преступников, лиц, пропавших без вести, и с иной целью, которая связана с необходимостью оказания помощи гражданам, предприятиям и организациям в связи с выполнением милицией возложенных на нее обязанностей.
  • Приглашать в ОВД граждан для оказания помощи при выяснении обстоятельств, связанных с нарушениями общественного порядка.
  • Применять физическое воздействие, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и в порядке, предусмотренных Законом Украины "О милиции".

Сотрудники ОВД могут пользоваться иными правами, предоставленными им Законом Украины "О милиции" и другими законодательными актами.

С целью усовершенствования реагирования на заявления и сообщения о правонарушениях и иных происшествиях на сотрудников органов внутренних дел возложены следующие обязанности.

  • Обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок. Выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления путем проведения оперативно-розыскных и профилактических мероприятий, предусмотренных законодательством Украины.
  • Принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, своевременно принимать по ним решения.
  • Пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по таким делам. Разыскивать лиц, пропавших без вести. Исполнять принятые в установленном законом порядке и в пределах своей компетенции решения прокурора, следователя, суда.
  • Уведомлять соответствующие государственные органы и общественные объединения об авариях, пожарах, катастрофах, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных происшествиях, принимать неотложные меры, направленные на ликвидацию их последствий, спасение людей и оказание им помощи, на охрану имущества, которое осталось без надзора.
  • Принимать участие в проведении карантинных мероприятии во время эпидемий и эпизоотии.
  • Оказывать в пределах имеющихся возможностей неотложную, в том числе медицинскую, помощь лицам, пострадавшим от правонарушений и несчастных случав, пребывающим в беспомощном или опасном для жизни и здоровья состоянии, детям, оставшимся без опеки, а также задержанным и арестованным.

Сотрудник органа внутренних дел на территории Украины независимо от занимаемой должности, местонахождения и времени, в случае обращения к нему граждан или должностных лиц с заявлением, сообщением о происшествиях, которые угрожают личной или общественной безопасности, или в случае их непосредственного выявления, обязан немедленно сообщить об этом событии по любым каналам связи в ближайшую дежурную часть органа внутренних дел; принять меры, направленные на предупреждение или пресечение правонарушений, спасение людей, оказание помощи лицам, в ней нуждающимся, на установление и задержание лиц, которые совершили правонарушения, охрану места происшествия.

Сотрудники милиции при задержании или взятии под стражу граждан должны уведомить их об основаниях и мотивах задержания или ареста, разъяснив право на обжалование этих действий в суде. Кроме того, в устной форме даются разъяснения ч. 1 ст. 63 Конституции Украины и права отказаться от каких-либо объяснений или показаний до прибытия защитника. Одновременно в печатном виде разъясняются требования ст.ст. 28,29,55, 59, 62 и 65 Конституции Украины, права задержанных и арестованных, установленные законами, в том числе право на осуществление зашиты своих прав и интересов лично или с помощью защитника с момента задержания или ареста лица, право отказаться от дачи каких-либо объяснении или показаний до прибытия защитника.

Наряду с этим на работников милиции возлагается обязанность обеспечить задержанному или арестованному право защищать себя лично или с помощью защитника и реализацию других прав.

В случае заявления требования о привлечении защитника или об отказе от его привлечения в протоколе задержания или постановлении на арест производится соответствующая запись, которая заверяется подписью задержанного или арестованного лица.

Немедленно, но не позднее чем через два часа после задержания или ареста лица (лиц) о его (их) местонахождении уведомляются родственники, а по устному или письменному требованию - защитник, а также администрация по месту работы или учебы.

Обязанности руководителей органов внутренних дел, ответственных от руководства и их помощников по реагированию на сообщения о преступлениях, иных правонарушениях и происшествиях. С целью организации качественной проверки сообщений, раскрытия преступлений, ликвидации последствии чрезвычайных происшествий, обеспечения взаимодействия сотрудников органов и подразделений внутренних дел, иных министерств и центральных органов исполнительной власти, своевременного информирования инстанций, на места происшествий должны выезжать:

  • начальники ГУМВД, УМВД, горуправлений или лица, исполняющие их обязанности - при получении сообщений о резонансных убийствах, разбоях, преступлениях, совершенных с использованием огнестрельного оружия или взрывчатых веществ, иных преступлениях и чрезвычайных происшествиях, которые могут вызвать большой общественный резонанс;
  • начальники горрайлинорганов и подчиненных им территориальных или транспортных подразделений или лица, исполняющие их обязанности - при получении сообщений о тяжких, особо тяжких и иных резонансных преступлениях или чрезвычайных происшествиях;
  • ответственные от руководства горрайлинорганов и подчиненных им территориальных или транспортных подразделений - при получении сообщения о преступлении или ином чрезвычайном происшествии, информация по которым представляется в МВД, ГУМВД, УМВД.

