Меню Закрыть

Скифское государство. Общая характеристика периода

В период каменного века общности и группы людей жили примерно одинаково, разница между ними определялась природными условиями и не выходила за рамки первобытного общества. В век меди-бронзы и ранний железный век появилось новое, социальное противоречие между развитыми этносами, имевшими свою государственность, и первобытными, где государства еще не было. Это дает основание считать, что первобытные этносы рядом с теми, которые обрели государственность, были более отсталыми, архаичными, традиционными.

Возникшее межформационное или цивилизационное противоречие развертывалось по линиям: современный центр – традиционная периферия; оседлые – кочевники; общество с жесткой вертикальной стратификацией элит и народа – общество с преобладанием архаичного равенства. Взаимодействие между ними влияло на тех и на других.

Социальные процессы на наших территориях также определялись природными условиями. Как известно, территорию Украины условно можно разделить на несколько географических зон. 95 процентов территории занимает равнина, за исключением Карпатских гор (на северо-западе) и Крымского кряжа (на юге). Эта равнина постепенно спадает с покрытых лесами Волынского и Подольского плоскогорий к холмистым берегам Днепра и переходит в бескрайнюю причерноморскую степь.

В век меди-бронзы и ранний железный век в этих трех географических зонах проживали различные этносы, имеющие разное социальное и государственное устройство.

В районе лесистых равнин (на севере и северо-западе), в треугольнике между Днепром, Днестром и Бугом, с конца V и до конца II тысячелетия до н.э. существовала трипольская культура. Это первая неолитическая культура, известная на Украине. Просуществовав около трех тысяч лет, по неизвестным до сих пор причинам она перестала существовать как единая культура в конце II тысячелетия до н.э. Это был достаточно выносливый и устойчивый этнос, замкнутый и хорошо защищенный от соседей лесами и болотами. Основным занятием трипольцев было земледелие. Они владели ремеслами, строили большие и укрепленные поселения. Их политическая и военная организация находилась на уровне первобытнообщииного строя. Письменности они не имели» и никто из соседей не оставил о них письменных сообщений. Мы можем лишь предположить, что у них было возможно формирование государства, но доказать это невозможно.

Степи, расположенные на востоке, юго-востоке и в центре Украины, были сферой влияния кочевников. Климат здесь сухой, ветры часты, а вода есть лишь местами. Эти территории были опасны для земледелия, а следовательно, и для жизни. Люди вынуждены были уходить» постоянного населения было мало.

Зато в степях было очень много лугов для выпаса скота и просторов, удобных для пере кочевок. Стада кочевников были огромны, им требовалась постоянная смена пастбищ, ради которых они преодолевали большие расстояния. Со временем перекочевки потеряли случайный характер, а нарушение условных границ приводило к войнам и истреблению одних кочевников другими.

Несмотря на кажущуюся свободу, которая отличала кочевников от земледельцев, практически у всех кочевников наблюдается сходство образа жизни, нравов и обычаев. Как правило, это немногочисленные народы, поскольку выжить могли далеко не все (суровый климат, постоянная опасность, все время в движении). Кочевники были натурами сильными и грубыми, убийство скота и людей было для них нормой жизни.

Первые кочевники на левом берегу Днепра появились примерно в III тысячелетии до н.э., но время их расцвета приходится на I тысячелетие до н.э. Стиль жизни кочевников к письменности не располагал, и если о них не писали более оседлые и развитые соседи, их история часто забывалась.

Кочевых племен было множество, но наиболее известны из них:

  • киммерийцы (VIII-VII века до н.э.);
  • скифы (VII век до н.э. – (II век нашей эры);
  • сарматы (III век до н.э. – IV век н.э.).

Киммерийские племена населяли северо-восточное Причерноморье в VII-VIII веках до н.э. (период перехода бронзового века к железному). Возможно, они жили здесь и раньше, но письменных свидетельств этому нет. У Геродота есть легенда, рассказывающей о том, как скифы вытеснили киммерийцев с территорий, где они проживали более трехсот лет.

Кочевые племена скифов, обитавшие в Азии, были вытеснены оттуда военной силой массагетов. Скифы вторглись в киммерийские земли. Войско их было так велико, что киммерийцы, видя его, стали держать совет, отступать или сражаться. Мнения разделились: народ предлагал отступить, оставив земли без боя, цари считали, что нужно защищаться: лучше лечь костьми в своей земле, чем спасаться бегством, ибо нет счастья изгнанникам, лишенным родины. Мирно решить конфликт не удалось, и между киммерийцами началась братоубийственная война, в которой победило большинство. Павших народ похоронил у реки Тирас (Днестр).

После этого оставшиеся киммерийцы покинули свою землю и ушли за Кавказские горы, а пришедшие скифы завладели безлюдной страной. Скифы стали преследовать киммерийцев, но догнать не смогли, поскольку те двигались вдоль побережья Черного моря, а скифы, держась левее, ушли вглубь территорий и вторглись в земли мидян.

Скифы – это общее название основного населения Северного Причерноморья, состоявшего из родственных племен североиранской языковой группы индоевропейской семьи. Скифы были родственны савроматам (сарматам), массагетам и сакам. Одни исследователи считают их потомками носителей срубной культуры эпохи бронзы, продвигавшихся начиная с XIV века до н.э. с территории Поволжья на запад. Другие полагают, что основное ядро скифов вышло из Средней Азии или Сибири и смешалось с населением Северного Причерноморья.

Начало истории скифов отмечено их войной с киммерийаами, которые были вытеснены скифами из Северного Причерноморья в VII веке до н.э., и походами скифов в Малую Азию. С 70-х годов VII века до н.э. скифы завоевали Мидию, Сирию, Палестину и господствовали в Передней Азии, но с начала VI века до н.э. были вытеснены оттуда мидий нам и. Следы пребывания скифов отмечены и на Северном Кавказе. Основная территория расселения Скифов – степи между нижним течением Дуная и Дона, включая степной Крым и районы, прилегающие к Северному Причерноморью. Северная граница неясна.

Именно ираноязычные кочевники впервые на территории Украины создали политический союз, а затем и государство. Они привнесли сюда много нового, связав эти территории с центрами цивилизации.

На побережье Черного моря основали городскую цивилизацию греки. Их колонии и государства существовали в VII э. до н. э. – IV в. н. э., расцвет пришелся на V-IV века до н.э. В Северном Причерноморье греки создали два различных типа государственности:

  • полисы (города-государства);
  • Боспорское царство.

На этих территориях греки проживали и позже, но уже в составе византийского, русского, турецкого государств, генуэзских колоний. Их отдаленными и непрямыми потомками считаются понтийские греки, наиболее крупная колония которых сохранилась в Донецкой области.

Греки основали большинство городов, которые сейчас существуют в Северном Причерноморье. Имея более высокий уровень культуры, они оказали огромное влияние на многие народы, в том числе и кочевые. Именно у греков появились первые письменные законы на наших территориях.

Таким образом, в эпоху меди-бронзы и раннего железного века на наших территориях проживали разные этносы. Кочевники привнесли влияние из Азии, где уже давно существовали государства, а греки – из Европы, где тоже был высокий, но иной, нежели в Азии, уровень цивилизации.

Вступая во взаимодействие друг с другом, они создавали новые типы и формы социальных отношений, «вдыхая жизнь» и внося новый уровень культуры на эти земли.

Геродот писал: «Скифы обладают одним, но зато самым важным для человеческой жизни искусством. Оно состоит в том, что ни одному врагу, напавшему на их страну, они не дают спастись; и никто не может их настичь, если только сами они не допустят этого. Ведь у скифов нет ни городов, ни укреплений, в свои жилища они возят с собой. Все они конные лучники и промышляют не земледелием, а скотоводством».

В связи с этим возникает ряд вопросов: мог ли этнос, который все время кочует, увозя с собой свои жилища и не имея ни городов, ни укреплений, самостоятельно создать свое государство? Скифы сами создали свое государство или заимствовали его у греков? Почему скифы-воины все время побеждали благодаря своей силе или слабости своих врагов? Действительно ли у скифского государства не было экономической основы или все-таки была?

Скифия – так называлось Северное Причерноморье и прилегающие к нему степи в сочинениях античных авторов. Вся территория Скифии занимала степи между устьями Дуная и Дона, включая степной Крым и районы Северного Причерноморья.

Письменности у скифов не было, но был свой язык – язык древних скифов. Поскольку текстов на этом языке нет, сведения античных авторов Геродота и Страбона вместе с археологическими данными имеют огромное значение.

