Меню Закрыть

Комитет министров: учреждение, состав, полномочия (по законодательным актам Российской империи 1802-1812 гг.)

Одним из приоритетных направлений историко-правовой науки является исследование проблемы становления и развития отечественного законодательства, отразившего эволюцию системы органов исполнительной власти.

В 1802 г. в Российской империи была проведена министерская реформа, правовыми основами которой послужил Манифест от 8 сентября 1802 г. «Об учреждении министерств». История Комитета министров тесно связана с историей министерств. Первоначально Комитет был своеобразным дополнением к министерской системе. В пункте XV Манифеста упоминается Комитет, членами которого являются все министры.

Для работы Комитета законодатель установил следующие правила:

  • в совещании министров должны участвовать не менее пяти министров, включая министра, по инициативе которого собираемся Комитет;
  • совещания министров рассматривает только наиболее важные дела.

С 1802 г. по 1812 г. совещания министров не обладали постоянным организационным статусом, созывались не регулярно. В 1805 г. и 1808 г. прияты законодательные акты, закрепившие порядок производства дел в Комитете министров, а также определившие степень его власти. Правила 1805 г. представляли сгруппированные узаконения о комитете министров предыдущих лет. В компетенцию Комитета министров входило:

  • Комитет министров должен рассматривать дела, по которым министры обязывались подносить императору всеподданнейшие доклады;
  • Комитет министров должен рассматривать дела, которые каждый министр сочтет необходимым представить «для разрешения собственных сомнений»;
  • Комитет министров должен рассматривать дела «из текущих», которые назначались для рассмотрения особым повелением императора.

Правила 1808 г. подразделили предметы ведения комитета министров на две группы – постоянные и временные.

Правовое оформление статуса комитета министров завершилось изданием Указа «Об учреждении Комитета Министров, с особою властью, по случаю Высочайшего отбытия из столицы», а также Выписки из Высочайше утвержденного учреждения Комитета Министров на случай Высочайшего Его императорского Величества отсутствия из столицы от 20 марта 1812 г. В соответствии с Указом 1812 г. Комитет министров учреждался как постоянный орган «с особой властью по делам всех министерств». Выписка конкретизирует статус Комитета. В соответствии с этим документом Комитет учрежден для решения всех государственных дел в период отсутствия императора в столице. В соответствии с пунктом 6 Комитету министров для рассмотрения должны представляться дела, подлежащие Высочайшему разрешению, выходящие за пределы ведения одного министра.

В состав Комитета министров вошли председатели департаментов Государственного совета, Государственный секретарь, министры, а также некоторые лица, назначенные императором (п. 1 Выписки). На отдельные заседания Комитета министров могли приглашаться чиновники с целью «объяснения или для общего с ними суждения» (пункт 27 Выписки).

Комитет министров наделялся широким кругом полномочий. В отечественной историко-правовой науке существует классификация полномочий Комитета:

  • дела, превышающие степень власти, которой обладал каждый министр в отдельности;
  • дела, требующие рассмотрения всеми министрами.

К первой группе полномочий относились:

  • рассмотрение дел, требующих разрешения с участием всех министров;
  • рассмотрение дел «возбуждающих сомнения».

Вторая группа полномочий более многочисленна, к ней относились:

  • рассмотрение дел, относящихся к разрешению чрезвычайных ситуаций;
  • рассмотрение дел, к общей безопасности и спокойствию;
  • утверждение уставов акционерных компаний (в случаях, когда акционерными компаниями не испрашивались особые привилегии);
  • рассмотрение представлений отдельных министров о наградах за отличия по службе (кроме наград орденами, которые подлежат рассмотрению орденских дум);
  • рассмотрение вопросов о вынесении выговоров губернаторам, а также губернским правлениям по предоставлению Сената или министров;
  • рассмотрение дел о назначении пособий и пенсий (в случаях, когда назначения превышают полномочия отдельного министра);
  • рассмотрение высших административных дел по расколу;
  • рассмотрение предоставлений министра внутренних дел об уничтожении печатных изданий, которые признаны «вредными».

В соответствии с пунктами 29-30 «Выписки из Высочайше утвержденного учреждения Комитета Министров на случай Высочайшего Его императорского Величества отсутствия из столицы» исполнение постановлений комитета министров возлагалось на министра, к компетенции которого относилось рассмотренное дело.

Состав и полномочия Комитета министров сохранялись на всем протяжении его функционирования с незначительными изменениями. Комитет министров представлял собой высшее административное учреждение, к ведению которого относились дела исполнительные.

Таким образом, министерская реформа 1802 стала отправным моментом в становлении органов исполнительной власти. Законодательство начала XIX в. к административным органам с полномочиями в исполнительной сфере отнесло министерства и Комитет министров, образование и функционирование которых можно рассматривать как первоначальный этап в процессе формирования системы исполнительной власти в рамках абсолютизма.

Источник: Дахина А.А. «Комитет министров: учреждение, состав, полномочия (по законодательным актам Российской империи 1802-1812 гг.)»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *