Средневековое государство и право России

Политическое объединение русских земель вокруг Москвы в основном было завершено при московском великом князе Иване ІІІ Васильевиче (1462-1505 гг.) и в первые годы княжения его преемника – Василия ІІІ Ивановича (1505-1533 гг.), когда и сложилось Российское централизованное государство.

Самым крупным препятствием на пути этого процесса было существование сильной и самостоятельной Новгородской феодальной республики. Однако уже в 1478 г. она была ликвидирована. В 1485 г. Тверь также сдалась московскому войску. Вятская земля – в 1489 г., в 1521 г.- Рязанское княжество. Завершение политического объединения русских земель приблизило и восстановление независимости Руси. В 1480 г. было свергнуто монголо-татарское иго, Золотая Орда распалась. В результате объединения русских земель образовалась огромная держава, самая крупная в Европе. Именно с конца XV в. стал употребляться термин «Россия».

Создание и утверждение централизованной государственной системы управления протекало в борьбе с пережитками феодальной раздробленности, в условиях прогрессирующих феодальных общественных отношений со свойственным им натуральным типом хозяйства, замедленного развития городов и товарно-денежных отношений.

Новая система централизованного управления должна была:

  • иметь в столице учреждения, действия которых распространялись бы на всю страну;
  • иметь обязательное для всего государства законодательство;
  • упразднить частновладельческий феодальный иммунитет (в вопросах суда, управления, сбора налогов и т.п.);
  • установить отношения подданства;
  • централизовать финансы и военные силы.

С 80-х годов XV в. власть Великого князя начала заметно усиливаться. Это уже был «государь всея Руси». Князья и бояре становились подданными Великого князя, т.е. феодал не мог уже самовольно уехать служить другому государю. Это уже считалось изменой и влекло за собой наказание. Особыми клятвенными грамотами бояр заставляли присягать на верность Великому князю московскому. А он мог наложить «опалу» на непослушного феодала.

Опала – великокняжеская (а затем – царская) немилость, выражавшаяся в удалении опальных бояр от столичного двора и тем самым от высших ступеней государственной службы, в конфискации их вотчины, в ограничении их иммунитетных привилегии землевладельцев.

Со стороны знати – сопротивление усилению власти великого князя. Но знать не стремилась к былой раздробленности, она желала или разделить власть с великим князем, или захватить власть только в свои руки.

Далее следует обратить внимание на то, что в XVI веке происходит дальнейшее юридическое оформление сословий.

Правящий класс представляли бояре (феодальная аристократия, экономической базой которой было вотчинное землевладение) и дворяне (экономическая база – поместное землевладение).

Дворянство формировалось из свободных людей – слуг княжеских и боярских родов – «дворов». Позднее дворяне стали называться помещиками, т.к. за несение военной службы у князя или боярина получали поместья - небольшие земельные владения с жившими на них крестьянами. Поместье не передавалось по наследству. Дворянин пользовался им лишь до тех пор, пока исполнял военную или иную государственную службу. Дворянин был обязан приходить на войну «конен, люден и оружен» (с лошадьми, людьми из числа холопов и оружием). Каждый год проводились смотры дворян, проверялось их снаряжение, годность к несению военной службы. Поместье могли и отобрать, если дворянин не обеспечивал себя всем необходимым для службы или уклонялся от нее.

Бояре владели вотчинными землями, которые принадлежали им полностью. Они могли их продавать, передавать по наследству (по «отчеству», отсюда и название – «вотчина»).

В благоприятном положении находились и монастырские вотчины. Они не дробились, как светские вотчины, при переходе к нескольким наследникам. Монастырские и боярские земли были освобождены от уплаты большей части государственных налогов и несения натуральных повинностей в пользу государства. Население, приписанное к монастырям, было неподвластно суду царских наместников и их приказчиков; их судил сам владелец земли, игумен монастыря. Только дела об убийствах и разбоях подлежали суду наместников. Вся власть над населением была фактически в руках собственников земли. Они чувствовали себя маленькими государями в своих владениях.