Геродот представлял Скифию как квадрат со сторонами протяженностью 20 дней пути. Он писал, что там удивительно много больших рек, столько, сколько каналов в Египте. Крупнейшие из них: Дунай – Истр (самая большая); Днестр – Тирас; Южный Буг – Гипанис; Днепр – Борисфен (самая богатая рыбой река с очень чистой водой); Кубань и Дон – Танаис.

Население составляли скифские и нескифские племена, близкие скифам по культуре, образу жизни и политически зависимые от них. Носители скифскою языка были известны античным авторам под названием скифов, сарматов. Сами они называли себя сколотами.

Скифы проживали на наших территориях около тысячи лет с VII века до н. э, до 111 века н.э. Естественно, что социальные отношения за это время видоизменялись. В VII-VI вв. до н.э. скифы находились на стадии разложения первобытнообщинного строя. Но родовые отношения были еще очень сильны. Основу составляла община, в которую входило несколько патриархальных семей. Семьям принадлежали отары, табуны, стада.

Первоначально все скифы, пришедшие на эти территории, были кочевниками. Основным их занятием были война и скотоводство. Шло время, и за 100-150 лет часть из них осела на земле и разделилась на несколько крупных племен:

  • скифы-кочевники – занимали правый берег нижнего Днепра и степной Крым;
  • скифы-земледельцы – проживали вперемежку с кочевниками между Ингулом и Днепром;
  • каллипиды (эллино-скифы) – обитали около города Ольвия в бассейне Южного Буга;
  • аллазоны – проживали севернее каллапидов;
  • скифы-пахари, о которых известно очень мало, проживали севернее аллазонов. Геродот писал, что живут они столь далеко, что с неба там падают большие белые бабочки (снег); царские скифы – между Днепром и Доном (около Азовского моря, степной Крым).

Точные границы расселения всех скифских племен неясны. Со временем между этими племенами возник союз, который и стал первым политическим объединением на наших территориях, первым пред государственным образованием, известным пол именем Скифия.

Частная собственность на землю стала сосредоточиваться в руках племенных вождей и старейшин племен. Шло формирование родовой знати, внутри которой выделялись царские семьи, жреческая и военная аристократия.

В VII-VI веках формой общественного устройства была военная демократия. Важнейшие вопросы решались народным собранием (войском). Значительное влияние имели советы родовых старейшин и союзный совет.

Наибольшая власть принадлежала войсковым вождям (тем, кто возглавлял войско во время военных походов). Постепенно их власть стала передаваться по наследству. Однако кандидатура наследника (одного из многих) утверждалась народным собранием, отсюда и «военная демократия». А раз власть передается по наследству, то стала формироваться военная аристократия.

Сплочению союза племен способствовала война с персами в 512 году до н.э.. Персия была огромной державой, которая простиралась от Турции до Индии, ей принадлежала вся Малая Азия. В то время армия персов, возглавляемая Дарием I, была самой сильной армией. Каждый покоренный народ давал своих лучших воинов, которые сражались отдельным отрядом. Индийцы шли со слонами, арабы с верблюдами, греки своими фалангами, а в центре – «войско бессмертных» – гвардия персов.

Сипы были явно не раины, армия персов превосходила скифскую и по численности, И по вооружению. Однако скифы взяли хитростью и тактикой- Не принимая сражения, они стали отступать. Дарий неоднократно пытался дать сражение, но скифы не принимали его, уходя вглубь своих территорий и увлекая за собой противника (при этом скифы шли по территориям тел племен, которые отказались им помочь, тем самым их разоряя).

Войско персов устало. Войны затягивалась, а конца не было видно. Дарий отправил всадника к скифскому царю Иданфирсу с устным посланием, в котором говорилось: «Чудак! Зачем ты все время убегаешь, если тебе предоставлен выбор? Если ты силен – сразись, если нет, тебе нет смысла бежать, принеси мне, твоему владыке, в дар свою землю и воду и вступим в переговоры».

На что скифский царь ответил: «Мое положение таково, царь, я и прежде никогда не бегал из страха перед кем-либо и теперь убегаю не от тебя. Так я поступаю и в мирное время, почему я сейчас не вступил в сражение с тобой – объясню. У нас нет ни городов, ни обработанной земли, а поэтому мы не боимся их разорения и опустошения. В бой мы вступим тогда, когда сами этого захотим. Владыкой я признаю только Зевса и Гестию. Вместо даров земли и воды я пошлю тебе то, что ты заслуживаешь. А за то, что ты назвал себя моим владыкой, ты дорого заплатишь».

