Понятие правовой охраны атмосферного воздуха

Охрана атмосферного воздуха – одно из важнейших направлений природоохранительной деятельности, осуществляемое в глобальном, национальном и региональном масштабах. Законодательство Украины соответствует выработанным международным сообществом подходам к охране атмосферного воздуха и базируется на принципах: приоритета охраны жизни и здоровья человека; обеспечения благоприятных условий для жизнедеятельности; недопущения необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды; обязательности государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ и вредных физических воздействий на атмосферный воздух; полноты и достоверности информации о состоянии атмосферного воздуха и его загрязнения и др.

В соответствии со ст. 1 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» его охрана рассматривается как система мер, связанных с сохранением, улучшением и восстановлением состояния атмосферного воздуха, предотвращением и снижением уровня его загрязнения и воздействия на него химических соединений, физических и биологических факторов.

Охрана атмосферного воздуха осуществляется разнообразными способами: биологическим (проведение работ относительно восстановления природных ресурсов, и охрана их от истощения); технологическим (совершенствованием технологических процессов, систем очистки, организацией безотходных производств); экономическим (планированием охраны, материально-техническим обеспечением, развитием материального стимулирования за выполнение природоохранных мероприятий); санитарным (применением мер по оздоровлению окружающей природной среды); организационным (организацией использования и контроля за его состоянием и охраной); идеологическим (проведение эколого-воспитательной работы, улучшение экологической подготовки кадров), правовым.

Правовая охрана атмосферного воздуха заключается в установленной законодательством системе государственных и общественных мероприятий, направленных на улучшение и восстановление природного состояния атмосферного воздуха, создание благоприятных условий для жизнедеятельности, обеспечение экологической безопасности и предотвращение вредного воздействия атмосферного воздуха на здоровье людей и окружающую среду.

Целью охраны атмосферного воздуха является обеспечение сохранения благоприятного состояния атмосферного воздуха, его восстановление и улучшение для поддержания экологической безопасности жизнедеятельности человека, а также предотвращение вредного влияния на окружающую природную среду. Иными словами, атмосферовоздушные охранительные меры направлены на поддержание экологического равновесия на территории Украины, на обеспечение экологической безопасности.

Эффективность охраны атмосферного воздуха зависит от взаимодействия и согласованности национальных и международных мероприятий и средств по его защите. Украина принимает участие в международном сотрудничестве в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Украины (ст. 35).

Необходимо специфически подходить к объекту охраны атмосферного воздуха. Его надо понимать в широком и узком значении. В широком значении объектом охраны выступает атмосферный воздух в общей его совокупности без обособления любой его части. Однако непосредственным объектом охраны является атмосферный воздух, который расположен ближе к земле в пределах территориальных границ Украины.

Субъектами охраны атмосферного воздуха являются предприятия, учреждения, организации, граждане Украины, а также иностранные физические и юридические лица.

Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с Законом осуществляют: Кабинет Министров Украины; специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов; специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам здравоохранения; Совет министров АРК, местные государственные администрации, другие центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления (ст. 3).

Предприятия, учреждения, организации и граждане – субъекты предпринимательской деятельности, которые осуществляют выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и деятельность которых связана с воздействием физических и биологических факторов на его состояние, обязаны: осуществлять организационно-хозяйственные, технические и иные мероприятия по обеспечению выполнения требований, предусмотренных стандартами и нормативами экологической безопасности в области охраны атмосферного воздуха, разрешениями на выбросы загрязняющих веществ и т.п.; принимать меры по уменьшению объемов выбросов загрязняющих веществ и уменьшению воздействия физических факторов; своевременно и в полном объеме уплачивать сборы за загрязнение окружающей природной среды и ухудшение качества природных ресурсов; обеспечивать бесперебойную эффективную работу и поддержание в исправном состояния сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов и уменьшения уровней воздействия физических и биологических факторов; осуществлять контроль за объемом и составом загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, уровнями физического воздействия и вести их постоянный учет и т.п. Выполнение мер по охране атмосферного воздуха не должно приводить к загрязнению почв, вод и других природных объектов.

Для обеспечения экологической безопасности, создания благоприятной среды жизнедеятельности, предотвращения вредного воздействия атмосферного воздуха на здоровье людей и окружающую природную среду осуществляется регулирование выбросов наиболее распространенных и опасных загрязняющих веществ (ст. 11), перечень которых утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 29 ноября 2001 г. № 1598. К наиболее распространенным загрязняющим веществам относятся: оксиды азота, озон, свинец и его соединения, формальдегид и прочие. А к опасным загрязняющим веществам – металлы и их соединения; органические амины; хлор, бром и их соединения; фреоны и т.п. Перечень загрязняющих веществ пересматривается Кабинетом Министров Украины не менее одного раза в пять лет по предложению специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов и специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам здравоохранения.

