Понятие чрезвычайной экологической ситуации (ЧЭС), ее разновидности

Правовую основу регулирования режима чрезвычайных экологических ситуаций составляют положения Конституции Украины, предписания Законов Украины «Об охране окружающей природной среды» (статьи 65-66), «О зоне чрезвычайной экологической ситуации», «Об аварийно-спасательных службах», «О правовом режиме чрезвычайного положения», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера» и иные нормативно-правовые акты.

Чрезвычайные экологические ситуации (далее ЧЭС) тесно связаны с такими понятиями, как национальная безопасность, чрезвычайное положение. Тем не менее, два последних понятия по своему содержанию более емкие, чем ЧЭС и регламентируются специальными нормативными актами: законами Украины «О чрезвычайном положении», «О правовом режиме чрезвычайного положения», «Об основах национальной безопасности Украины», «Об объектах повышенной опасности» и др. Вместе с тем в них содержатся предписания, которые регулируют общественные отношения, возникающие при чрезвычайных экологических ситуациях.

Чрезвычайная экологическая ситуация – чрезвычайная ситуация, при которой на отдельной местности произошли отрицательные изменения в окружающей природной среде, требующие применения чрезвычайных мер со стороны государства. Целесообразно было бы в основу определения ЧЭС заложить следующие критерии: стойкие, длительные негативные изменения в окружающей среде, которые создают угрозу для здоровья и жизни людей, ограничивают или делают невозможной хозяйственную деятельность на соответствующих территориях, угрожают сохранению природных ресурсов. При этом отрицательные (негативные) изменения в окружающей природной среде представляют собой утрату, истощение или уничтожение отдельных природных комплексов и ресурсов вследствие чрезмерного загрязнения окружающей природной среды, разрушительного влияния стихийных сил природы и других факторов, ограничивающих или исключающих возможность жизнедеятельности человека и осуществления хозяйственной деятельности в этих условиях.

Основными элементами ЧЭС являются:

  • наличие угрозы (реальной, неизбежной, потенциальной);
  • последствия (отрицательные, необратимые, существенные, устойчивые);
  • необходимость принятия дополнительных мер для ликвидации, предотвращения, защиты.

В соответствии с Законом Украины «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера» ЧЭС дифференцируются по характеру происхождения, масштабам распространения и последствиям на: а) аварии, б) катастрофы.

Авария – опасное происшествие техногенного характера, вызвавшее гибель людей или создающее на объекте или отдельной территории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса либо наносящее вред окружающей среде.

Катастрофа – крупная по масштабам авария или иное происшествие, приводящее к тяжелым последствиям. В отличие от аварии, катастрофа может быть техногенного, природного или другого характера. Катастрофа на Чернобыльской АЭС причинила значительные убытки не только природе и здоровью населения Украины. Ее последствия коснулись территорий далеко за пределами Украины. Лишь в Украине загрязнено свыше 53,5 тыс. кв. км территории, в 74 районах 12 областей, где в 2294 населенных пунктах проживает 3,2 млн. населения, из которых 350 тыс. принимали участие в ликвидации аварии на ЧАЭС, 130 тыс. было эвакуировано и отселено с загрязненных территорий.

Классификация чрезвычайных экологических ситуаций проводится по разнообразным признакам: источникам возникновения, последствиям, масштабам, степени опасности, причинам возникновения и т.п. Министерство Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы разработало Приказ от 22 апреля 2003 г. № 119 «Об утверждении классификационных признаков чрезвычайных ситуаций». К классификационным признакам чрезвычайных ситуаций отнесено: описание признака (краткое описание ситуации, случая, события, происшествия, аварии, явления); единица измерения показателя признака; пороговое значение показателя признака и т.п.

В зависимости от местонахождения источника возникновения ЧЭС можно поделить на внутренние и внешние. Внутренние ЧЭС – источник непосредственно расположенный на территории Украины, внешние – за его пределами.

