Социальная и правовая защита работников оперативных подразделений и других участников ОРД

Обязанность государства обеспечить защиту лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, диктуется в современных условиях рядом факторов, но в первую очередь устойчивой динамикой криминализации значительных слоев общества и необходимостью существенного усиления борьбы с преступностью.

На переднем крае этой борьбы, как известно, находятся именно оперативные подразделения. Поэтому эффективная социальная и правовая защита работников оперативных подразделений сегодня определена как качественно новый поворот в функционировании правового государства. Это четко сформулировано в Конституции и ряде других законов Украины.

Однако провозглашение личных прав, социальных, профессиональных и иных жизненных ценностей указанных работников объектами непосредственной защиты со стороны государства еще не означает эффективной реализации их прав и ценностей. Для этого нужен реально функционирующий правовой механизм.

Украинский законодатель, как известно, пошел по пути разрешения этих вопросов в различных отраслях права. Тем не менее их воплощение в практику требует системного подхода.

Прежде всего на системном уровне должна быть обеспечена полная и глубокая правовая осведомленность оперативных работников о гарантиях защиты их прав и свобод, социальных потребностей, а также личной безопасности. Наши научные наблюдения дают основания утверждать, что такая осведомленность в среде практических оперативных подразделений еще не достигнута, и это ставит соответствующие задачи перед всеми управленческими звеньями, а главное - перед учебными заведениями системы МВД.

Необходимо прежде всего указать на непоследовательность и противоречия в действующем законодательстве по вопросам социальной правовой защиты субъектов оперативно-розыскной деятельности. Как уже отмечено, сегодня эта правовая проблема находит отражение в ряде законодательных актов. Но они не имеют достаточного действия.

Так, ст. 12 Закона Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" устанавливает, что на работников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, распространяются гарантии правовой и социальной защиты, предусмотренные законами Украины об этих органах. Указывается также, что этим работникам предоставляются дополнительные льготы по социально-бытовому и финансовому обеспечению в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Обращаясь к ст. ст. 21-22 Закона Украины "О милиции", мы можем констатировать, что оперативные работники в системе милиции находятся под защитой закона. Государство гарантирует им, а также членам их семей и близким родственникам защиту жизни, здоровья, чести, достоинства, жилища, имущества от преступных посягательств и других противоправных действий.

Оскорбление, сопротивление, угроза, насилие и прочие действия, препятствующие выполнению задач, возложенных на этих работников, влекут установленную законом ответственность. Они также имеют право обжаловать в суде принятые по отношению к ним решения должностных лиц, если такие решения ущемляют достоинство и личные права работников оперативных подразделений, не связанные со служебной деятельностью.

Увольнение оперативного работника со службы в связи с обвинением в совершении преступления допускается только после вступления обвинительного приговора в законную силу. А в случае задержания по подозрению в совершении преступления и избрания меры пресечения в виде ареста оперативные работники содержатся в предназначенных для этого учреждениях отдельно от других лиц.

Оперработники имеют по закону льготы на получение жилья, установление квартирных телефонов, устройство детей в дошкольные учреждения и пр. Жилье им должно предоставляться местными Советами народных депутатов (применительно к специальной милиции - соответствующими министерствами и ведомствами) в первоочередном порядке. При этом оплата жилья, коммунальных услуг и топлива на всех членов семей должна производиться с 50-процентной скидкой. Для тех, кто живет и работает в сельской местности и в поселках городского типа, а также для проживающих с ними членов их семей жилье должно предоставляться бесплатно.

Предусматривается также право на получение кредитов на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство в рассрочку на 20 лет с погашением 50 процентов предоставленного займа за счет соответствующих фондов Министерства внутренних дел Украины и местных бюджетов. Местные Советы народных депутатов могут продавать указанным работникам жилье на льготных условиях со скидкой до 50 процентов его стоимости. Кроме того, оперативные работники подлежат обязательному государственному страхованию на сумму десятилетнего денежного содержания по занимаемой последней должности за счет бюджетных средств, а также средств, поступающих на договорных основах от министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций.

