Правовые формы использования курортных, лечебно-оздоровительных и рекреационных зон

Под использованием природных ресурсов курортов, лечебно-оздоровительных и рекреационных зон следует понимать их непосредственную эксплуатацию и извлечение полезных свойств для удовлетворения лечебно-оздоровительных и рекреационных потребностей.

Использование курортных, лечебно-оздоровительных и рекреационных территорий возможно как на праве собственности, так и на праве пользования данными зонами. Так, в соответствии со ст. 49 и 52 Земельного кодекса Украины, земли оздоровительного и рекреационного назначения могут находиться как в государственной, коммунальной собственности, так и в собственности частных лиц. В последнем случае речь идет, прежде всего, о землях, которые расположены в пределах лечебно-оздоровительных и рекреационных зон с природными ресурсами местного значения. Земли, которые имеют особое оздоровительное значение (курорты государственного значения), могут находиться в собственности частных лиц.

Закон Украины «О курортах» устанавливает определенный порядок относительно приватизации санаторно-курортных учреждений в пределах рассматриваемых территорий. Так, приватизация санаторно-курортных учреждений, которые находились на территориях курортов государственного значения, использовали природные лечебные ресурсы указанных территорий и на момент принятия этого Закона пребывали в государственной или коммунальной собственности, запрещается. Аналогичный запрет установлен и в отношении специальных санаторно-курортных учреждений, которые находятся на территории курортов местного значения, и пребывали на момент принятия закона в коммунальной собственности.

Приватизация других санаторно-курортных учреждений, которые находятся или создаются на территориях курортов местного значения и используют природные ресурсы указанных территорий, может осуществляться в порядке, установленном законодательством Украины, при условии сохранения профиля объектов, которые приватизируются.

Под правом пользования курортными, лечебно-оздоровительными и рекреационными зонами следует понимать закрепленную в законе возможность несобственника владеть и осуществлять непосредственную эксплуатацию уникальных и распространенных лечебно-оздоровительных, восстановительных факторов и свойств природных ресурсов указанных зон для удовлетворения психофизиологических, духовных, эстетических и культурных потребностей человека.

Право пользования указанными территориями осуществляется в двух формах: в порядке общего и специального использования. Общее использование территориями лечебно-рекреационного фонда осуществляется гражданами в процессе реализации ими своих естественных экологических прав (право на жизнь, право на безопасную для жизни и здоровья окружающую природную среду) и в порядке, установленном местными органами самоуправления.

Специальное использование данных природных территорий, которые имеют минеральные и термальные воды, лечебные грязи и озокерит, ропу лиманом и озер, акваторию моря, климатические, ландшафтные и другие условия, благоприятные для лечения, медицинской реабилитации и профилактики заболеваний, осуществляется в установленном законом порядке субъектами предпринимательской деятельности с целью организации деятельности курортов. Специальное использование природных лечебных ресурсов осуществляется за плату в соответствии с требованиями Кодекса Украины о недрах. Нормативы платы за использование природных лечебных ресурсов и порядок ее взыскания устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Так, для разработки месторождений лечебных минеральных вод, лечебных грязей и других полезных ископаемых, которые принадлежат к природным лечебным ресурсам, необходимо получить лицензию на использование недр в порядке, определенном законодательством Украины.

Минеральные воды, лечебные грязи, которые принадлежат к лечебным ресурсам, добываются в объемах, лимит которых утверждается Государственной комиссией Украины по запасам полезных ископаемых. Качество этих природных ресурсов регламентируется специальным медицинским (бальнеологическим) заключением, которое определяет кондиционный состав полезных и вредных для человека компонентов. Медицинское (бальнеологическое) заключение предоставляется Министерством здравоохранения Украины.

Непосредственная добыча, использование, переработка лечебных природных ресурсов осуществляется пользователями соответственно с утвержденными проектами и установленными квотами Министерством охраны окружающей природной среды.

На землях оздоровительного назначения запрещена деятельность, которая противоречит их целевому назначению или может негативно влиять на природные лечебные качества этих земель. Аналогичные ограничения установлены и для использования рекреационных зон. Так, на землях рекреационного назначения запрещена деятельность, которая препятствует или может препятствовать их использованию по целевому назначению, а также негативно влияет или может повлиять на природное состояние этих земель.

Субъектами права пользования курортными и лечебно-оздоровительными территориями являются специализированные предприятия и учреждения – санаторно-курортные учреждения как учреждения охраны здоровья, расположенные на территории курортов и обеспечивающие предоставление гражданам услуг лечебного, профилактического и реабилитационного характера с использованием природных лечебных ресурсов. Перечень санаторно-курортных учреждений утверждается Министерством здравоохранения Украины. Типовое положение о санаторно-курортном учреждении утверждается Кабинетом Министров Украины.