Помощники ответственного от руководства ГУМВД, УМВД, городских управлений, горрайлинорганов - при получении сообщений о преступлениях и чрезвычайных ситуациях в случае отсутствия начальника или ответственного от руководства ОРД.

Иные лица руководящего состава органов и подразделений внутренних дел направляются на места происшествий в случаях, предусмотренных Картотекой неотложных действий дежурного ОВД, или по решению начальников или ответственных от руководства ГУМВД, УМВД, горуправлений.

Начальники ОВД и ответственные от руководства, другие должностные лица при выезде на места происшествий обязаны иметь при себе табельное огнестрельное оружие, боеприпасы, средства бронезащиты и быть одеты в форменную одежду (сотрудники оперативных подразделений, кроме ответственных от руководства, могут находиться в гражданской одежде). К форменной одежде должна быть прикреплена карточка сотрудника ОВД.

В случае невозможности немедленного реагирования на все полученные сообщения о преступлениях, иных правонарушениях и происшествиях силами суточных нарядов, начальник горрайоргана или лицо, исполняющее его обязанности, определяет дополнительные силы и средства, которые необходимо задействовать для проверки этих сообщений, и дает указания дежурному об их направлении на места происшествий.

Начальники ГУМВД, УМВД, горрайлинорганов обеспечивают поддержание постоянной готовности сил и средств для оперативного реагирования на сообщения, обучение подчиненного личного состава действиям в типичных и экстремальных ситуациях, повышение профессионального мастерства, принятия мер к недопущению потерь и ранений сотрудников органов внутренних дел.

Обязанности сотрудников дежурных частей органов внутренних дел по реагированию на сообщения о правонарушениях или иных происшествиях. При обращении в дежурную часть граждан, должностных лиц или представителей общественных формирований дежурный обязан внимательно выслушать заявителя, выяснить время, место, способ и другие обстоятельства правонарушений или происшествий. Если в заявлении (сообщении) речь идет о событиях, не относящихся к компетенции органов внутренних дел, заявителю следует вежливо разъяснить, куда именно он должен обратиться. При получении от заявителя (по телефону или лично) информации о преступлении, ином правонарушении или происшествии, реагирование на которые отнесено к компетенции ОВД, дежурный горрайлиноргана или его помощник обязаны выполнить следующее.

Зарегистрировать полученную информацию в ЖРЗСП или в ЖУИ, если информация не содержит в себе данных о явных признаках преступления. При личном обращении граждан в дежурную часть с устным заявлением о преступлении - зарегистрировать ее в ЖРЗСП, немедленно направить на место происшествия следственно-оперативную группу или оперативную группу, участкового инспектора, иные наряды или отдельных должностных лиц, принять все меры к предупреждению или пресечению правонарушений, организовать проведение неотложных действий, направленных на раскрытие преступления, задержание правонарушителя, оказание помощи потерпевшим, на ликвидацию негативных последствий преступления, иных правонарушений и происшествий, пользуясь при этом Картотекой неотложных действий дежурного органами внутренних дел и руководствуясь Положением об основах организации раскрытия преступлений органами внутренних дел. После чего установить личность заявителя, составить протокол заявления с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства, предупредив заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, что подтверждается его подписью в протоколе. Оперативный дежурный вправе поручить выяснение личности заявителя и составление протокола заявления другому члену суточного наряда, но только после регистрации устного заявления в ЖРЗСП.

Если устное заявление о конкретном преступлении поступило от лица, находящегося в нетрезвом состоянии (средняя или тяжкая степень опьянения), оно также подлежит безотлагательной регистрации в ЖРЗСП, а протокол заявления составляется после отрезвления заявителя.

О получении информации дежурный обязан доложить начальнику отдела внутренних дел и ответственному от руководства, а о преступлениях и других чрезвычайных ситуациях, информация о которых подается в МВД, ГУМВД, УМВД, уведомить вышестоящую дежурную часть.

При получении одновременно двух и более сообщений о преступлениях (происшествиях) дежурный должен задействовать для реагирования на них дополнительные СОГ и ОГ. Если немедленно проверить эти сообщения имеющимися силами невозможно, он должен доложить об этом начальнику ОВД (лицу, его замещающему), по его указанию собрать, экипировать и направить на место происшествия дополнительные силы и средства.

