Понятие, правовой режим зон чрезвычайных экологических ситуаций и их виды

Зона чрезвычайной экологической ситуации – отдельная местность Украины, на которой возникла чрезвычайная экологическая ситуация.

Основными принципами регулирования и надлежащего обеспечения правового режима в зоне чрезвычайной экологической ситуации являются: приоритет защиты жизни и здоровья людей; незыблемость конституционных прав и свобод человека и гражданина; комплексность мер, направленных на нормализацию экологического состояния; обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды, возможной угрозе для жизни и здоровья людей и о выполнении мер, направленных на нормализацию экологического состояния; неотвратимость ответственности лиц, виновных в возникновении или осложнении чрезвычайной экологической ситуации.

Основаниями для объявления отдельной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации являются:

  • значительное превышение предельно допустимых норм показателей качества окружающей природной среды, определенных законодательством;
  • возникновение реальной угрозы жизни и здоровья большого количества людей или причинение значительного материального ущерба юридическим, физическим лицам либо окружающей среде вследствие чрезмерного загрязнения окружающей природной среды, разрушительного влияния стихийных сил природы или других факторов;
  • отрицательные изменения, произошедшие в окружающей природной среде на значительной территории и которые невозможно устранить без применения чрезвычайных мер со стороны государства;
  • отрицательные изменения, произошедшие в окружающей природной среде, которые существенно ограничивают или исключают возможность проживания населения и осуществления хозяйственной деятельности на соответствующей территории;
  • значительное увеличение уровня заболеваемости населения вследствие отрицательных изменений в окружающей природной среде.

Отдельная местность Украины объявляется зоной чрезвычайной экологической ситуации Президентом Украины по предложению Совета национальной безопасности и обороны Украины или по представлению Кабинета Министров Украины. Указ Президента Украины об объявлении отдельной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации утверждается Верховной Радой Украины в течение двух дней со дня обращения Президента Украины.

Кабинет Министров Украины вносит представление об объявлении отдельной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации на основании предложений центрального органа исполнительной власти, к ведению которого отнесены вопросы экологической безопасности, Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, органов местного самоуправления или по собственной инициативе.

Объявление отдельной местности Автономной Республики Крым зоной чрезвычайной экологической ситуации или отдельных ее местностей может инициировать Верховная Рада Автономной Республики Крым.

Указ Президента Украины об объявлении отдельной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации немедленно доводится до сведения населению через средства массовой информации и систему оповещения гражданской обороны.

Правовой режим указанной зоны – это особый правовой режим, который может временно вводиться в отдельных местностях при возникновении чрезвычайных экологических ситуаций и направляется на предупреждение человеческих и материальных потерь, предотвращение угрозы жизни и здоровью граждан, а также устранение отрицательных последствий чрезвычайной экологической ситуации. В режиме чрезвычайной ситуации органы управления: определяют границы территории, на которой возникла чрезвычайная экологическая ситуация; организуют защиту населения и территорий в условиях ЧЭС; организуют работы по локализации или ликвидации последствий ЧЭС, привлекают необходимые силы и средства; осуществляют беспрерывный контроль за развитием ЧЭС, положением на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях; оперативно докладывают высшим органам управления о их развитии, выполняемых мерах, и оповещают население.

В связи с катастрофическим паводком в отдельных районах Закарпатской области, вызвавшим крупномасштабные разрушения и повреждения значительного количества зданий, объектов коммунального и водного хозяйства, транспортных сетей, систем энергообеспечения и связи, существенное ухудшение условий жизнедеятельности, нанесение другого ущерба, в целях защиты жизни и здоровья людей и оказания эффективной помощи, а также скорейшей нормализации экологической обстановки объявлена зона чрезвычайной экологической ситуации.

Введение соответствующего правового режима зоны чрезвычайной экологической ситуации предусматривает выделение государством и/или органами местного самоуправления дополнительных финансовых и других материальных ресурсов, достаточных для нормализации экологического состояния и возмещения нанесенных убытков, введения специального режима поставок продукции для государственных нужд, реализацию комплексных и целевых программ общественных работ. При недостаточности средств, обязательно выделяемых из средств государственных и местных бюджетов, резервного фонда Кабинета Министров или других источников, не запрещенных законом, Кабинет Министров Укаины представляет Президенту Украины законопроект об изменениях к Государственному бюджету Украины, который представляется в Верховную Раду для внеочередного рассмотрения как неотложный. К примеру, Постановлением Кабинета Министров Украины от 20 апреля 2006 года № 552 утвержден Порядок использования в 2006 году субвенций из государственного бюджета областным бюджетом Закарпатской и Ивано-Франковской областей для ликвидации последствий стихийного бедствия.

