Правовое регулирование охоты и охотничьего хозяйства

Охота – один из основных видов специального использования животного мира, который удовлетворяет материальные, рекреационные и прочие потребности граждан и хозяйств. Правовая регламентация складывающихся в этой области общественных отношений основывается на Законе Украины от 22 февраля 2000 года «Об охотничьем хозяйстве и охоте», соответствующих Постановлениях Кабинета Министров, нормативных актах Министерства охраны окружающей природной среды (Минприроды) и Государственного комитета лесного хозяйства (Госкомлесхоза) Украины. Госкомлесхоз законодательно определен специально уполномоченным государственным органом в области ведения охотничьего хозяйства.

Охотой считается добывание диких зверей и птиц, которые отнесены к объектам охоты и находятся в состоянии естественной свободы или полувольных условиях в границах охотничьих угодий. Охотничьи угодья – это участки земной поверхности (территории и акватории), которые являются средой пребывания диких животных и где возможно их добывание. Особенность охотничьих угодий как правовой категории состоит в том, что они не образовывают самостоятельного природного объекта, как земля, недра, воды, леса. Охотничьи угодья отображают лишь особые функциональные свойства естественных объектов – быть средой пребывания диких животных. Если на определенных площадях находятся звери и птицы, но устанавливается постоянный запрет на их добывание, то это исключает эти площади из состава охотничьих угодий, поскольку не достигается основная цель ведения охотничьего хозяйства – получение определенных материальных ценностей, продукции охотничьего хозяйства. Поэтому не считаются охотничьими угодьями территории и акватории, функциональное назначение которых несовместимо с таким видом специального использования животного мира как охота. К ним относятся:

  • территории населенных пунктов (сел, поселков, городов) и зоны вокруг них. Запрещается охота на расстоянии более близкое 200 метров от зданий населенного пункта и в отдельности расположенных зданий, где возможно пребывание людей;
  • территории и объекты природно-заповедного фонда Украины (природные и биосферные заповедники, национальные природные и региональные ландшафтные парки, заповедные урочища, общезоологические и орнитологические заказники. На обозначенных территориях и в их охранных зонах охотничьи животные могут добываться лишь в порядке, определенном законодательством и соответственно положениями об этих территориях;
  • рекреационные территории (курорты и округа их санитарной охраны, места организованного массового отдыха населения и туризма).

С целью охраны животного мира и его воспроизводства местные государственные администрации или охотничьи хозяйства могут временно ограничивать или прекращать осуществление охоты на определенной площади угодий. Однако, учитывая временность запрета охоты, такие угодья не теряют статуса охотничьих.

В Украине площадь охотничьих угодий составляет около 50 млн гектаров. Основной организационно-правовой формой их использования является предоставление угодий в платное пользование охотничьим обществам и хозяйствам, юридическим лицам, уставной правоспособностью которых предусмотрено ведение охотничьего хозяйства. Преимущественное право на пользование угодьями имеют собственники и постоянные пользователи земельными участками (при условии соблюдения вышеприведенного условия), а также предыдущие пользователи охотничьих угодий.

Угодья предоставляются областными советами по представлению органов управления лесным и охотничьим хозяйством, согласованным с соответствующими органами, на срок не меньше 15 лет. Предоставление угодий оформляется путем заключения между пользователем и местными органами лесного хозяйства договора, который должен соответствовать его Типовой форме, утвержденной Госкомлесхозом 12 декабря 1996 года. В договоре определяются границы закрепленных угодий, сроки пользования ими, перечень обязательных мероприятий, направленных на рациональное использование и охрану охотничьего фонда животных, права и обязанности сторон, их ответственность.

Правовое значение распределения охотничьих угодий состоит в том, что ведение охотничьего хозяйства осуществляется только их пользователями. Поэтому осуществление права охоты в охотничьих угодьях, по общему правилу, невозможно без получения на это согласия или согласования пользователя, который имеет законодательно закрепленное и соответственно оформленное право на использование охотничьих животных в границах своих охотничьих угодий.

Объектом охоты, выступает государственный охотничий фонд, то есть дикие звери и птицы, которые находятся в охотничьих угодьях в состоянии естественной свободы или полувольных условиях. В соответствии с национальным законодательством животный мир составляет самостоятельный природный объект и не является элементом среды его пребывания, как считается в некоторых странах. Поэтому не имеет правового значения, в чьей собственности или пользовании находится территория или акватория, на которой находятся животные. Собственники или пользователи земельными, лесными участками или водными площадями должны получать право на специальное использование объектов животного мира на общих основаниях.

Охотой считаются непосредственные действия охотника, направленные на добывание диких зверей и птиц, которые отнесены к государственному охотничьему фонду и находятся в охотничьих угодьях. К действиям, которые создают процесс добывания животных, относятся их отыскивание (выслеживание, выявление), преследование или подманивание и собственно добывание (отстрел, отлов). К охоте приравнивается пребывание лиц в охотничьих угодьях с охотничьими собаками, стрелковым оружием и другими орудиями добывания животных или с добытой охотничьей продукцией.

Право охоты в охотничьих угодьях имеют граждане Украины, которые достигли 18-летнего возраста и получили соответствующие документы, удостоверяющие это право.