В зависимости от причин возникновения можно выделить четыре группы ЧЭС: техногенного, природного, социально-политического и военного характера. Чрезвычайные экологические ситуации техногенного характера – это транспортные аварии (катастрофы), пожары, неспровоцированные взрывы или их угроза, аварии с выбросом (угрозой выброса) опасных химических, радиоактивных, биологических веществ, временное разрушение сооружений и зданий, аварии на инженерных сетях и сооружениях жизнеобеспечения, гидродинамические аварии на плотинах, дамбах и т.п. К причинам ЧЭС природного характера относятся опасные геологические, метеорологические, гидрологические, морские и пресноводные явления, деградация почв и недр, природные пожары, изменения состояния воздушного бассейна, инфекционные заболевания людей, сельскохозяйственных животных, массовое заражение сельскохозяйственных растений болезнями или вредителями, изменение состояния водных ресурсов и биосферы и т.п. ЧЭС социально-политического происхождения связаны с противоправными действиями террористического и антиконституционного характера, которые влекут наряду с иными экологически неблагоприятные последствия. ЧЭС военного характера вызваны применением оружия массового поражения или обычных средств заражения, во время применения которых возникают вторичные факторы заражения населения вследствие уничтожения атомных гидроэлектростанций, составов и хранилищ радиоактивных и токсичных веществ и отходов, нефтепродуктов, взрывчатки, транспортных и инженерных коммуникаций и т.п.

Для обеспечения организации взаимодействия центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций в процессе решения вопросов, связанных с ЧЭС и ликвидацией их последствий, осуществляется классификация по их уровням. На основании Постановления Кабинета Министров Украины от 24 марта 2004 года № 368 «Об утверждении порядка классификации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера по их уровням» ЧЭС в зависимости от объемов причиненных последствий, технических и материальных ресурсов, необходимых для их ликвидации, чрезвычайная ситуация классифицируется как государственного, регионального, местного или объектового уровня. Для определения уровня ЧЭС устанавливаются такие критерии: территориальное распространение и объемы технических и материальных ресурсов, необходимые для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации; количество людей пострадавших или условия жизнедеятельности которых были нарушены вследствие возникшей ситуации; размер причиненных (ожидаемых) убытков.

Государственного уровня признается ЧЭС которая: распространилась или может распространиться на территорию других государств; распространилась на территорию двух либо больше регионов Украины (Автономной Республики Крым, областей, г. Киева и г. Севастополя), а для ее ликвидации необходимы материальные и технические ресурсы в объемах, которые превышают возможности этих регионов, но не менее чем 1 процент от объема расходов соответствующих местных бюджетов (чрезвычайная ситуация государственного уровня с территориальным распространением); привела к гибели свыше 10 лиц или вследствие которой пострадало свыше 300 лиц (пострадавшие – лица, жизни или здоровью которых был причинен вред вследствие чрезвычайной ситуации), либо были нарушены нормальные условия жизнедеятельности свыше 50 тыс. лиц на продолжительное время (более как на 3 суток); вследствие которой погибло свыше 5 лиц или пострадало свыше 100 лиц, либо были нарушены нормальные условия жизнедеятельности свыше 10 тыс. лиц на продолжительное время (более как на 3 суток), а убытки (оцененные в установленном законодательством порядке), вызванные чрезвычайной ситуацией, превысили 25 тыс. минимальных размеров (на момент возникновения чрезвычайной ситуации) заработной платы; убытки от которой превысили 150 тыс. минимальных размеров заработной платы; в иных случаях, предусмотренных актами законодательства, по своим признакам признается как чрезвычайная ситуация государственного уровня.

К региональному уровню относится ЧЭС которая: распространилась на территорию двух либо больше районов (городов областного значения) Автономной Республики Крым, областей, а для ее ликвидации необходимы материальные и технические ресурсы в объемах, которые превышают возможности этих районов, но не менее чем 1 процент объема расходов соответствующих местных бюджетов (чрезвычайная ситуация регионального уровня с территориальным распространением); привела к гибели от 3 до 5 лиц или вследствие которой пострадало от 50 до 100 лиц, либо были нарушены нормальные условия жизнедеятельности от 1 тыс. до 10 тыс. лиц на продолжительное время (более как на 3 суток), а убытки превысили 5 тыс. минимальных размеров заработной платы; убытки от которой превысили 15 тыс. минимальных размеров заработной платы.