В XVI веке поместное землевладение намного выросло. Помещики захватывали «черные» (еще неосвоенные) земли. В результате поместная форма землевладения становилась господствующей, а дворянство окрепло как основная опора власти.

Городское население в XVI в. получает устойчивое наименование «посадские люди». Здесь сложилась определенная иерархия: гости и гостиная сотня (купцы, торгующие за рубежами государства), суконная сотня, черная сотня (средние, мелкие и розничные торговцы) и слободы (ремесленные кварталы и цехи).

Представители гостей, гостиной и суконной сотен наделялись существенными привилегиями, освобождались от ряда податей и повинностей.

Прикрепление крестьян к земле развивалось двумя путями: внеэкономическим и экономическим (кабальным). В XV веке существовало две основные категории крестьян: старожильцы и новоприходцы. Первые вели свое хозяйство и в полном объеме несли повинности, составляя основу феодального хозяйства. Феодал стремился закрепить их за собой, предотвратить переход к другому хозяину. Вторые, как вновь прибывшие, не могли полностью нести бремя повинностей и пользовались определенными льготами, получали займы и кредиты. Их зависимость от хозяина была долговой, кабальной.

Что такое «кабальное холопство»?

Должник при получении ссуды выдавал кредитору заемную расписку («служилую кабалу»), обязываясь проценты отрабатывать своим трудом «по вся дни» в хозяйстве заимодавца. Не получая платы за свой труд, кабальный холоп был фактически лишен возможности уплатить свой долг и освободиться при жизни господина (после смерти владельца кабальных холопов обычно отпускали на свободу, но, лишенные средств к существованию, они часто снова шли в холопы). Нередко кабальными холопами оказывались и не должники: поступление в холопство лишь оформлялось кабалой.

В конце XV в. барщина была еще слабо развита, собственная запашка феодала обрабатывалась трудом не крестьян, а холопов. Холопов, получавших от господина небольшой земельный надел и обрабатывающих его землю, называли страдниками (от «страда» - сельскохозяйственные работы). Социальное положение страдников приближалось к положению крепостных крестьян: они имели свое хозяйство и были лишены свободы.

Первым юридическим актом в направлении прикрепления крестьян к земле стала ст. 57 Судебника 1497 г., установившая правило «Юрьева дня» (определенный и очень ограниченный срок перехода, уплата «пожилого» за проживание на земле феодала, а в действительности – компенсации землевладельцу за потерю рабочих рук). Это положение было развито в Судебнике 1550 г. С 1581 г. вводятся «заповедные лета», в течение которых даже установленный переход крестьян запрещался. Составлявшиеся в 50-90 гг. XVI в. писцовые книги стали документальным основанием в процессе прикрепления крестьян. С конца XVI в. начали издаваться указы об «урочных летах», устанавливавшие сроки сыска и возвращения беглых крестьян (5-15 лет). Заключительным актом процесса закрепощения стало Соборное Уложение 1649 г., отменявшее «урочные лета» и устанавливавшее бессрочность сыска. Закон определял наказания для укрывателей беглых крестьян и распространял правило о прикреплении на все категории крестьян.

Далее следует остановиться на формировании государственного аппарата в 40-х и 50-х годах XVI века.

Как сформировался государственный строй сословно-представительной монархии? На этот вопрос мы должны получить ответ, анализируя реформы Ивана IV Грозного.

После смерти Василия III (1533 г.) великим князем стал его старший сын Иван IV, которому было всего три года и он еще не стал «Грозным». Однако вскоре, в возрасте всего 30 лет, умирает его мать Елена Глинская. Существовало подозрение, что ее отравили. После ее смерти началась ожесточенная борьба боярских группировок за власть. Боярское правление при малолетнем паре оказалось периодом регресса и сыграло немалую роль в формировании характера и взглядов будущего Ивана Грозного. На глазах у мальчика разыгрывались кровавые сцены; враждующие группировки бояр отправляли друг друга в темницу, избивали и убивали. Именно тогда будущий царь прошел первую школу жестокости. Ему было 13 лет, когда в 1543 г. он вынес свой первый смертный приговор, приказав своим псарям убить князя Андрея Шуйского.