Право на охоту удостоверяется следующими документами, наличие которых для охотника является обязательным:

  • удостоверение охотника, которое выдается органами Госкомлесхоза Украины после проверки у гражданина необходимого минимума знаний по охотничьему делу;
  • ежегодная контрольная карточка учета добытой дичи и нарушений правил охоты (Эти документы выдаются после уплаты в установленном порядке и размере государственной пошлины и соответствующего сбора за их выдачу);
  • при наличии огнестрельного охотничьего оружия – разрешение органов внутренних дел на право пользования им;
  • при использовании охотничьих собак, ловчих зверей и птиц – соответствующий паспорт на них;
  • охотники-члены общественных охотничьих организаций (Украинского общества охотников и рыболовов, Общества охотников и рыболовов Вооруженных Сил Украины, Общества «Динамо») – членские билеты;
  • специальное разрешение на добывание охотничьих животных. Формы таких разрешений и органы, которые их выдают, существенно отличаются в зависимости от того, к какой категории охотничьего фонда отнесены те или другие дикие звери и птицы.

С учетом тождества правового режима охраны и использования объектов государственного охотничьего фонда возможно выделение нескольких таких категорий:

  • Звери и птицы, отнесенные к охотничьим видам, но добывание которых, по общему правилу, запрещается. Это, в первую очередь, животные, которые занесены в Красную книгу Украины или те, которые находятся в границах территорий природно-заповедного фонда общегосударственного значения, а также мало распространенные и ценные звери – выдра, барсук и др. Добывание их осуществляется в исключительных случаях для научных и селекционных целей по специальным разрешениям Минприроды Украины.
  • Парнокопытные животные (лоси, олени, лани, кабаны, муфлоны, косули) и медведи, использование которых осуществляется в особом лицензионном порядке их добывания на основании лимитов, утвержденных Минприроды для каждой области. Областные органы лесного хозяйства распределяют лицензии среди пользователей охотничьих угодий в соответствии с их планами добывания, на основании которых и утверждались лимиты. Пользователи, в свою очередь, предоставляют лицензии одному или нескольким охотникам за плату, размер которой определяется Госкомлесхозом Украины и составляет от 0,6 (косуля) до 2,5 (лось) не облагаемых налогами минимумов доходов граждан. Лицензия – это именной официальный документ, который удостоверяет право охотника на добывание одной особи животного и где отмечается период ее действия (как правило, световой день), место и способ охоты. После охоты лицензия возвращается органу, который ее выдал. Если зверь не был добыт или охота не проводилась не по вине пользователя угодьями, лицензия утрачивает силу и ее стоимость не возмещается.
  • Охота на наиболее ценных видов пушных зверей (бобра, сурка, белку, куниц, норку и др.) проводится по индивидуальным разрешениям-лицензиям, которые выдаются областными органами лесного хозяйства. Охота на менее ценных пушных зверей (енотовидную собаку, лисицу, зайца-русака и др.) осуществляется на основании разрешения пользователя охотничьих угодий, документальной формой которого является отстрелочная карточка.
  • Добывание пернатой дичи (дикие утки, гуси, кулики, фазаны, перепела и др.) осуществляется по разрешениям пользователя охотничьих угодий с получением отстрелочной карточки, как и в предшествующем случае, но другой формы. С целью уменьшения потерь дичи разрешения выдаются преимущественно охотникам, которые имеют собак охотничьих пород.
  • Вредные звери и птицы (волки, лисицы, серые вороны, сороки, одичавшие собаки и коты и др.) служат причиной значительного вреда охотничьему хозяйству. Поэтому охотникам разрешается их истреблять во время охоты на других охотничьих животных, а в неразрешенное для охоты время или в запрещенных местах отстрел и отлов волков и лисиц осуществляется охотниками по разрешениям областных органов лесного хозяйства.

С целью рационального использования, охраны и обеспечения воспроизводства ресурсов охотничьего хозяйства законодательством устанавливается ряд ограничений и запретов относительно времени, средств охоты, количества добытой продукции и т.п. Так охота на охотничьих зверей и птиц может вестись преимущественно осенью и зимой в предельные сроки, определенные Законом Украины «Об охотничьем хозяйстве и охоте». Ежегодно Госкомлесхоз Украины по согласованию с Минприроды определяет начало и окончание охотничьего сезона по областям и категориям охотничьего фонда в зависимости от климатических условий года и наличия дичи. Охота на протяжении охотничьего сезона может проводиться во все дни недели, в определенных случаях – только в субботу и воскресенье.

Госкомлесхозом Украины и областными органами лесного хозяйства устанавливаются нормы отстрела зверей и птиц на одного охотника за день охоты. Охотник, который добыл зверя или птицу, обязан на месте добывания внести в контрольную карточку добытой дичи соответствующую отметку, отсутствие которой означает грубое нарушение правил охоты.

Законодательство запрещает применение общеопасных или истребительных орудий и средств охоты, например, взрывчатки, неохотничьего огнестрельного оружия, использование автомотранспортных средств, яда, ловушек и т.п.

Охота без надлежащих охотничьих документов в запрещенных местах, в ненадлежащее время запрещенными средствами и орудиями и нарушение других установленных правил добывания охотничьих зверей и птиц квалифицируется как незаконная охота (браконьерство), которое влечет юридическую ответственность виновных лиц.

Источники:

  1. Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов: Учебное пособие / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А., канд. юрид. наук Каракаша И.И. – X.: ООО «Одиссей», 2000. – 368 с.
  2. Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л. Дубовик. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 768 с.
  3. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 584 с.
  4. Экологическое право Украины: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2007. – 464 с.

Реклама
Задачи по экономике с решениями
Статьи по экономике