При наличии достаточных оснований в пределах зоны чрезвычайной экологической ситуации может быть введен правовой режим чрезвычайного положения в порядке, установленном Законом Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения», а в частности могут вводиться следующие меры:

  • установление особого режима въезда и выезда;
  • ограничение движения транспортных средств и проведение их осмотра с целью необходимой их обработки, временной задержки в случае выявления возможного опасного их воздействия на жизнь и здоровье людей или угрозы ухудшения экологической ситуации;
  • отселение людей из мест, опасных для их проживания, с обязательным предоставлением им помещений для постоянного или временного проживания;
  • установление карантина и осуществление других обязательных санитарно-противоэпидемических мер;
  • принудительное отчуждение объектов права частной собственности с обязательным последующим полным возмещением их стоимости;
  • выполнение комплекса работ по нормализации экологического состояния на территории зоны чрезвычайной экологической ситуации и пр.

Следует отметить, что правовой статус и ограничение прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц в условиях чрезвычайного положения определяются в соответствии с Конституцией и законами.

Ограничения конституционных прав и свобод граждан, которые могут быть применены в условиях чрезвычайного положения, являются исчерпывающими и расширенному толкованию не подлежат. В условиях чрезвычайного положения не могут быть ограничены права и свободы, предусмотренные в ч.2 ст.64 Конституции Украины.

Зоны ЧЭС – территории, официально объявленные такими, на которых они сложились. В решении компетентного государственного органа об объявлении соответствующей зоны зоной ЧЭС должна быть отмечена степень опасности и определен вид зоны.

Классификация этих зон, их статус и правовые последствия, вытекающие из факта отнесения территорий к установленным категориям, в том числе относительно компенсации и льгот граждан, проживающих или находящихся временно в пределах, определяется законодательством Украины.

Чернобыльская катастрофа создала на значительной территории Украины чрезвычайно опасную для здоровья людей и окружающей природной среды радиационную обстановку. Украина объявлена зоной экологической катастрофы. Устранение последствий этой катастрофы зависит от законодательного определения правового режима различных по степени радиоактивного загрязнения территорий и мер по его обеспечению. В соответствии с Законом Украины от 27 февраля 1991 года№ 791а-ХП «О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы» определяются категории зон радиоактивно загрязненных территорий. В зависимости от ландшафтных и геохимических особенностей почв, величины превышения природного доаварийного уровня накопления радионуклидов в окружающей среде, связанных с ними степеней возможного отрицательного влияния на здоровье населения, требований относительно осуществления радиационной защиты населения и других специальных мероприятий, с учетом общих производственных и социально-бытовых отношений, территория, которая подверглась радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы, делится на зоны:

  • зона отчуждения – это территория, из которой проведена эвакуация население в 1986 году. Для нее характерны высокая плотность радионуклидов на поверхности земли и их высокая концентрация в поверхностных водах; наличие больших по общей активности локализированных источников радиоактивности (объект «Укрытия», пункты захоронения и пункты временной локализации радиоактивных отходов); формирование в границах ее территории основной части загрязнения стока реки Днепр; особые ландшафтные условия, которые способствуют миграции радионуклидов пищевой цепочкой; прекращение традиционной хозяйственной деятельности.
  • зона безусловного (обязательного) отселения – это территория, подвергшаяся интенсивному загрязнению радионуклидами, с плотностью загрязнения почв свыше доаварийного уровня изотопами цезия, или стронция, или плутония в пределах норм, установленных законодательством, где расчетная эффективная эквивалентная доза облучения человека с учетом коэффициентов миграции радионуклидов в растения и других факторов может превысить 0,5 бэр за год свыше дозы, которую она получала в доаварийный период;
  • зона гарантированного добровольного отселения – это территория с плотностью загрязнения почв свыше доаварийного уровня изотопами цезия, или стронция, или плутония в пределах норм, установленных законодательством, где расчетная эффективная эквивалентная доза облучения человека с учетом коэффициентов миграции радионуклидов в растения и других факторов может превысить 0,1 бэр за год свыше дозы, которую она получала в доаварийный период;
  • зона усиленного радиоэкологического контроля – это территория с плотностью загрязнения почв свыше доаварийного уровня изотопами цезия, или стронция, или плутония в пределах норм, установленных законодательством при условии, что расчетная эффективная эквивалентная доза облучения человека с учетом коэффициентов миграции радионуклидов в растения и других факторов превышает 0,05 бэр за год сверх дозы, которую она получала в доаварийный период. Дополнительные критерии загрязненности почв радионуклидами могут устанавливаться Национальной комиссией радиационной защиты население Украины с последующим утверждением Верховной Радой Украины.

