Правовое регулирование использования природных ресурсов исключительной (морской) экономической зоны Украины и континентального шельфа

Природные ресурсы исключительной (морской) экономической зоны Украины и континентального шельфа являются объектами права собственности Украинского народа и в соответствии с Законом Украины «Об охране окружающей природной среды» относятся к природным ресурсам общегосударственного значения.

Под природными ресурсами исключительной (морской) экономической зоны понимаются живые и неживые ресурсы.

К водным живым ресурсам исключительной (морской) экономической зоны принадлежат: морские рыбы на всех стадиях развития, морские млекопитающие, водные бесхребетные, в том числе моллюски, ракообразные, губки, водоросли и другие водные организмы. К неживым ресурсам относятся минеральные ресурсы водной толщи, включая содержащиеся в морской воде химические элементы и их соединения, энергия приливов, течений и ветра, а также другие неживые ресурсы морского дна и его недр.

Правила лова, добычи и использования рыбных и других водных живых ресурсов исключительной (морской) экономической зоны Украины иностранными юридическими и физическими лицами установлены Постановлением Кабинета Министров Украины от 13 августа 1999 г. «Порядок и условия использования рыбных и других водных живых ресурсов исключительной (морской) экономической зоны Украины иностранными юридическими и физическими лицами».

Согласно Порядка использование водных живых ресурсов осуществляется при условиях: гарантирования безопасной экологической среды для существования водных живых ресурсов, недопущение ее ухудшения; обязательного соблюдение экологических норм, лимитов, правил использования водных живых ресурсов; сохранения видового разнообразия в исключительной (морской) экономической зоне; предотвращения гибели водных живых ресурсов во время их добывания и осуществления судоходства; соблюдения обязательных для Украины норм международного права относительно осуществления промысла водных живых ресурсов.

Использование водных живых ресурсов осуществляется за плату и по специальным разрешениям, которые являются официальным документом строгой отчетности, подтверждающим право пользователя на специальное использование определенных водных живых ресурсов на промышленных участках соответственно утвержденным лимитам и выделенным квотам.

В границах исключительной (морской) экономической зоны Украины помимо добычи природных ресурсов осуществляются морские научные исследования, которые проводятся лишь с согласия специально уполномоченных органов Украины в соответствии с национальным законодательством и международными договорами Украины.

Согласно ст. 240 Конвенции ООН по морскому праву, морские научные исследования должны проводиться исключительно в мирных целях, надлежащими научными методами и средствами, не создавать неоправданных помех другим правомерным видам использования моря. Морские научные исследования не должны также вести к нарушению положений о защите и охране морской среды.

Конвенция устанавливает единый порядок и условия проведения морских научных исследований в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе.

Морские научные исследования в исключительной экономической зоне Украины имеют право проводить все государства, независимо от их географического положения, их юридические и физические лица, а также международные организации при условии соблюдения законодательства Украины. Кроме того, специально уполномоченные органы Украины дают свое согласие на проведение морских научных исследований в исключительной (морской) экономической зоне при условии, что эти исследования проводятся только в мирных целях, для расширения знаний о морской среде на благо человечества и не несут угрозы окружающей природной среде.

При проведении морских научных исследований иностранные государства, их юридические и физические лица, международные организации, получившие на это разрешение, обязаны: обеспечивать участие представителей Украины в морских научных исследованиях, предоставлять по просьбе специально уполномоченных органов Украины предварительные документы, а также другие материалы и заключения исследований; предоставлять возможность доступа ко всем данным и образцам, полученным во время морских научных исследований, передавать им материалы, с которых можно сделать копию, и образцы, которые можно разделить без причинения ущерба их научной ценности, а также предоставлять информацию, содержащую оценку таких данных, образцов и результатов исследований, или оказывать помощь в их оценке и интерпретации; не препятствовать деятельности, осуществляемой в целях реализации суверенных прав и юрисдикции Украины; незамедлительно информировать специально уполномоченные органы Украины о любых существенных изменениях в программе исследований; убрать научно-исследовательские установки или оборудование по завершении исследований, если не заключено соглашение об ином.

Кроме того, согласно Конвенции ООН по морскому праву, которая регламентирует процедуру получения согласия прибрежного государства на проведение научных исследований, вся информация относительно научно-исследовательского проекта направляется прибрежному государству «по надлежащим официальным», т.е. дипломатическим, каналам. Государства и международные организации, которые намерены проводить научные исследования, направляют прибрежному государству не менее чем за шесть месяцев до предполагаемой даты начала морского научно-исследовательского проекта полную информацию о проекте, в том числе данные о характере и целях проекта, методе и средствах, которые будут использованы, включая характеристику судов и описание научной аппаратуры, точных географических районов, в которых будет проводиться исследование, даты прибытия и ухода исследовательских судов, данные об учреждении, под эгидой которого проводится проект, и сведения о лицах, ответственных за руководство проекта.

Основанием для приостановления научно-исследовательской деятельности в экономической зоне и на континентальном шельфе, является несоответствие проводимой деятельности информации, представленной прибрежному государству о научно-исследовательском проекте, а также несоблюдение условий проведения морских научных исследований, связанных с правами прибрежного государства. Прибрежное государство может потребовать прекращения деятельности по морским научным исследованиям и в том случае, если государство, их осуществляющее, не исправило в течение разумного периода времени ситуацию, дающую основание для приостановления такой деятельности.

