Сарматы – соперники скифов

Сарматы – это общее название ираноязычных племен, проживающих в евразийских степях с III века до н.э. – по IV век нашей эры.

Основным занятием было кочевое скотоводство. В поисках новых пастбищ они двигались с востока на запад, периодически приближаясь к городам и земледельческим центрам для торговли и грабежей.

Их ранняя история (VI-V вв. до н.э.) отчасти нашла отражение в греческих источниках. Греки называли их савроматами, что означало "народ, управляемый женщинами". Геродот писал, что эллины вели войну с амазонками, которых они называли "эорпата" (греч. – мужеубийца). Амазонки – в греческой мифологии женщины-воительницы, обитавшие в Малой Азии и на побережье Меотиды (Азовского моря). Согласно древним преданиям амазонки для сохранения рода вступали в брак с мужчинами из других племен, а затем отсыпали их на родину. Родившихся мальчиков они отдавали отцам, а девочек оставляли себе и готовили для войны. Амазонок всегда изображали в виде прекрасных женщин.

Однажды, после победоносного сражения при Фермодонте эллинам удалось взять в плен амазонок, которых они веши домой на трех кораблях. В открытом море амазонки напали на эллинов н перебили всех мужчин, но так как они не были знакомы с кораблевождением и не знали, как обращаться с рулем, парусами и веслами, корабль долго носился по волнам, гонимый ветрами. Наконец он пристал к Кремнам на озере Меотида (в Азовском море). Здесь амазонки сошли на берег и стали бродить по окрестностям. Им удалось захватить табун лошадей, разъезжая на которых, они принялись грабить Скифию.

Скифы были в недоумении, откуда взялись эти воины, язык и одеяние которых были им незнакомы. Приняв их за мужчин, скифы вступили с ними в схватку. После сражения несколько трупов отважных "воинов" попали в руки скифов, и они поняли, что сражались с женщинами.

На военном совете скифы решили не убивать женщин, а послать к ним столько молодых людей, сколько было амазонок. Было решено разбить невдалеке лагерь и вести себя так же, как амазонки. А если амазонки начнут их преследовать, бежать, но в бой не вступать. Как только преследование прекратится, юноши снова должны приблизиться и разбить свой лагерь. Скифы приняли такое решение потому, что хотели иметь детей от таких красивых и отважных женщин.

Замысел удался. Когда амазонки поняли, что юноши не имеют враждебных намерений, они оставили их в покое. У тех и других были только кони и оружие, и кроме того, они вели одинаковый образ жизни, занимаясь охотой и разбоем. Началось постепенное сближение. Разговаривать они не могли, так как не понимали язык друг друга, и объяснялись жестами, но поскольку язык любви – международный язык, то вскоре после одиночных встреч на нейтральной территории, оба лагеря объединились и стали жить вместе. Каждый получил в жены ту. с которой впервые сошелся.

Со временем жены усвоили язык своих мужей, а когда они стали понимать друг друга, мужчины сказали: "У нас есть родители, есть имущество, мы не можем больше вести такую жизнь и хотим обратиться к своему народу. Но только вы одни будете нашими женами, других у нас не будет".

Амазонки ответили: "Мы не можем жить с вашими женщинами, ведь обычаи у нас не такие как у них: мы стреляем из лука, метаем дротики и скачем верхом на конях: напротив, к женской работе мы не привычны. Ваши женщины нас не поймут, гак как они не охотятся, живут в кибитках и никуда от них не отходят, занимаясь только женской работой. Мы не сможем с ними поладить. Если вы честны и хотите, чтобы мы были вашими женами, то отправляйтесь к родителям, получите вашу долю наследства и возвращайтесь. Будем жить сами по себе.

Юноши, послушай жен, так и поступили – вернулись, получив свою долю наследства. Тогда женщины сказали: "Мы в ужасе от мысли, что нам придется жить в этой стране: ведь ради нас вы лишились ваших отцов, и мы причинили великое зло вашей стране. Но гак как вы хотите, чтобы мы были вашими женами, давайте выселимся из этой страны и будем жить за рекой Танаис (Дон). Юноши согласились и на это. Они переправились через Танаис и три дня шли на восток и еще три дня на север.

Поселились они близ притока Дона на реке Донец, а точнее, между Донцом и Доном. Савроматские женщины долго хранили свои обычаи: ездили верхом на охоту, выступали в походы с мужьями и без них, носили одинаковую с мужчинами одежду. Что касается брачных обычаев, то девушка не имела права выйти замуж до тех пор, пока не убьет врага. Некоторые умирали старухами, так и не выйдя замуж, так как не в состоянии были выполнить обычай. Говорили они по скифски, но исстари неправильно, так как плохо усвоили этот язык. Так же говорили и дети.

Легенды о воинственных женщинах известны во всех частях света. Сказание об амазонках – отражение смутного воспоминания об эпохе матриархата.

Отношения с соседями у них были разные, они то вступали в союзы, то расторгали их. В конце II в. до н.э. амазонки стали союзниками скифов против понтийского паря, а в I в. до н.э. – наоборот» были союзниками понтийского царя Митридата Шестого Евпатора в его борьбе с Римом, принимали участие и междуусобных войнах Боспорского царства, постепенно заселяя его города. В III в. н. э. их власть была подорвана готами, а в IV веке они были разгромлены гуннами.

Часть сарматов приняла участие в Великом переселении народов вместе с гуннами. Они пошли на территорию Восточной Европы и Римской империи, через Болгарию, Испанию, в итоге достигнув Северной Африки.

Другая часть, оставшись на этих территориях в период раннего средневековья (V-Х вв.) слилась со славянскими, северокавказскими и другими народами, в составе осетинского народа сарматы сохранили основу своего языка.

Источник – глава из учебного пособия:

Атоян О.И. История государства и права Украины (с древнейших времен до середины XVII века): Курс лекций /МВД Украины, Луган. ин-т внутр. дел; [Отв. ред. А.Н. Литвинов] – Луганск: РИО ЛИВД, 2001. – 472 с.

Реклама
Задачи по экономике с решениями
Статьи по экономике