При получении заявлений, сообщений о преступлениях (происшествиях), которые имели место на территории обслуживания другого горрайлиноргана, дежурный посте выполнения тех же действий, что и при получении информации о преступлении, совершенном на обслуживаемой территории, обязан проинформировать о преступлении дежурную часть соответствующего ОВД, а собранные материалы направить по территориальности или передать под расписку представителю ОВД, на территории которого совершено преступление (происшествие), вместе с лицами, задержанными по подозрению в совершении этого преступления. В ЖРЗСП (ЖУИ) и книге учета доставленных об этом делаются соответствующие отметки с указанием номера дела канцелярии, где хранится расписка. Если информация о таком преступлении (происшествии) получена по телефону, она может быть передана по территориальности также по телефону. При этом в графе 8 ЖРЗСП (графе 7 ЖУИ) указывается название органа внутренних дел, в который передана эта информация, фамилия принявшего ее дежурного и номер, под которым он зарегистрировал полученную информацию в ЖРЗСП.

О преступлениях, которые подследственны органам прокуратуры или Службы безопасности Украины, оперативный дежурный обязан немедленно уведомить дежурного соответствующего органа или службы, принять необходимые меры для предупреждения и пресечения преступления, организовать проведение неотложных действий, направленных на его раскрытие и розыск преступников.

Если заявление, сообщение о правонарушении (происшествии) поступило в дежурную часть ГУМВД, УМВД, дежурный обязан выполнить те же действия, что и дежурный горрайлиноргана при получении такой информации, но вместо регистрации заявления (сообщения) в ЖРЗСП произвести запись об их получении в тетради для записей дежурных. Затем передать полученную информацию (заявления, сообщения о происшествии) в дежурную часть горрайлиноргана, на территории которого правонарушение совершено, истребовать регистрационный номер в ЖРЗСП, дать указания о проведении неотложных действий по пресечению правонарушения, раскрытию преступления, ликвидации последствий чрезвычайных происшествий, оказанию помощи пострадавшим, обеспечению сохранности материальных ценностей и т.п. В зависимости от содержания информации установить конкретные сроки ее проверки.

Письменные заявления (сообщения) о преступлениях, иных правонарушениях и происшествиях после регистрации в секретариате дежурный должен направить по территориальности или подследственности.

В необходимых случаях он обязан организовать выезд на место происшествия СОГ, иных нарядов (сотрудников соответствующих служб ГУМВД, УМВД, горуправления) и получение от них информации о проведении неотложных мероприятий, направленных на раскрытие преступления по "горячим следам", оказание им необходимой помощи.

Затем он обязан истребовать в установленные сроки уведомление о проверке полученной информации горрайлиорганом, следственно-оперативными группами, служебными нарядами и произвести необходимые записи с указанием результатов проведения проверки (подтвердилась ли информация, какие именно приняты меры для пресечения, раскрытия преступления и пр.).

Организация дежурств следственно-оперативных групп. Для обеспечения реагирования на сообщения о преступлениях, иных правонарушениях или происшествиях во всех ГУМВД, УМВД, горрайлинорганах, территориальных управлениях милиции (ТУМ) формируется не менее двух СОГ: основная и дополнительная. При необходимости дежурство СОГ организуется также в подчиненных горрайлинорганам и ТУМ подразделениях: территориальных, городских и сельских отделах (отделениях) милиции, линейных отделениях и др.

СОГ формируются на основании ежемесячных графиков дежурств сотрудников структурных подразделений ОВД, утвержденных начальником ГУМВД, УМВД, горрайлиноргана или лицом, исполняющим его обязанности. В графиках должен быть предусмотрен резерв для усиления этих групп во время осложнения оперативной обстановки или подмены членов СОГ в связи с болезнью, командировкой или другими обстоятельствами. В состав СОГ ГуМВД, УМВД и горуправлений включаются сотрудники структурных подразделений: следственного, дознания, уголовного розыска, борьбы с организованной преступностью, БНОН, КМДН, ГСБЭП, НИЭКЦ, административной службы милиции, ГАИ и др.

В горрайлинорганах, территориальных управлениях милиции и подчиненных им подразделениях СОГ формируются из числа следователей, дознавателей, экспертов-криминалистов, оперуполномоченных уголовного розыска, БНОН, КМДН, ГСБЭП, кинологов со служебно-розыскными собаками. С учетом оперативной обстановки и штатной численности горрайлионоргана в состав СОГ могут включаться сотрудники других служб.

Категорически запрещается включать в состав СОГ лиц, которые не имеют опыта самостоятельной работы, за которыми не закреплено табельное оружие, а также участковых инспекторов милиции.

В горрайлинорганах и территориальных управлениях милиции для обеспечения реагирования на преступления небольшой тяжести, иные правонарушения и кражи создаются, кроме СОГ, оперативные группы, в состав которых включаются инспекторы-дежурные (там, где они предусмотрены штатным расписанием) и сотрудники иных подразделений.

Сотрудники, входящие в состав СОГ или ОГ, обеспечиваются табельным оружием, боеприпасами и спецсредствами индивидуальной защиты и обороны (бронежилетом, защитной каской, палкой резиновой, аэрозольным баллончиком, наручниками). По решению начальника ОВД им может выдаваться автоматическое оружие и другие спецсредства.