Критерии, по которым производится размежевание категорий зон, устанавливаются Национальной комиссией по радиационной защите населения Украины.

Границы зон устанавливаются и пересматриваются в установленном законодательством порядке компетентными органами на основе экспертных заключений. Отнесение радиоактивно загрязненных территорий к определенной категории способствует установлению специального правового режима зон.

Для правового режима зон отчуждения и безусловного (обязательного) отселения характерен запрет на: постоянное проживание населения; осуществление деятельности с целью получения товарной продукции без специального разрешения МЧС; пребывание лиц, не имеющих на это специального разрешения, а также привлечение к работе лиц без их согласия; вывоз за пределы зон без специального разрешения МЧС земли, глины, песка, торфа, древесны, а также заготовка и вывоз растительных кормов, лекарственных растений, грибов, ягод и других продуктов побочного лесопользования, за исключением образцов для научных целей; ведение сельскохозяйственной, лесохозяйственной, производственной и иной деятельности, а также строительство без специального разрешения МЧС; выпас скота; нарушение среды обитания диких животных, спортивная и промысловая охота и рыболовство и пр. Земли зоны отчуждения и безусловного (обязательного) отселения выводятся из хозяйственного оборота, отмежевываются от смежных территорий и переводятся в категорию радиационно опасных земель, В указанных зонах обеспечивается строгий природоохранный режим, охрана территорий в соответствии с действующим законодательством.

Земельные участки, расположенные в зоне гарантированного добровольного отселения, относятся к радиоактивно загрязненным и используются в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины. Если по экономическим или экологическим условиям дальнейшее использование этих земель невозможно, они переводятся в категорию радиационно опасных. В данной зоне запрещается: строительство новых, расширение действующих предприятий, непосредственно не связанных с обеспечением радиоэкологической, социальной защиты населения, а также условий его жизни и труда; любая деятельность, ухудшающая радиоэкологическую ситуацию; природопользование, не отвечающее требованиям норм радиационной безопасности; внесение пестицидов, гербицидов, ядохимикатов без специального разрешения соответствующих органов Кабинета Министров Украины и пр. Государством гарантируется ряд мер по снижению риска заболеваемости населения и уменьшению доз радиоактивного облучения в зоне гарантированного добровольного отселения.

В зоне усиленного радиоэкологического контроля запрещается: строительство санаториев, пионерских лагерей, баз домов отдыха, а также строительство новых предприятий, вредно влияющих на здоровье населения и окружающую среду; природопользование, не соответствующее требованиям норм радиационной безопасности; внесение пестицидов, гербицидов, ядохимикатов без специального разрешения соответствующих органов Кабинета Министров Украины; привлечение школьников, учащихся и студентов к работам, которые могут отрицательно повлиять на состояние их здоровья, и пр.

Лица, виновные в нарушении установленного правового режима в зонах, подвергшихся радиоактивному загрязнению,а также в неисполнении предписаний государственных органов,осуществляющих контроль в этой области, несут установленную законодательством уголовную, административную, материальную либо иную ответственность.

Источники:

  1. Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов: Учебное пособие / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А., канд. юрид. наук Каракаша И.И. – X.: ООО «Одиссей», 2000. – 368 с.
  2. Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л. Дубовик. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 768 с.
  3. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 584 с.
  4. Экологическое право Украины: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2007. – 464 с.