Основанием для возникновения права на специальное использование курортных и лечебно-оздоровительных зон является решение соответствующих государственных органов о создании санаторно-курортного учреждения с предоставлением ему в пользование территорий лечебно-оздоровительного назначения или непосредственного решения о передаче в пользование (аренду) определенного участка (например, участка, на котором имеются месторождения лечебных грязей или соответствующего водного объекта) курортной зоны. Органы местного самоуправления согласовывают предоставление разрешения на использование природных лечебных ресурсов государственного значения с соответствующими государственными органами и выдают разрешение на использование природных лечебных ресурсов местного значения.

Субъекты специального использования курортно-лечебных зон должны соблюдать установленное целевое назначение этих территорий; выполнять все необходимые меры по охране и восстановлению полезных лечебных свойств природных ресурсов; строго соблюдать экологические нормативы, правила и требования по использованию и охране данных территорий.

В порядке осуществления общего использования рекреационных территорий физические лица имеют право свободно пребывать в рекреационных зонах, отдыхать, совершать прогулки, размещать палатки и разводить костры в специально отведенных для этого местах, заниматься туризмом, кино- фотосъемкой, знакомиться с животным миром, с памятниками природы, удовлетворять иные культурные и эстетические потребности.

К обязанностям физических лиц целесообразно отнести такие: соблюдать Правила пожарной безопасности и Правила санитарного состояния в рекреационных природных территориях, знакомиться с имеющимися аншлагами, дорожными и иными знаками, регулирующими поведение и движение в пределах рекреационных территорий; выполнять требования работников службы лесной охраны и охраны водных объектов; проезжать на любом виде транспорта только по дорогам, обозначенным указателями и ставить транспортные средства в специально отведенных местах; соблюдать запреты на сбор цветов, лекарственных и иных растений, установленные в данной местности; не допускать поломок и порубок деревьев, кустарников, повреждения лесных культур и почвенного покрова, засорения и загрязнения лесов и водных объектов, мойки транспортных средств, слива горюче-смазочных материалов; отпугивания и преследования животных, разорения их жилищ и некоторые другие.

Субъектами, которые осуществляют специальное использование рекреационных зон, могут быть как физические лица – субъекты предпринимательской деятельности, так и юридические лица – собственники (арендаторы) туристических баз, домов отдыха, спортивно-туристических лагерей, которые используют природные территории на основании договора о временном пользовании (аренде) или на праве собственности. Следует отметить, что в пределах рекреационных территорий могут осуществлять свою хозяйственную деятельность предприятия, которые непосредственно не используют природные ресурсы рекреационных территорий, но их деятельность способна существенно влиять на состояние окружающей природной среды указанных территорий, например предприятия общественного питания или бытового обслуживания. В связи с этим, их хозяйственная деятельность должна соответствовать требованиям закона и не препятствовать использованию рекреационных территорий по их целевому назначению.

Среди прав субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих специальное использование рекреационных зон, возможно выделить такие: право осуществлять эксплуатацию природных ресурсов; осуществление строительства необходимых сооружений и объектов инфраструктуры, способствующих наиболее эффективному использованию рекреационных природных ресурсов; получение дохода от их эксплуатации; право на льготное кредитование и налогообложение, в случае проведения мероприятий, направленных на восстановление и улучшение качества природных объектов.

К числу обязанностей юридических лиц, осуществляющих право специального использования рекреационных природных территорий относятся: проведение работ по благоустройству участков, отведенных им в пользование для рекреационно-оздоровительных целей в соответствии с установленными проектами благоустройства территорий и схемами планировки и размещения строений; обеспечение сохранности древесной, кустарниковой и травянистой растительности, водных объектов, прибрежных зон на отведенных участках и в защитных полосах; соблюдение санитарных, противопожарных и иных правил осуществления рекреационного пользования; обеспечение наличия запасов противопожарного оборудования и санитарно-противоэпидемиологических средств; ознакомление рекреантов с правилами пользования и охраны лесных и водных рекреационных объектов; установление в лесах и прибрежных зонах текстовых аншлагов, использование иных форм и методов пропаганды охраны природных рекреационных территорий и другие.

Источники:

  1. Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов: Учебное пособие / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А., канд. юрид. наук Каракаша И.И. – X.: ООО «Одиссей», 2000. – 368 с.
  2. Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л. Дубовик. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 768 с.
  3. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 584 с.
  4. Экологическое право Украины: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2007. – 464 с.

Реклама
Задачи по экономике с решениями
Статьи по экономике