В январе 1547 г. по задуманному митрополитом Макарием ритуалу произошло торжественное венчание Ивана IV на царство. Запомните, что московский великий князь наделялся титулом царя впервые. По тогдашним понятиям это резко возвышало его над всей титулованной русской знатью и уравнивало в положении с западноевропейскими императорами.

Этим же целям служила и государственная печать Ивана IV, на которой были выгравированы государственный герб России с орлом, увенчанным царской короной, гербы земель и великих княжеств, входивших в состав государства, и полный титул первого «царя, государя и великого князя Московского», передаваемый по наследству.

Титул царя считался равным императорскому. На русского царя автоматически переносились все поучения о необходимости почитать императоров, известные на Руси по переведенным на русский язык произведениям византийских богословов – «отцов церкви». Принятие царского титула Иваном IV явилось крупной государственной реформой.

В своей деятельности царь опирался на Боярскую думу, постоянно действующую при нем. Кроме того, вокруг молодого царя составился круг близких помощников (в 1549 г.), так называемая Избранная рада.

И, наконец, особое место в системе государственных органов стали занимать Земские соборы, действовавшие с середины XVI в. (с 1549 г.). Их созыв объявлялся царской грамотой.

В состав Собора входили:

  • Боярская дума;
  • «Освященный собор» (церковные иерархи);
  • выборные от дворянства;
  • выборные от посадов.

Чем объясняется присутствие всех основных социальных групп в Соборе?

Духовная и светская аристократия представляла элиту общества, царь в решении важнейших вопросов не мог обойтись без ее участия. Дворянство было главным служилым сословием, основой царского войска и бюрократического аппарата. Верхушка посадского населения была главным источником денежных доходов для казны.

Земские соборы решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы обсуждались по сословиям («по палатам»), но принимались всем составом Собора.

Земские соборы не ограничивали власть царя, но служили для совета и опоры в проведении внутри и внешнеполитических мероприятий. В России, как и в других странах Европы, наступил этап сословно-представительной монархии.

В это же время расширилось число приказов – отраслевых органов управления. Посольский приказ руководил внешней политикой; его главой был видный дипломат дьяк И.М. Висковатый. Челобитенный приказ принимал жалобы на имя царя и проводил расследования по ним. Разрядный приказ ведал военным делом, сбором дворянского ополчения. Вопросами, касающимися землевладения, ведал Поместный приказ. Название Разбойного приказа говорит само за себя. Большую часть приказов возглавляли дьяки. В дальнейшем появлялись новые приказы, к концу XVI в. их насчитывалось более двадцати, а в XVII в. действовало около 40. Они образовывались без определенного плана, по мере надобности, сфера их компетенции переплеталась.

Термин «приказ» по отношению к центральный органам государственного правления появился в XVI в., хотя первые сведения о приказах, именуемых тогда «путями» или «третями», относятся еще к концу XV в.; основная масса приказов создается к середине XVI в. и получает свое развитие в XVII в.

Сословно-представительными органами на местах в середине XVI в. стали земские и губные избы. Выборные самоуправляющиеся избы приняли на себя финансово-налоговую (земские) и полицейско-судебную (губные) функции. Компетенция этих органов закреплялась в губных грамотах и земских уставных грамотах, подписываемых царем; их штат состоял из «лучших людей», старост, целовальников (целовальник – должностное лицо, занимающееся сбором податей и некоторыми судебно-полицейскими делами), дьяков. В работе этих органов вырабатывался настоящий бюрократический стиль: жесткое подчинение (по вертикали) и строгое руководство инструкциями и предписаниями (по горизонтали).

В XVII в. происходит реорганизация местного управления: земские, губные избы и городовые приказчики стали подчиняться назначаемым из центра воеводам, принявшим на себя административные, полицейские и военные функции. Воеводы опирались на специально созданный аппарат (приказная изба) из дьяков, приставов и приказчиков.

