Назначение экспертизы следов транспортных средств

При совершении преступлений в ряде случаев возникает необходимость установления автотранспортного средства, которое находилось на месте происшествия (ДТП, убийства, разбойного нападения, кражи, изнасилования и др.). Одним из важнейших источников информации о транспортном средстве являются следы-отображения различных частей транспортного средства. Чаще других это отпечатки колес (шин), при проведении экспертизы которых может быть получена важная розыскная и доказательственная информация.

Основные задачи экспертизы следов транспортных средств:

  • определение групповой принадлежности транспортных средств (тип, вид, модель);
  • установление отдельных обстоятельств использования транспорта (скорость, торможение, места остановок, направление движения, взаимное положение в момент столкновения и др.);
  • отождествление транспортного средства (его частей) по оставленным следам.

В качестве объектов на экспертизу могут быть представлены:

  • предметы вещной обстановки места происшествия со следами транспортных средств (одежда потерпевших, труп, куски бумаги и т.п.);
  • копии следов с места происшествия (слепки, фотоснимки);
  • транспортное средство;
  • экспериментальные поверхностные следы колес проверяемого транспортного средства (полоса резины, рулон бумаги с экспериментальными следами и т.п.);
  • слепки экспериментальных объемных следов шин;
  • масштабные фотоснимки экспериментальных следов шин;
  • материалы уголовного дела – по согласованию с экспертом (протоколы осмотра места происшествия, транспортных средств, дополнения к ним; сведения об отдельных обстоятельствах, влияющих на следообразование).

На разрешение экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:

№ п/п Вопросы, которые могут быть поставлены на разрешение экспертизы Материалы, необходимые для проведения экспертизы
1 Имеются ли на одежде потерпевшего следы транспортных средств? Если имеются, каким транспортным средством они могли быть оставлены (тип, вид, модель)? 1. Вещественные доказательства – одежда потерпевшего
2 Какой моделью шины оставлены следы? 1. Вещественные доказательства – следы шины
3 Одним или несколькими транспортными средствами оставлены следы на месте происшествия? 1. Вещественные доказательства – следы транспортных средств
4 Не оставлены ли следы данным автомобилем? 1. Вещественные доказательства – следы транспортного средства.
2. Экспериментальные следы конкретного автомобиля
5 Каково взаимное расположение транспортных средств (транспортного средства и преграды) в момент столкновения? 1. Транспортные средства, преграды, следы транспортных средств.
2. Материалы уголовного дела
6 Каков механизм ДТП? 1. Транспортные средства, преграды, следы транспортных средств.
2. Материалы уголовного дела

Особенности подготовки материалов для проведения экспертизы. Проведение экспертизы следов транспортных средств значительно объективизируется, если сведения о механизме и условиях происшествия зафиксированы полно и точно (наличие протоколов и схем ДТП с отражением соответствующих размерных характеристик, указанием местонахождения транспортных средств, преград, их взаимного расположения, положения относительно различных элементов дороги, разметки и т.п.).

На контактирующих объектах (например, одежде потерпевшего) могут быть обнаружены следы ЛКП транспортного средства, а на последнем – частицы одежды. В таких случаях, для исследования краски, горюче-смазочных материалов (ГСМ), почвы, микроволокон и др. необходимо привлекать экспертов соответствующих специальностей.

Подлежащие исследованию объекты (транспортные средства, одежда и др.) должны быть представлены на экспертизу в том состоянии, в каком они находились после происшествия. Чтобы эксперт мог правильно оценить информацию, полученную при исследовании представленных объектов, следователь обязан сообщить соответствующие сведения (о факте и виде ремонта, о замене деталей, о возникновении каких-либо следов, не связанных с происшествием, и т.п.).

Следователю нужно иметь в виду, что следы транспортных средств имеют комплексный характер. Схематично их можно подразделить на три группы:

  • следы колес и выступающих частей (фары, бампера, декоративные решетки и др.);
  • части деталей, материалов и веществ, отделившиеся от транспортного средства;
  • части материалов и веществ, отделившиеся от преград, с которыми контактировало транспортное средство (краска другого транспортного средства, волокна одежды потерпевшего, почва и др.).