Все члены СОГ или оперативной группы должны нести службу в форменной одежде (кроме сотрудников подразделении уголовного розыска, БОП, БНОН, ГСБЭП), иметь при себе служебные удостоверения и прикрепленные к одежде карточки сотрудника ОВД, а лица среднего и старшего начальствующего состава - жетоны с личным номером и личные печати.

Перед проведением инструктажа ответственный дежурный обязан лично проверить экипировку личного состава СОГ.

Инструктаж членов СОГ осуществляется одновременно с нарядом дежурной части: в рабочие дни - руководителями ОВД вместе с ответственными дежурными, а в выходные и праздничные - ответственным дежурным.

Во время проведения инструктажа необходимо подвести итоги работы СОГ за минувшие сутки, разобрать допущенные недостатки, указать их причины, отметить положительные моменты. Особое внимание следует обратить на обеспечение личной безопасности. Проверить знания членами СОГ своих функциональных обязанностей, порядка действий при осложнении оперативной обстановки, оснований применения и использования огнестрельного оружия и мер безопасности при обращении с ним.

Следственно-оперативная группа дежурит круглосуточно.

Во время дежурства сотрудники ОВД, входящие в состав основной СОГ, должны, как правило, находиться в комнате следственно-оперативной группы дежурной части, а члены дополнительной СОГ - в своих служебных кабинетах.

Члены СОГ (основной и дополнительной) могут отлучаться с мест постоянного нахождения только с разрешения оперативного дежурного: для употребления пищи (в пределах административного здания ОВД), на места совершения преступлений, в комнату рассмотрения обстоятельств правонарушений с доставленными и пр. В зависимости от сложившейся оперативной обстановки начальники ОВД или ответственные дежурные могут принять решение о продлении после 21 часа дежурства членов дополнительной СОГ по месту проживания, при условии соблюдения общего срока прибытия сотрудника органа внутренних дел на места совершения преступлений, места возникновения иных чрезвычайных происшествий, который не должен превышать времени, необходимого для подготовки и сбора к выезду и минимально необходимого для преодоления расстояния от органа внутренних дел до места происшествия (с учетом особенностей местности, погодных и дорожных условий). В частности, для основной СОГ, ОГ - до 5 минут; для дополнительной СОГ при дежурстве по месту службы -10 минут, для СОГ при дежурстве по месту жительства - до 20 минут.

Начальник ОВД со штатной численностью личного состава до 60 сотрудников при стабильно незначительной нагрузке на СОГ вправе своим приказом предусмотреть возможность нахождения членов основной СОГ после 23 час. по месту жительства при условии обеспечения их прибытия в полной экипировке к месту совершения преступления в течение 30 минут с момента получения сигнала дежурной частью (копия соответствующего приказа должна храниться в дежурной части). Решение о продлении дежурства по месту жительства в каждом конкретном случае принимает начальник ОВД или ответственный дежурный в зависимости от оперативной обстановки.

Членам СОГ, которые фактически находятся на службе не менее 16 часов, предоставляется 12 часов отдыха, до 20 часов - 32, свыше 20 часов - 48 часов.

Контроль за реагированием на сообщения о преступлениях, иных правонарушениях и происшествиях. Контроль за деятельностью органов и подразделений внутренних дел по реагированию на сообщения о преступлениях, иных правонарушениях и происшествиях осуществляют:

  • министр внутренних дел, его первый заместитель и заместители, руководство структурных подразделений МВД Украины и помощники министра внутренних дел Украины (представители в главных управлениях, управлениях МВД Украины);
  • начальники ГУМВД, УМВД, горрайлинорганов, их заместители, ответственные дежурные, руководители структурных подразделений - на основе графиков круглосуточного контроля за работой суточных нарядов;
  • сотрудники Главного штаба МВД Украины, штабов ГУМВД, УМВД, горрайуправлений - во время проведения инспекторских, контрольных, целевых и внезапных проверок;
  • сотрудники подразделений Департамента внутренней безопасности ГУБОП МВД Украины;
  • мобильные группы МВД Украины, ГУМВД, УМВД, горуправлений.

Во время осуществления проверок реагирования ОВД на сообщения о преступлениях, иных правонарушениях и происшествиях практикуется дача вводных заданий, сверка записей в ЖРЗСП с другими источниками информации (устройствами документирования речевой информации, путевыми листами, бортовыми журналами и пр.).

Источник – глава из учебного пособия:

Черечукина Л.В. Организация досудебного расследования: Учебное пособие / МВД Украины, Луган. гос. ун-т внутр. дел. - Луганск: РИО ЛГУВД, 2005. - 536 с.

Реклама
Задачи по экономике с решениями
Статьи по экономике