В случае гибели оперативного работника при исполнении служебных обязанностей семье погибшего или его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего по занимаемой последней должности и назначается пенсия в связи с потерей кормильца в размере месячного должностного оклада. За семьей погибшего сохраняется право на получение жилой площади, которая предоставляется вне очереди и на протяжении трех месяцев со дня гибели передается в частную собственность. За детьми погибшего до достижения ими совершеннолетия, а также нетрудоспособными членами семьи, которые находились на его содержании, сохраняется право на льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и топлива.

Установлены также пособия, выплаты и пенсионное обеспечение в случаях увечья, причиненного оперативному работнику при исполнении служебных обязанностей, а также инвалидности, наступившей в период прохождения службы или не позднее чем через 3 месяца после увольнения со службы, либо после окончания этого срока, но вследствие заболевания иди несчастного случая, имевших место в период прохождения службы.

Убытки, причиненные имуществу оперативного работника или его близким родственникам в связи с выполнением им служебных обязанностей, компенсируются в установленном законом порядке в полном объеме за счет бюджетных средств.

Как видно, законом установлена и урегулирована в нормативно-правовом порядке социально-правовая защита работников оперативных подразделений.

Что же касается защиты личности этих субъектов, то в Законе Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" она лишь декларируется. Говорится, в частности, что при наличии сведений об угрозе жизни, здоровью или имуществу оперативного работника в связи с осуществлением им ОРД в интересах безопасности Украины, или по раскрытию тяжкого и особо тяжкого преступления, либо по разоблачению организованного преступного сообщества оперативное подразделение обязано принять специальные меры для обеспечения его безопасности.

Предметному же разрешению данной проблемы посвящен Закон Украины "О государственной защите работников суда и правоохранительных органов" (п. "в" ч. 2 ст. 2 и ст. 1). В нем лица, осуществляющие ОРД, выделены в качестве самостоятельных объектов государственной защиты, четко определена ее направленность на пресечение попыток воспрепятствовать выполнению ими своих прав и обязанностей, а также на защиту от посягательств на жизнь, здоровье, жилище, имущество и т.п.

В частности, этот закон устанавливает, что для обеспечения безопасности работников (в данном случае мы говорим об оперработниках) и их близких родственников, неприкосновенности жилища, а также сохранения имущества с учетом конкретных обстоятельств таким работникам в зависимости от степени угрозы для жизни и здоровья могут выдаваться оружие, специальные средства индивидуальной защиты и они должны оповещаться об опасности.

В случае необходимости за счет средств местного бюджета могут оборудоваться средствами противопожарной и охранной сигнализации их жилище и имущество, заменяться номера квартирных телефонов и государственные номерные знаки индивидуальных транспортных средств. Могут также применяться оперативно-технические средства в соответствии с Законом Украины "Об оперативно-розыскной деятельности".

В случае угрозы совершения насилия или других противоправных действий в отношении указанных лиц, с их согласия и письменного заявления, может осуществляться прослушивание телефонных и других переговоров. В ходе этого прослушивания может применяться звукозапись. В случае необходимости эти лица, их несовершеннолетние дети и близкие родственники могут быть, с их согласия, временно размещены в местах, гарантирующих их безопасность, в том числе в дошкольных воспитательных учреждениях или учреждениях органов социальной защиты населения Украины.

Кроме того, может быть наложен временный или постоянный запрет на выдачу сведений о местожительстве указанных лиц и других сведений о них адресными бюро, паспортными службами, подразделениями Госавтоинспекции, справочными службами АТС и другими официальными информационно-справочными службами. В отдельных случаях предусмотренные сведения могут изыматься в порядке, установленном законодательством.

По ходатайству или согласию лиц, взятых под защиту, в случаях, если их безопасность не может быть обеспечена другими мерами, они переводятся на другую работу (временную или постоянную), направляются на обучение, переселяются в другое место проживания, могут быть изменены их внешность, анкетные данные с выдачей соответствующих личных документов.

Поводом для принятия специальных мер обеспечения безопасности может быть:

  • заявление работника или его близкого родственника;
  • обращение руководителя соответствующего государственного органа;
  • получение оперативной и другой информации о наличии угрозы жизни, здоровью, жилищу и имуществу лиц, подлежащих защите.

Но, вместе с тем, следует сказать, что закон не дал четкого правового определения субъектов, обеспечивающих безопасность работников оперативных подразделений, а также механизмов этого обеспечения.

Вышеуказанный закон (п. "в" ч. 1 ст. 15) возложил данную обязанность на соответствующие ведомственные органы, хотя и предписал создание с этой целью специальных структур. Закон же "Об оперативно-розыскной деятельности" (ч. 3 ст. 12) сформулировал данную норму более конкретно, адресуя ее самим оперативным подразделениям. Отметим, что в системе М В Д указанную функцию в настоящее время выполняют службы внутренней безопасности.

Рассмотренные выше гарантии социальной и правовой защиты оперативных работников не исчерпывают всей проблемы. Особенно это касается вопроса об ответственности оперработников за возможное причинение ими вреда правоохраняемым интересам в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Формально в ч. 4 ст. 12 Закона Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" предусматривается норма, освобождающая от ответственности работника оперативного подразделения, причинившего вред правам, свободам человека, а также интересам государства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, находясь в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости или профессионального риска.

Добавим, что в законотворческой деятельности государственных органов этому вопросу также уделяется определенное внимание. В частности, в Постановлении Пленума Верховного Суда Украины "О практике применения судами законодательства, обеспечивающего право на необходимую оборону от общественно опасных посягательств" (№ 4 от 24 июня 1991 г. с изменениями, внесенными постановлениями Пленума Верховного Суда Украины № 3 от 4 июня 1993 г. и № 12 от 3 декабря 1997 г.) делается акцент на необходимости усиления защиты правоохранительных органов с помощью применения институтов необходимой обороны и крайней необходимости.

Разумеется, действие указанных правовых институтов в некоторой степени решает затронутую проблему. Но надо, однако, откровенно сказать, что в большинстве случаев, особенно при осуществлении мер ОРД в непредвиденных ситуациях, определить пределы и степень возможного превышения или непревышения данных пределов почти невозможно. Поэтому оперативные работники чаще всего полагаются на собственную интуицию и профессиональный опыт, хотя нередко попадают в ситуации, когда их действия могут квалифицироваться как превышающие необходимую оборону или крайнюю необходимость, то есть признаваться неправомерными.

То же самое, к сожалению, можно сказать и об использовании в оперативно-розыскной деятельности института риска. В Законе Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" (ч. 4 ст. 12) этот институт введен посредством применения термина "профессиональный риск".

Понятие риска в широком значении трактуется как связанная с преодолением неопределенной ситуации деятельность, в процессе которой возможна неудача, потеря, убытки и т.п. Оценка риска - это, во-первых, анализ его происхождения (возникновения), а во-вторых, определение его реальных масштабов в конкретной ситуации. Управление же риском понимается как анализ рискованной ситуации и принятие решений, направленных на устранение или сведение к минимуму степени риска.

В оперативно-розыскной же деятельности оперативный риск является своего рода необходимым профессиональным условием этой деятельности. Действовать в условиях риска считается не только правом, но и обязанностью оперативного работника, так как оперативно-розыскные меры изначально характеризуются нестандартностью ситуаций, возможностью возникновения непредвиденных обстоятельств, трудностью прогнозирования поведения разрабатываемых преступников и т.п. При таком положении не рисковать - значит бездействовать.

Э.А. Дидоренко, С.А. Кириченко и Б.Г. Розовский, исследовавшие проблему ответственности субъектов ОРД, так сформулировали суть проблемы оперативного риска: право оперативного сотрудника на оправданный, риск есть не что иное, как право на причинение вреда при реализации правомерных и логически необходимых действий по выявлению и изобличению преступников в случае наступления непредвиденных обстоятельств.

Касаясь же уголовно-правового аспекта риска в оперативно-розыскной деятельности (ст. 42 УК Украины), следует исходить из того, что действия субъекта ОРД, причинившие вред правоохраняемым интересам, не признаются преступными, если они были совершены в условиях оправданного риска и для достижения значительных общественно полезных целей. К таким целями закон об ОРД однозначно относит предотвращение, пресечение преступлений, их раскрытие, розыск скрывшихся преступников и другие.

При этом в уголовном праве риск признается оправданным лишь тогда, когда указанных целей невозможно достичь в конкретной ситуации, не прибегая к риску, и лицо, которое рисковало, обоснованно рассчитывало на то, что применяемые им меры являются достаточными для того, чтобы избежать причинения вреда. Если же риск заведомо создает опасность для жизни других людей, угрозу экологической катастрофы или других чрезвычайных событий, то в этих случаях он не признается оправданным.

Здесь обнаруживаются два принципиально важных аспекта:

  • оправданность риска как основание правомерности осуществления оперативным работником рискованных действий, включая также и обстоятельства, наличие которых и обусловливает эту оправданность;
  • пределы правовой защиты от наступления уголовной ответственности за причиненный вред правоохраняемым интересам.

Надо признать, что оба аспекта не имеют предельно ясной правовой определенности, а потому на практике возникают трудности при принятии решений о правомерности действий оперативных работников в рискованных ситуациях. Поэтому необходима углубленная научная разработка проблемы риска в оперативно-розыскной деятельности и дальнейшее развитие соответствующего законодательства.

Не менее важное место в социальной и правовой защите участников ОРД должно отводиться обеспечению безопасности негласных работников оперативных подразделений. Следует отметить, что по общему законодательному определению данная категория участников оперативно-розыскного процесса находится под защитой государства. Это является важным фактором повышения активности граждан в борьбе с преступностью, поскольку большинство тяжких преступлений невозможно обнаружить, раскрыть и расследовать без использования негласных работников оперативных подразделений.

Именно поэтому данная категория участников оперативно-розыскной деятельности и взята под защиту государства. Так, например, негласное сотрудничество лица, в случае заключения с ним предусмотренного ст. 13 Закона Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" соответствующего трудового соглашения, зачисляется в общий трудовой стаж. Если в связи с выполнением негласным работником задач ОРД наступила его инвалидность или смерть, на него распространяются льготы, предусмотренные в таких случаях для штатных оперативных работников. В таком же порядке обеспечивается защита негласного работника в случае возникновения угрозы его жизни, здоровью или имуществу.

Но, к сожалению, на негласных работников в соответствии с указанным законом распространяется и положение об освобождении об ответственности за нанесенный ущерб правоохраняемым интересам лишь при условии, что они действовали в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости.

Легко заметить, что последнее предписание почти не гарантирует защиты негласных работников от уголовного преследования в случаях вынужденного совершения ими преступлений в процессе выполнения задач ОРД. Это особенно касается случаев, связанных с проникновением негласных работников в преступные группы с целью выявления и раскрытия их преступной деятельности.

Данный правовой пробел, как известно, законодателем восполнен, но только в отношении негласных работников, внедренных в организованные группы и преступные организации. В частности, ст. 43 Уголовного кодекса Украины предусматривает, что в случаях вынужденного совершения преступления негласным работником, который выполнял специальное задание ОРД, принимая участие в организованной группе или преступной организации с целью предупреждения или раскрытия их преступной деятельности, такой работник или вовсе освобождается от уголовной ответственности (ч. 1 ст. 43 УК), или не может быть осужден к пожизненному лишению свободы либо на срок больше половины максимального срока лишения свободы, предусмотренного законом за совершение умышленного и сопряженного с насилием над потерпевшим преступления, или тяжкого преступления, совершенного умышленно и связанного с причинением тяжкого телесного повреждения потерпевшему или наступлением других тяжких или особо тяжких последствий (чч. 2, 3 ст. 43 УК).

К сожалению, рассматриваемое законодательное положение не распространяется на негласных работников, которые выполняют задания ОРД, находясь при этом в составе иных преступных групп, и, что еще пагубнее, на штатных работников оперативных подразделений, которые также иногда, при чрезвычайных обстоятельствах, проникают в состав преступных формирований с целью документирования их преступной деятельности.

Очевидно, что законодатель, хотя и пошел по пути правовой защиты негласных работников оперативных подразделений, однако принятые правовые нормы носят еще довольно ограниченный характер, и главное - они не подкреплены процессуальными механизмами их практического применения.

Кроме рассмотренной выше законодательной защиты оперативных работников, особую роль занимает также формирование собственной готовности субъектов ОРД к обеспечению своей защищенности. Структура такой готовности имеет главным образом психологическую природу и является достаточно сложной. Она адекватна соответствующей профессиональной деятельности, в которой самыми важными составляющими являются мотивационный, оценочно-ориентирующий, проектировочный, волевой и коммуникативный компоненты, а также профессиональные знания, умения и привычки. Как известно, эти компоненты составляют основу профессионально-психологической структуры субъекта оперативно-розыскной деятельности.

Для достижения будущими оперативниками соответствия этим параметрам первостепенное значение имеет первичный профессионально-психологический отбор. Это сегодня осуществляется в рамках существующей в МВД системы профессионального отбора. В дальнейшем же оперативные работники должны закрепиться в оперативных подразделениях и приобрести дополнительные профессиональные и психологические качества.

В этом отношении основное значение имеет обучение и отработка полученных знаний на практике. В их системе выделяются как общие профессиональные знания, так и специальные знания, необходимые для обеспечения оперативными работниками своей правовой и оперативно-тактической защищенности. Это прежде всего знания о целях, задачах, мерах, средствах и методах ОРД и т.п.

В частности, молодые оперативные работники (курсанты, студенты) должны: овладеть методами изучения и анализа оперативной обстановки, способами и источниками получения и использования целевой оперативно-розыскной информации, направленной не только на организацию оперативно-розыскной деятельности, но и на обеспечение собственной безопасности; уметь безошибочно определять и выбирать объекты непосредственного оперативно-розыскного воздействия, планировать и осуществлять целенаправленные и наиболее адекватные меры и средства, в том числе проводить оперативные комбинации, отдельные целевые операции и т.д.

При этом оперативники должны хорошо знать все трудности, с которыми они столкнутся в будущем, осуществляя профессиональную деятельность. Главное же - это формирование у оперативных работников положительной мотивации на оперативно-розыскную деятельность.

Полученные экспериментально-научные данные свидетельствуют о том, что большинство будущих оперативных работников, а именно курсантов ЛАВД имени 10-летия независимости Украины, сначала положительно относятся к своей будущей оперативно-розыскной деятельности. Однако в дальнейшем, при более глубоком ознакомлении с этой профессией во время прохождения учебной практики, возрастает количество лиц, которые теряют уверенность в правильности профессионального выбора и желают его изменить.

Наиболее целесообразным выходом из такой ситуации, можно признать практическое ознакомление курсантов с работой наиболее опытных оперативных работников, привитие личной заинтересованности в освоении передового опыта оперативной работы и т.п., что непременно будет способствовать формированию у них положительного отношения к будущей оперативной работе.

Таким образом, все вышеизложенное формирует системное представление о проблеме социальной, правовой защиты и обеспечения личной безопасности сотрудников оперативных подразделений и их негласных работников, что позволяет систематизировать нормы различных отраслей права, обнаруживать возникающие противоречия и определять основные пути их устранения, которые, по нашему убеждению, лежат только в плоскости действующего законодательства. Его совершенствование является залогом дальнейшего усиления социальной и правовой защиты субъектов ОРД.

Источник – глава из учебного пособия:

Основы оперативно-розыскной деятельности в Украине (понятие, принципы, правовое обеспечение) Часть первая. Учебное пособие Э.А. Дидоренко, Б.И. Бараненко, В.А. Глазков, Н.И Курочка, В.А. Силюков, А.Г. Цветков; Под. ред. проф. Э.В. Виленской; МВД Украины, Луг. акад. внутр. дел им. 10-летия независимости Украины. - Луганск: РИО ЛАВД, 2006. - 245 с.

Реклама
Задачи по экономике с решениями
Статьи по экономике