На самом деле скифы были намного слабей. Более того, по причине холодов в Скифии не водились ослы и мулы. Ослиный рев приводил скифскую армию в смятение. Нередко но время нападения на персов скифские кони заслышав ослиный рев поворачивали назад: в испуге они поднимали уши, так как никогда раньше не слыхали таких звуков и не видывали подобного рода животных. Впрочем, это обстоятельство помогало персам лишь короткое время.

Целью скифов было заманить персов вглубь своих территорий и удерживать сколько можно, лишая самого необходимого, засыпая источники с водой и т.п. Они оставляли приманку – небольшое стадо животных и несколько пастухов. Захватывая эти стада, персы были очень рады, но все дальше и дальше уходили вглубь страны.

И вот однажды утром к Дарию прибыл посланник от скифского царя, который передал ему: птицу, мышь, лягушку и пять стрел. На вопрос, что это означает, посланник ответил, что ему велено вернуться, а персы так умны, что сами догадаются. Дарий собрал военный совет. И высказал мнение, что скифы сдаются, о чем свидетельствуют стрелы, гак быстро, как птица, в дар они приносят свою землю (мышь) и воду (лягушка). Противоположное мнение высказал опытный военачальник Гобрий, который объяснил смысл даров по другому: «Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не ускачите в свое болото, то не вернетесь назад и будете поражены этими стрелами».

И он оказался. Утром скифы выстроились и боевом порядке для сражения (пехота и конница) И вдруг, когда они уже стояли в строю, сквозь их ряды проскочил заяц. Скифы бросились за ним, начался переполох, крики, смятение.

Дарий спросил, что означает этот шум у неприятеля, А узнав, что скифы гоняются за зайцами, сказан приближенным: «Эти люди глубоко презирают нас, и мне ясно, что Гобрий правильно рассудил о скифских дарах. Нужен хороший совет, как нам безопасно возвратиться домой.»

Совет состоялся: все сошлись на том, что слава о недоступности этого племени подтвердилась, и решили тайно отступить. А армия-то огромная. Ночью, бросив слабых и раненых воинов, оставив горящие костры и ревущих ослов, войско Дария отступило к Истру. Покинутые ослы стали реветь пуще прежнего, и скифы были уверены, что персы в лагере.

А утром оставшиеся раненые персы стали молить своих врагов о пощаде. Скифы некоторое время преследовали основное войско, но так и не догнали.

Так скифы победили армию Дария I, даже не вступив с ней в сражение. Победа над персами способствовала:

  • росту политического авторитета Скифии;
  • политическому сплочению союза племен;
  • усилению власти царей и войсковой дружины;
  • возвышению царских скифов над остальными племенами, на том основании, что именно они защитили землю всего союза племен;
  • на этом же основании царские скифы обложили данью остальные скифские племена.

К V веку до н.э. союз скифских племен приобрел черты рабовладельческого государства, во главе которого стояли несколько царей.

На рубеже V-IV вв. до н, э« скифский царь Атей устранил других царей и узурпировал власть. Жил он долго и сделал много. К 40-м годам IV века до н.э. он завершил объединение Скифии от Азовского моря до Дуная, превратив ее в сильное государство. (Атей погибнет на войне с македонским царем Филиппом II в 339 году до н.э.).

Основу экономики скифского государства составляли: земледелие (в основном, зерновое) и скотоводство. Огромную роль играла торговля с греками и местными племенами. IV-III века до н.э. – были временем наивысшего подъема Скифского царства. Уровень жизни скифов этого периода был достаточно высоким.

Социальная структура скифского общества исследована недостаточно. Успехи в экономике вели к социальной дифференциации. Постепенно сформировалась господствующая верхушка, которую составляли:

  • царские семьи;
  • военная аристократия;
  • дружинники;
  • родоплеменная знать;
  • богатые купцы (разбогатевшие, в основном, на торговле греками);
  • жрецы, составлявшие особую социальную группу.

Одна из легенд Геродота рассказывает о жрецах. Когда заболевал скифский царь, к нему приводили самых уважаемых предсказателей, которые гадали ему двумя способами: на ивовых прутьях (огромные связки клали на землю – вытаскивая один за другим прутья и предсказывая события), а так же при помощи липовой мочалы, которую разрезали на три полоски, наматывали на пальцы, потом распускали, произнося при этом предсказания, которые всегда были примерно одинаковы: «Такой-то (имя) принес лживую клятву богам царского очага.»