Местного уровня признается ЧЭС которая: вышла за границы территорий потенциально опасного объекта, угрожает окружающей среде, соседним населенным пунктам, инженерным сооружениям, а для ее ликвидации необходимы материальные и технические ресурсы в объемах, которые превышают собственные возможности потенциально опасного объекта; вследствие которой погибло 1-2 лица или пострадало от 20 до 50 лиц, либо были нарушены нормальные условия жизнедеятельности от 100 до 1000 лиц на продолжительное время (более как на 3 суток), а убытки превысили 0,5 тыс. минимальных размеров заработной платы; убытки от которой превысили 2 тыс. минимальных размеров заработной платы.

К ЧЭС объектового уровня относятся не подпадающие под названные выше определения.

Окончательное решение относительно уровня чрезвычайной экологической ситуации с дальнейшим отображением ее в данных статистики, в том числе в случае отсутствия достаточных сведений относительно развития чрезвычайной ситуации, принимает специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти, к компетенции которого относится решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и естественного характера, по согласованию, в случае необходимости, с заинтересованными министерствами и другими центральными органами исполнительной власти, а также с учетом экспертного заключения (в случае его предоставления) региональной комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций относительно уровня чрезвычайной ситуации.

Окончательное решение (экспертное заключение – в случае его предоставления) специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти, к компетенции которого относится решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, об отнесении опасного события к чрезвычайной ситуации, ее классификации и определению уровня считается основанием для осуществления других мероприятий по реагированию на чрезвычайную ситуацию.

В зависимости от степени опасности, сложности экологического состояния, последствий ЧЭС в научной литературе выделяются: критические, острокритические, кризисные и катастрофические ситуации. Для критической чрезвычайной экологической ситуации характерны: хронически повышенный уровень загрязнения окружающей природной среды; стойкая повышенная антропогенная нагрузка на окружающую среду; угроза дефицита пресной воды; снижение плодородия почв, растительного покрова; исчезновение видового многообразия животных; обеднение рыбных запасов; повышенный уровень заболевания населения. При острокритической ЧЭС происходит развитие стойких процессов разрушения экологических систем; многократно повышается загрязненность среды, нарастает антропогенная нагрузка; имеет место угроза дефицита пресной воды; нарастают процессы истощения растительного и животного мира, потери плодородия почв; уровень заболеваемости населения достигает критической отметки, возрастет смертность. Кризисная ситуация характеризуется началом процесса разрушения экологической системы; глобальным загрязнением окружающей природной среды, которая многократно превышает ПДК; многократным увеличением антропогенной нагрузки; дефицитом пресной воды, истощением поверхностных и подземных вод. Возникает потеря плодородия почв, полное истощение лесной растительности, обеднение животного мира; резкое увеличение заболеваемости и смертности, которые превышают во много раз средние показатели. Для катастрофической ситуации характерно: полное разрушение экологических систем; глобальное стойкое загрязнение окружающей природной среды, многократное превышение предельных норм антропогенной нагрузки; отсутствие питьевой воды; гибель лесов и животного мира; углубления процессов деградации почв; высокий уровень смертности и заболеваемости населения.

По последствиям ЧЭС можно классифицировать на необратимые, продолжительные, долговременные, временные и существенные. Масштабы последствий ЧЭС определяются на основе экспертной оценки, прогноза или результатов модельных экспериментов, проведенных квалифицированными экспертами. В зависимости от полученных результатов разрабатывается план реагирования на возникшую конкретную ЧЭС.

По степени остроты выделяют реальные и потенциальные ЧЭС, требующие введения режима чрезвычайного положения безотлагательно (немедленно) и без предупреждения либо с соблюдением установленной законодательством процедуры; по скорости развития – на ситуации быстротекущие и вялотекущие.

Целесообразно было бы регламентировать типичные чрезвычайные экологические ситуации для того, чтобы компетентные службы имели четкий план действий и законодательное обеспечение для его выполнения.

Источники:

  1. Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов: Учебное пособие / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А., канд. юрид. наук Каракаша И.И. – X.: ООО «Одиссей», 2000. – 368 с.
  2. Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л. Дубовик. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 768 с.
  3. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 584 с.
  4. Экологическое право Украины: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2007. – 464 с.