Хозяйственно-правовые средства предупреждения банкротства. Часть №4

Степанов А.А. Хозяйственно-правовые средства предупреждения банкротства. Диссертация на соискание научной степени кандидата юридических наук. – Донецк, 2006.

Система хозяйственно-правовых средств предупреждения банкротства, как представляется, включает в себя следующие средства:

  1. Право на подачу должником заявления о возбуждении дела о банкротстве. Данное хозяйственно-правовое средство позволяет должнику путем возбуждения производства по делу о банкротстве по собственному заявлению на ранних стадиях предбанкротного состояния воспользоваться всем арсеналом реабилитационных средств процедуры несостоятельности, без которых должнику будет проблематично восстановить свою платежеспособность. Также у должника появляется возможность предложить свой план санации и воспользоваться возможностью провести санацию под своим руководством. Право на подачу должником заявления о возбуждении дела о банкротстве возникает как при наличии общих оснований для возбуждения дела о банкротстве (неплатежеспособность), так и на основании угрозы неплатежеспособности, то есть при наличии таких обстоятельств, которые с достаточной очевидностью свидетельствуют о том, что должник не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязательства по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) в установленный договором или законом срок.
  2. Обязанность должника подавать заявление о возбуждении дела о банкротстве. Нормы, устанавливающие обязанность должника при наступлении обозначенных в законе обстоятельств подавать заявление о возбуждении дела о банкротстве, направлены как на нивелирование всевозможных злоупотреблений со стороны должника, вследствие чего могут быть причинены убытки кредиторам и участникам (учредителям) данного должника, так и на обязательное вхождение в процедуры банкротства, не упуская времени, с целью восстановления платежеспособности.
  3. Отзыв заявления кредитором и отложение рассмотрения дела о банкротстве. Данные хозяйственно-правовые средства имеют целью предупредить банкротство на стадии подготовительного заседания хозяйственного суда, используя такие хозяйственно-процессуальные институты как отзыв заявления кредиторами о возбуждении дела о банкротстве и отложение рассмотрения дела о банкротстве на стадии подготовительного заседания хозяйственного суда. Институты отзыва заявления о признании должника банкротом и отложения рассмотрения дела о банкротстве на стадии подготовительного заседания хозяйственного суда взаимно дополняют друг друга. Если первый направлен на добровольное урегулирование задолженности между инициирующим кредитором и должником любыми хозяйственно-правовыми способами, то второй – преследует цель в принудительном порядке по воле суда и должника дать возможность последнему удовлетворить требования инициирующего кредитора, восстановив тем самым свою платежеспособность.
  4. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Должник получает возможность продолжать хозяйственную деятельность, не исполняя свои обязательства в течение продолжительного периода, прекращается начисление штрафов и других финансовых санкций за невыполнение им своих обязательств, прекращаются меры, направленные на обеспечение исполнения обязательств должника (снимается арест, налоговый залог, административный арест и другое).
  5. Положения о процедуре санации. Процедура санации заключается в проведении различных санационных мероприятий, предусмотренных Законом, в частности реорганизации предприятия, перепрофилировании, закрытии нерентабельных производств, продажи части имущества, принятии обязательства инвестором о погашении долга и др. Процедура санации не является предметом исследования в данной работе, так как детально была рассмотрена в диссертационных исследованиях, проведенных В.А. Малыгой [76], В.В. Радзивилюк [175], Б.М. Поляковым [120].
  6. Судебная процедура мирового соглашения. Мировое соглашение позволяет должнику получить рассрочку (отсрочку) в исполнении своих денежных обязательств и/или полное или частичное прощение долга. Мировое соглашение может предусматривать также перевод долга, обмен долгов на корпоративные права должника и др. Законом предусмотрена обязанность для налоговых органов согласиться на определенные прощения налогового долга на условиях мирового соглашения с целью сохранения хозяйствующего субъекта. Процедура мирового соглашения не является предметом данного исследования, так как детально рассматривалась украинским ученым Б.М. Поляковым, Е.В. Сгарой и другими исследователями.
  7. Признание недействительными сделок должника. Данное хозяйственно-правовое средство предупреждения банкротства имеет своим положительным эффектом возвращение имущества должнику по убыточным сделкам, совершенным как с заинтересованными и контролирующими должника лицами, с его участниками (учредителями), так и с другими лицами. Возвращается имущество и по сделкам с предпочтением. В результате возвращения имущества должнику увеличиваются потенциальные возможности восстановления платежеспособности должника. Применение данного средства предупреждения банкротства создает условия, во-первых, для благоприятного проведения реабилитационных мероприятий в отношении должника и, соответственно, восстановления его платежеспособности, во-вторых, данное средство будет иметь огромный упреждающий и компенсационный эффект в сфере минимизации условий для совершения экономических правонарушений хозяйствующими субъектами, а также физическими лицами – руководителями предприятий, учредителями-гражданами.
  8. Отказ от исполнения текущих сделок должника. Данный хозяйственно-правовой институт является особой льготой для должника, так как позволяет последнему в одностороннем порядке отказаться от невыгодных для должника сделок, чего нельзя сделать вне судебных процедур банкротства. Также следует заметить, что должник может отказаться от любой сделки лишь исходя из критерия снижения потенциальных возможностей восстановления платежеспособности для должника, причем добросовестность контрагента по такой сделке не имеет юридического значения для отказа от нее.
  9. Хозяйственно-правовая ответственность при банкротстве (несостоятельности). В данном случае наличие юридических норм, устанавливающих именно хозяйственно-правовую ответственность при несостоятельности, позволяет, как минимум, создать превентивный и упреждающий эффект для субъектов такой ответственности и, как следствие, обеспечивает достижение целей, поставленных перед регулятивными нормами права несостоятельности и, как максимум, путем привлечения лиц (как физических, так и юридических) к хозяйственно-правовой ответственности оперативно восстанавливается имущественная база как самого должника, так и его кредиторов. Установление в законодательстве таких отдельных составов хозяйственных правонарушений как причинение вреда должнику, доведение до банкротства обеспечивает множественность лиц, подпадающих под хозяйственно-правовую ответственность и, соответственно, увеличивает потенциальные возможности восстановления имущественной базы должника и в результате его платежеспособность. Установление конкретных хозяйственно-правовых санкций за неисполнение обязанностей, предусмотренных Законом, обеспечивает их выполнение обязанными лицами, тем самым нивелируя возможности злоупотребления своими правами в процедурах банкротства.

Реклама
Задачи по экономике с решениями
Статьи по экономике