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками могут осуществляться после получения разрешения, которое выдается специально уполномоченными органами. Перечень организаций и учреждений, которым предоставляется право на разработку документации, обосновывающей объемы выбросов для предприятий, учреждений, организаций и граждан – субъектов предпринимательской деятельности, определяется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 13 марта 2002 года № 302 с изменениями, внесенными 16 июня 2004 г., утвержден Порядок проведения и оплаты работ, связанных с выдачей разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками для предприятий, учреждений, организаций и граждан – субъектов предпринимательской деятельности, которые получили такие разрешения. Общие требования к оформлению документов, в которых обосновываются объемы выбросов, для получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками для предприятий, учреждений, организаций и граждан-предпринимателей, регламентируются Приказом Министерства охраны окружающей природной среды Украины от 09.03.2006 г. № 108.

Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками – это официальный документ, который дает право субъектам предпринимательской деятельности эксплуатировать объекты, из которых поступают в атмосферный воздух загрязняющие вещества или их смеси, при условии соблюдения соответствующих нормативов предельно допустимых выбросов и требований к технологическому процессу в части ограничения выбросов загрязняющих веществ на протяжении определенного в разрешении срока. Разрешение выдается субъекту хозяйствования – собственнику стационарного источника при условии: непревышения в течение срока их действия установленных нормативов экологической безопасности; непревышения нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ стационарных источников; соблюдения требований к технологическим процессам в части ограничения выбросов загрязняющих веществ. Разрешение выдается бесплатно территориальными органами Министерства охраны окружающей природной среды по согласованию с учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы на срок не менее чем пять лет. Субъекты хозяйствования, которые получили разрешения, подлежат учету в порядке, установленном законодательством.

Срок действия разрешения пересматривается уполномоченным органом, который его выдал, на основании письменного обращения учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы, местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественности, в случае если: степень загрязнения атмосферного воздуха предполагает необходимость просмотра предельных значений выбросов; использование важных достижений в сфере разработки усовершенствования доступных технологий дает возможность значительно уменьшить выбросы без дополнительных затрат; требования безопасности эксплуатации во время производственного процесса проведения деятельности предполагают необходимость применения других технологий; имеет место замена направления производственной деятельности, которая может привести к важным отрицательным последствиям для здоровья людей и состояния окружающей среды. Разрешение аннулируется органом, который его выдал, в случае: представления субъектом хозяйствования заявления об аннулировании разрешения; изменения собственника стационарного источника выбросов; принятия в установленном порядке решения об отмене государственной регистрации субъекта хозяйствования.

Кроме этого, разрешение на эксплуатацию (фактически специальное использование атмосферного воздуха) выдается в случае регулирования уровней воздействия физических и биологических факторов на состояние атмосферного воздуха (ст. 13); регулирования деятельности, направленной на искусственные изменения состояния атмосферы и атмосферных явлений в хозяйственных целях (ст. 16) и т.п.

Хозяйственная или другие виды деятельности, связанные с нарушением условий и требований к выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух и уровней воздействия физических и биологических факторов на его состояние, предусмотренных разрешениями, может быть ограничена, временно запрещена (приостановлена), а при необходимости и прекращена по решению компетентных органов в установленном порядке. В статье 12 Закона «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрена ссылка на ст. 3 этого закона, в которой определен перечень органов управления, которые наделены полномочиями осуществления указанных действий. При осуществлении компетентными государственными органами названных действий следует руководствоваться положениями, определенными в Порядке ограничения, временного запрета (приостановления) либо прекращения деятельности предприятий, учреждений, организаций и объектов в случае нарушения ими законодательства об охране окружающей природной среды, который утвержден Постановлением Верховной Рады Украины от 29 октября 1992 года №2751-ХII.

Источники:

  1. Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов: Учебное пособие / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А., канд. юрид. наук Каракаша И.И. – X.: ООО «Одиссей», 2000. – 368 с.
  2. Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л. Дубовик. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 768 с.
  3. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 584 с.
  4. Экологическое право Украины: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2007. – 464 с.

Реклама
Задачи по экономике с решениями
Статьи по экономике