«Виновного» хватали, вели к царю и сообщали, в чем он обвиняется. Если он все отрицал, царь приказывал позвать вдвое больше предсказателей. Если и они признавали вину. то этому человеку сразу отрубали голову, а его имущество доставалось первым прорицателям. Если не признавали, звали в два раза больше новых прорицателей. Их приговор считался окончательным. Если же они выносили оправдательный приговор – то казнили первых прорицателей, назвав их лжепророками.

Казнь прорицателей была особенной: воз, запряженный волами, до верха заполняли хворостом, а сверху клали связанного прорицателя. Хворост поджигали, пугая и погоняя быков. Если дышло обгорало, быкам иногда удавалось спастись, получив ожоги, но чаще всего, они сгорали. Царь не щадил и детей приговоренных: казнил всех сыновей, но дочерям не причинял зла.

Самый многочисленный слой общества составляли свободные общинники, которые несли военную службу, платили дань, выполняли повинности.

Городское население было очень немногочисленно и состояло из свободных ремесленников и купцов.

Нижнюю ступень социальной лестницы занимали рабы (в основном, пленные соседи), но в экономике они решающей роли не играли. Их использовали как пастухов, домашних слуг, живой товар для греков.

Скифский царь Ариант пожелал узнать численность скифов. Он приказал всем жителям принести по одному наконечнику стрелы, а кто ослушается, грозил смертью. Наконечников оказалось очень много. Их переплавили и сделали огромный сосуд, толщина стен которого равнялась шести пальцам, он свободно вмещал 600 амфор вина.

По пересчетам современных исследователей, численность скифского населения составляла примерно 5-7 миллионов человек, и это при том условии, что средняя продолжительность жизни скифов равнялась 35-40 годам.

Однако определить точно количество населения невозможно, так как сведения очень противоречивы. По некоторым данным, коренных скифов было очень мало, и, очевидно, наконечники стрел собирали и с подвластных племен. Этот сосуд был выставлен в Эксампее (где-то на территории Скифии между Днепром и Южным Бугом).

Это была первая «перепись населения» на наших территориях.

Аппарат управления в Скифском государстве составляли:

  • царь;
  • его ближайшие родственники;
  • личные слуги, в основном военные (дружина).

Родственников было много. Греческий историк и географ Страбон в I веке до н.э. писал, что во П в. до н.э. скифы в Крыму находились под «властью Скилура и его сыновей во главе с Палаком», а сыновей у Скилура было, по одним данным, 80, по другим – 60.

Кроме политических, царь выполнял военные, судебные и жреческие функции. По мнению Геродота, его власть была огромна и практически никем и ничем не ограничивалась. Зная о порядках при военной демократии и в ранних государствах, можно предположить, что это не совсем так. Власть царя в наиболее важных делах была ограничена племенной знатью и народными традициями.

Царь обожествлялся, при жизни и после смерти ему оказывались почести. В Приднепровье сохранились грандиозные курганы скифских царей, достигавшие в высоту более 20 метров и содержащие сложнейшую систему погребений.

Геродот подробно описывает похороны скифских царей. Когда у скифов умирал царь, вырывали большую четырехугольную яму. Тело поднимали на телегу, покрывали воском, лотом, разрезав желудок покойного, очищали его и наполняли толченым кипером, благовониями и семенами сельдерея и аниса. Зашив желудок, покойного везли на телеге по скифским племенам.

Жители каждой области, куда привозили тело царя, поступали так же, как и царские скифы – они отрезали кусок своего уха, обстригали в кружок волосы на голове, делали кругом надрез на руке, расцарапывали лоб и нос и прокалывали левую руку стрелами. Затем покойника везли в другую область царства. Сопровождали тело те, кому оно было привезено раньше.

После объезда всех областей возвращались в Герры к племенам, проживавшим в отдаленных районах страны, и к царским могилам. Там тело на соломенных подстилках опускали в могилу, по обеим сторонам втыкая в землю копья, а сверху настилали доски и покрывали их камышовыми циновками. В остальном обширном пространстве могилы погребали одну из наложниц царя, предварительно задушив ее, а так же виночерпия, повара, конюха, телохранителя, вестника, коней, первенцев разных домашних животных» клали золотые чаши (серебряных и медных сосудов скифы для этого вовсе не употребляли). После этого все вместе насылали над могилой большой холм (как можно выше).