Следы шин, обнаруженные на отдельных предметах (газета, одежда, доска и т.д.) после фотосъемки изымаются и направляются на экспертизу вместе с данными предметами. Следы выступающих частей также целесообразно направлять на экспертизу вместе с предметами (их частью). Например, необходимо вырезать часть забора, ствола дерева и т.п. При отсутствии такой возможности после фотосъемки со следов изготавливаются слепки с помощью полимерных слепочных материалов (паста «К», «СКТН», зуботехнические слепочные массы и др.). Следы значительных размеров копируются с помощью гипса (след бампера, фары и т.д.).

При совершении ДТП одежду потерпевшего следует обязательно направлять для экспертного исследования, даже если в процессе предварительного осмотра каких-либо следов обнаружить не удалось. С одеждой надо обращаться аккуратно, нельзя подвергать ее чистке, вытряхиванию и т.п. До назначения экспертизы одежду рекомендуется хранить, не перегибая, не производя скатывания. При упаковке одежда аккуратно выворачивается внешней стороной во внутрь. При увлажненном состоянии одежды и обуви, являющихся объектами экспертизы, их нужно просушить, не герметизируя, при комнатной температуре. Предметы одежды должны быть упакованы каждый в отдельности в чистую, гладкую бумагу наружной стороной во внутрь. При этом желательно проводить как можно меньше операций, чтобы обеспечить сохранность микрообъектов.

Гипсовые слепки перекладываются бумагой и упаковываются в картонные коробки.

При назначении экспертизы по исследованию ЛКП требуется соблюдать ряд правил:

  • изымать максимальное количество частиц ЛКП;
  • обнаруженные частицы следует хранить в бумажной или полиэтиленовой упаковке. Нельзя использовать для фиксации частиц липкую ленту, т.к. компоненты липкого слоя проникают в вещество ЛКП;
  • следы ЛКП, обнаруженные на одежде, целесообразно обшить куском ткани;
  • необходимо обеспечить целостность частиц для сохранения их идентификационных признаков;
  • к соскобам краски можно прибегать только в случае невозможности изъятия предмета-следоносителя или его части.

При обнаружении на месте происшествия ГСМ их изъятие следует осуществлять с учетом следующих рекомендаций:

  • при относительно большом количестве на месте происшествия бензина, масла, дизтоплива, его помещают в стеклянный сосуд с герметической пробкой;
  • при небольших количествах ГСМ изымаются на ватный (марлевый) тампон и герметически упаковываются в стеклянную посуду;
  • следы ГСМ на грунте изымаются вместе с его частицами;
  • следы ГСМ на одежде, по возможности, вырезаются;
  • следы на небольших объектах изымаются вместе с ними.

Все объекты со следами ГСМ герметически упаковываются в стеклянную посуду и немедленно отправляются в экспертное учреждение.

На месте ДТП могут быть обнаружены объекты биологического происхождения (кровь, эпидермис, мышечная ткань, частицы внутренних органов, волосы и т.п.). Следователь при направлении таких объектов для проведения экспертизы должен учитывать ряд рекомендаций:

  • объекты необходимо изымать вместе с предметом-следоносителем;
  • если изъятие вместе с предметом невозможно, целесообразно изымать следы путем соскоба вещества или с помощью тампона из увлажненной марли или ваты. После изъятия тампоны просушиваются;
  • при изъятии волос их упаковывают в бумажные пакеты, предохраняя от механических повреждений.

Обнаружив частицы грунта и иных загрязнений, отделившиеся от транспортного средства в момент столкновения, их следует изымать, упаковывая в бумажные пакеты (конверты).

Источник: глава из учебного пособия

Кобзарь С.И. Организация назначения криминалистических экспертиз и использования их результатов в расследовании преступлений: Учебное пособие / МВД Украины, Луган. гос. ун-т внутр. дел им. Э.А. Дидоренко. – Луганск: РИО ЛГУВД, 2007. – 256 с. – Библиогр.: С. 249 – 251.

Реклама
Задачи по экономике с решениями
Статьи по экономике