Морские научные исследования в исключительной (морской) экономической зоне Украины, которые проводятся с нарушением требований Закона «Об исключительной (морской) экономической зоне Украины», могут быть временно запрещены (приостановлены) либо подлежать немедленному прекращению.

Под природными богатствами континентального шельфа понимаются минеральные и прочие неживые ресурсы поверхности и недр морского дна, а также живые организмы «сидячих» видов, т.е. организмы, которые в надлежащий, с промысловой точки зрения, период своего развития либо прикреплены к морскому дну или находиться под ним, либо могут передвигаться только по морскому дну или в его недрах.

Участки континентального шельфа могут предоставляться физическим и юридическим лицам Украины, а также физическим и юридическим лицам иностранных государств в пользование для таких целей: геологического изучения недр континентального шельфа; добычи полезных ископаемых; добычи водных живых ресурсов для научных, культурно-просветительных, воспитательных и эстетических целей; добычи водных живых ресурсов для содержания и воспроизводства в неволе или полувольных условиях для осуществления коммерческой деятельности и других целей; производство энергии путем использования воды, течений и ветра.

В соответствии с действующим законодательством исследование, разведка и разработка природных богатств континентального шельфа допускаются после их регистрации. Регистрации подлежат работы по исследованию, разведке и разработке естественных богатств континентального шельфа, если они должны проводиться на поверхности или в недрах морского дна подводных районов, примыкающих к внешней границе территориального моря, до глубины 200 метров или за этим пределом до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет проводить указанные работы, а также на поверхности и в недрах морского дна впадин, расположенных в сплошном массиве континентального шельфа, независимо от их глубины, если иное не предусмотрено международным соглашением.

В соответствии с Положением о порядке выдачи разрешений на специальное использование природных ресурсов, использование природных ресурсов континентального шельфа осуществляется по специальным разрешениям. Выдача разрешений на их использование осуществляется органами Министерства охраны окружающей природной среды Украины.

Специальные разрешения на пользование недрами в границах территории Украины, ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны предоставляются на все виды пользования недрами, на которые оно необходимо.

Особенностью использования природных богатств континентального шельфа является то, что предоставление в пользование недр континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны осуществляется с учетом правового режима морских пространств. Разрешение на пользование недрами в границах континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны Украины, расположенной за пределами территориального моря, предоставляется с учетом норм международного морского права.

Кроме того, в случае предоставления разрешения на пользование недрами континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны Украины определяется площадь морского дна (участки недр) с указанием координат и границ, в которых возможно осуществление деятельности, предусмотренной в разрешении.

В разрешении на пользование недрами континентального шельфа предусматривается специальный режим ведения работ, который согласовывается со специально уполномоченными центральными органами исполнительной власти, к ведению которых принадлежат вопросы охраны государственной границы, безопасности судоходства, рыбного хозяйства и других промыслов, охраны окружающей природной среды.

Одним из видов использования природных богатств континентального шельфа является добыча водных живых ресурсов для научных, культурно-просветительных, воспитательных, эстетических целей, а также добыча водных живых ресурсов для содержания и воспроизводства в неволе или полувольных условиях.

Под водными живыми ресурсами понимают совокупность водных организмов, жизнь которых невозможна без пребывания (нахождения) в воде. К водным живым ресурсам относятся: пресноводные, морские, анадромные и катадромные рыбы на всех стадиях развития, водные беспозвоночные, в том числе моллюски, ракоподобные, губки, наземные беспозвоночные в водной стадии развития, водоросли и другие водные растения.

Специальное использование водных живых ресурсов общегосударственного значения для научных целей может разрешаться научно-исследовательским организациям во всех рыбохозяйственных водоемах, исключительной (морской) экономической зоне и на континентальном шельфе Украины в промежуток времени и орудием лова, определенным в согласованных в установленном порядке программах конкретных научных исследований.

Регистрация видов использования водных живых ресурсов осуществляется специально уполномоченным органом по рыболовству. Согласно положению о Государственном департаменте рыбного хозяйства, утвержденном Постановлением Кабинета Министров Украины от 4 августа 2000 г., одной из основных задач Укргосрыбхо-за является участие в реализации государственной политики в области рыбного хозяйства, охраны, воспроизводства и рационального использования водных живых ресурсов, а также разработке и реализации комплексных мероприятий по охране и использованию водных живых ресурсов, изучению состояния их запасов в рыбохозяйственных водоемах Украины, территориальном море, исключительной (морской) экономической зоне Украины и водах за пределами юрисдикции Украины согласно международным обязательствам Украины.

Источники:

  1. Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов: Учебное пособие / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А., канд. юрид. наук Каракаша И.И. – X.: ООО «Одиссей», 2000. – 368 с.
  2. Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л. Дубовик. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 768 с.
  3. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 584 с.
  4. Экологическое право Украины: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2007. – 464 с.

Реклама
Задачи по экономике с решениями
Статьи по экономике