Ответственность за налоговые правонарушения в Германии и Франции

В Германии уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов (Steuerhinterziehung) предусмотрена в § 370 Налогового устава (Abgabenordnung) и наступает только за налоговое мошенничество.

Менее опасные правонарушения рассматриваются в качестве административных проступков:

  • а) неуплата налогов по неосторожности (§ 378 Налогового устава, штраф до 50 тыс. евро);
  • б) деяния, создающие опасность неуплаты налогов (§ 379 Налогового устава, штраф до 5 тыс. евро);
  • в) неуплата налогов или несвоевременная их уплата, не сопряженная с обманом (§ 380 Налогового устава, штраф до 25 тыс. евро) и др.

В § 370 Налогового устава Германии содержатся три формы деяния: а) неправильные или неполные сообщения финансовым или иным властям о фактах, имеющих налоговую значимость (активный обман); б) оставление в неосведомленности финансовых или иных властей о фактах, имеющих налоговую значимость, в нарушение правовой обязанности (пассивный обман); неприменение в нарушение правовой обязанности налоговых знаков или марок (особая разновидность пассивного обмана).

Действие данной нормы распространяется и на таможенные пошлины, налоги и пошлины ЕС и стран – его участниц, а также на товары, импорт, экспорт и транзит которых запрещен. Преступление может совершаться с прямым или косвенным умыслом. Совершение того же деяния по неосторожности влечет наложение административного штрафа. Субъектом уклонения от уплаты налогов являются налогоплательщик, а также любое фактически совершившее указанные в законе деяния лицо, например, действующее по поручению налогоплательщика или в пользу другого лица; работник налогоплательщика, финансовый консультант, налоговый инспектор, фактический директор, налоговый агент и любые другие лица, фактически виновные в содеянном. § 371 Налогового устава Германии предусматривает особую разновидность деятельного раскаяния, исключающего наказуемость деяния. Данная норма применяется при выполнении следующих условий:

  • а) добровольное сообщение в налоговый орган правдивых сведений о фактах, ранее скрытых или искаженных (по существу, речь идет о явке с повинной);
  • б) последующая уплата в установленный срок неуплаченных налогов (если таковые имеются).

Явка с повинной не освобождает от наказания, если:

  • а) должностное лицо налогового органа уже явилось для проведения налоговой проверки или расследования налогового преступления или правонарушения;
  • б) виновному или его представителю было объявлено о начале уголовного или административного преследования;
  • в) деяние уже было выявлено полностью или отчасти, и виновный знал об этом либо должен был знать с учетом разумной оценки обстоятельств дела.

Во Франции отличия налогового мошенничества от обычного выражаются в характере причиненного вреда - это не утрата наличного имущества, а уменьшение государственных доходов, а также в способе совершения преступления, например пассивный налоговый обман не соответствует понятию «обманных уловок» простого мошенничества. Нормы об уклонения от уплаты налогов закреплены в Кодексе о налогах (Codegeneraldesimpots, далее – CGI), а определение "налогового мошенничества" (fraudefiscale) не охватывается простым мошенничеством (escroquerie), изложенным в УК Франции.

Налоговое мошенничество по французскому законодательству – это:

  • а) отсутствие первичных учетных документов, отражающих произведенную хозяйственную операцию;
  • б) фальсификация первичных документов, отражающих хозяйственную операцию, в действительности не имевшую места;
  • в) получение от государства необоснованных выплат.

К числу мошеннических средств закон относит:

  • а) непредставление декларации в указанный срок;
  • б) сокрытие объектов налогообложения;
  • в) организация неплатежеспособности и иные уловки, направленные на воспрепятствование взысканию налогов;
  • г) иные мошеннические способы (фальсификация расходов, обманное получение льгот и др.).

В отличие от немецкого (закрепленного § 371 Налогового устава) для французского налогового мошенничества необходимы только прямой умысел и недобросовестность в отношении умаления налогов. Самое строгое наказание назначается при особо отягчающих обстоятельствах (рецидив в течение пяти лет после осуждения) – это лишение свободы на срок до 10 лет, штраф – до 100 тыс. евро и в качестве дополнительных наказаний допускается лишение политических, гражданских и семейных прав. Обвинительный приговор за подобные деяния публикуется полностью или частично за счет осужденного в официальных и иных изданиях, указанных судом, а также размещается на информационных щитах, расположенных в месте жительства осужденного и на наружной двери здания, в котором осужденный осуществляет профессиональную деятельность. Кроме того, на осужденного возлагается солидарная ответственность по долгам налогоплательщика (например, юридического лица) перед бюджетом.

Источник:

Островская Т.Н. Обеспечение экономической безопасности в условиях кризиса // Actualscience. – 2016. – Т. 2. – № 5. – С. 92-96.

Реклама
Задачи по экономике с решениями
Статьи по экономике