Государственная централизация, которую целенаправленно проводил Иван IV, потребовала проведения ряда реформ в административной, финансовой и военной областях.

Становление приказно-воеводской системы управления означало централизацию всего управления и ликвидацию остатков дворцово-вотчинной системы.

Важное место заняла финансовая реформа: уже в 30-х годах XVI в. вся денежная система была сосредоточена в руках государства. Вводились прямые и косвенные налоги и сборы.

Военная реформа связана с изданным в 1556 г. «Уложением о службе». Основная его идея – обязательная дворянская служба. Дворянин начинал службу в возрасте 15 лет и продолжал, пока был способен носить оружие. Не являвшиеся на службу или на ежегодные военные смотры дворяне и дети боярские подвергались тяжким телесным наказаниям, у них отбирались поместья и вотчины. Наряду с дворянами и детьми боярскими – служилыми людьми «по отечеству» (т.е. по происхождению) – существовали служилые люди «по прибору», которых набирали («прибирали») на службу. Кроме стрельцов, которые были вооружены огнестрельным оружием – пищалями, и холодным – бердышом, мечом или саблей, появились артиллеристы (пушкари) и городская стража. К ним примыкали городовые казаки, которых также использовали в военных действиях. Для вспомогательной службы (обозы, дорожные и фортификационные работы) набирали ополчение из крестьян и посадских людей. Участвовали в военных действиях отряды из нерусских людей (казанских татар, чувашей, украинцев – «черкас» и др.) и «вольные» казаки (волжские, донские). Оружие конницы было в основном еще холодным – сабли, луки, рогатины. К концу XVI в. русское войско насчитывало свыше 100 тыс. человек. Кроме того, в войске служили две с половиной тысячи иностранных наемников. В 1571 г. появился первый военный устав.

Решительным политическим шагом Ивана IV стала опричнина (1565-1572 гг.). С ее помощью он пытался подавить оппозиционное боярство и укрепить центральную власть. Вся территория государства была разделена на «опричнину» и «земщину». Опричнина отходила в удел царя. В нее вошли многие уезды на западе, юго-западе и в центре страны, наиболее выгодные дворцовые владения и богатые северные регионы (Подвинье, Поморье, Вологда), часть территории Москвы. В опричнине была своя Дума, свой двор, свои приказы. Остальная территория отходила к земщине, где действовала Земская дума и приказы. Все оппозиционно настроенные по отношению к царю бояре выселялись из опричнины, а их земли отдавались за службу дворянам, составившим опричный корпус, вначале насчитывавший тысячу человек, а впоследствии увеличенный в несколько раз.

Опричнина подрывала княжеско-боярское землевладение, она стала мощной военно-карательной организацией в руках царя. Обложив земщину огромным налогом на заведение опричного войска, Иван IV создал своего рода полумонашеский, полурыцарский орден, основанный на щедрых земельных и денежных пожалованиях и беспрекословном повиновении царю. В черном одеянии, с притороченными к седлам собачьими головами и метлами, что должно было символизировать собачью преданность царю и готовность смести с лица земли его врагов, опричники, поступая на службу, клялись отречься даже от родителей и подчиняться только воле царя. Большинство опричников состояло из дворян-помещиков. У них было только две обязанности: охрана царя и его семьи, сыск и «выведение» изменников.

Опричный террор ударил и по знати, и по населению их владений: опричники врывались в дома, бесчинствовали и грабили людей. Опричный террор был попыткой силой подавить сопротивление не только боярской знати, но и народных масс. Число жертв опричнины трудно подсчитать: только в Новгороде в 1570 г. при «выведении измены» жертв было около 5 тыс. человек. Опричнина имела целью укрепить феодальный строй в форме централизованного самодержавного государства. Однако она могла дать лишь временный, неустойчивый эффект и привела к еще большему обострению противоречий. В 1572 г. Иван IV отменил опричнину.

Реклама
Задачи по экономике с решениями
Статьи по экономике