Спустя год вновь совершали погребальные обряды. Из слуг покойного выбирали самых сильных и усердных (все они были коренными скифами: купленных за деньги рабов у царя не было, всякий, кому царь прикажет, обязан был ему служить). Умертвив 50 слуг и 50 самых красивых коней, извлекали из них внутренности, очищали чрево и наполняли его отрубями. На двух деревянных стойках укрепляли половину колесного обода выпуклостью вниз, а другую половину – на других столбах. Таким образом они изготавливали много деревянных стоек и ободьев. Затем, проткнув лошадей толстыми копьями во всю длину туловища до самой шеи, поднимали на ободья. На передних ободьях держались плечи лошадей, а задние подпирали животы у бедер. Ноги коней свешивались вниз, не доставая до земли. Коням надевали уздечки с удилами, натягивали и привязывали их к колышкам.

Все 50 юношей сажали на коней следующим образом: в тело каждого втыкали вдоль спинного хребта прямой кол до самом шеи. Торчащий из тела нижний конец кола вставляли в отверстие, просверленное в другом колу, воткнутом вдоль туловища коня. Поставив вокруг могилы таких всадников, скифы уходили. (Позднее всадников на могилах стали заменять каменными фигурами).

Когда умирали другие скифы, ближайшие родственники клали тело на повозку и возили по всей округе. Друзья обязаны были принять покойника и поставить угощение, при этом покойнику подносили отведать тех же яств, что и остальным. Простых людей возили по округе 40 дней, а затем придавали погребению. После похорон скифы умащивали себя, мыли головы, очищали тело паровой баней.

Царь предпочитал жить в столице. За 800 лет существования скифского царства в нем было две столицы, Первая – центр государства Агея – находилась на нижнем Днепре – Каменское городище. (Запорожская область, село Каменка Днепровская). В эпоху расцвета Скифского царства этот город был административным и торгово-экономическим центром.

Столица площадью 12 гектаров (3×4 км), с трех сторон хорошо защищена естественными обрывами нал Днепром, рекой Конкой и Белозерским лиманом, а со стороны степи – земляным рвом и валом. В юго-западной части столицы находился Акрополь, где в каменных домах проживала скифская знать. Ремесленники жили в землянках и столбовых наземных постройках. Как назывался этот город, неизвестно, но он был столицей около двухсот лет, на протяжении IV-III веков до н.э. В конце III века до н.э. территория города была заброшена, обитаемым остался только Акрополь, где жили еще около пятисот лет.

Скифы часто воевали. В 331 г. до н.э. Зопирион, наместник Александра Македонского во Фракии, вторгся в западные владения скифов, осадил Ольвию, но скифы уничтожили его войско.

В конце III века до н.э. скифское государство значительно сократилось под натиском сарматов, пришедших из-за Дона. Столица Скифии была перенесена в Крым, где на реке Салгир (близ Симферополя) возник город Неаполь Скифский (Неаполь – новый город).

Кроме Крыма, скифы продолжали удерживать земли в низовьях Днепра и Буга. Наивысшего расцвета Скифское царство в Крыму достигло во II веке до н.э., когда скифы, стремясь захватить в свои руки внешнюю торговлю хлебом, подчинили себе Ольвию и ряд владений Херсонеса.

Политическая активность скифов была временно ослаблена в результате их поражения в войне против Диофанта, выступившего на стороне Херсонеса. Однако во второй половине I в. н. э. при царях Фарзое и Инисмее Скифия вновь усилилась и неоднократно воевала с Боспорским государством.

Скифское царство с центром в Крыму просуществовало до второй половины III в. н. э. и было уничтожено готами. Скифы окончательно потеряли свою самостоятельность и перестали существовать как этнос: часть населения была убита, часть ушла с готами, часть ассимилировалась среди племен Великого переселения народов. Название «скифы» перестало носить этнический характер и применялось к различным народам Северного Причерноморья.

Таким образом, с V века до н.э. по III век н. э. (800 лет) на наших территориях существовало Скифское государство. Формой правления была рабовладельческая монархия.

Источник – глава из учебного пособия:

Атоян О.И. История государства и права Украины (с древнейших времен до середины XVII века): Курс лекций /МВД Украины, Луган. ин-т внутр. дел; [Отв. ред. А.Н. Литвинов] – Луганск: РИО ЛИВД, 2001. – 472 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *