Организация раскрытия и расследования преступлений при реализации данных оперативной проверки

Организация деятельности по раскрытию и расследованию преступлений при реализации материалов оперативной проверки, осуществляемой в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, весьма своеобразна. Инициатива в реализации оперативно-розыскных материалов о совершенных или готовящихся преступлениях, как правило, исходит от оперативных служб органов внутренних дел. Раскрытие преступления руководители органов внутренних дел, криминальной милиции организуют оперативно-розыскными возможностями до и после возбуждения уголовного дела, а процессуальными возможностями - после принятия решения о возбуждении уголовного дела органом дознания.

Соблюдение законности в оперативно-розыскной деятельности

С момента обретения независимости в Украине уже немало сделано для создания реальных гарантий реализации ее гражданами своих законных прав и свобод. Как указано в ст. 3 Конституции Украины, человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются наивысшей социальной ценностью.

Это стало предпосылкой пересмотра концептуальных положений правоприменительной, в том числе и оперативно-розыскной, деятельности. Учитывая то, что ОРД играет весьма важную роль в борьбе с преступностью (благодаря осуществлению оперативно-розыскных мер раскрывается около 90 процентов неочевидных преступлений), а вместе с тем она сопряжена с некоторыми ущемлениями прав и свобод человека, государство постоянно уделяет внимание, во-первых, совершенствованию правового регулирования указанной деятельности, а во-вторых, усилению гарантий соблюдения законности при ее осуществлении.

Социальная и правовая защита работников оперативных подразделений и других участников ОРД

Обязанность государства обеспечить защиту лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, диктуется в современных условиях рядом факторов, но в первую очередь устойчивой динамикой криминализации значительных слоев общества и необходимостью существенного усиления борьбы с преступностью.

На переднем крае этой борьбы, как известно, находятся именно оперативные подразделения. Поэтому эффективная социальная и правовая защита работников оперативных подразделений сегодня определена как качественно новый поворот в функционировании правового государства. Это четко сформулировано в Конституции и ряде других законов Украины.

Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности

Известно, что термин "информация" (от лат. informatio - разъяснение, изложение) интерпретируется в двух значениях: в обыденном как сведения (сообщения, известия), передаваемые людьми устным, письменным или иным способом (с помощью условных сигналов и т.п.) и осведомляющие о чем-нибудь; и в научном как обмен этими сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом.

Процессуальная сторона оперативно-розыскной деятельности

Рассмотрение социальной, правовой и деятельностной сущности оперативно-розыскной деятельности определило объективную потребность в раскрытии ее процедурных аспектов, охватывающих законодательно закрепленные нормы, обеспечивающие в первую очередь:

  • соблюдение предельно четко установленных оснований и форм осуществления ОРД;
  • порядок проведения оперативно-розыскных мер, а также применения оперативных и оперативно-технических средств;
  • использование добытых материалов ОРД, а также соблюдение при этом установленного документооборота;
  • законность осуществления ОРД;
  • государственную, социально-правовую защиту и личную безопасность работников оперативных подразделений и лиц, привлекаемых к оперативно-розыскной деятельности.