Юридическая ответственность за нарушение лесного законодательства

Под нарушением лесного законодательства следует понимать противоправное действие или бездействие, которое причиняет вред лесам или земельным лесным участкам либо не причиняет такого вреда, но направлено против установленного порядка пользования лесами, а также земельными лесными участками и предусматривает юридическую ответственность виновного в этом лица.

Перечень нарушений лесного законодательства содержится в ст. 105 ЛК Украины. Это такие нарушения как: незаконная вырубка и повреждение деревьев и кустарников; уничтожение или повреждение леса вследствие поджога или небрежного обращения с огнем, нарушение иных требований пожарной безопасности в лесах; уничтожение или повреждение леса вследствие его загрязнения химическими и радиоактивными веществами, производственными и бытовыми отходами, сточными водами, иными вредными веществами, подтопление, осушение и иные виды вредного влияния; нарушение сроков лесовосстановления и других требований ведения лесного хозяйства, установленных законодательством в области охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов; нарушение правил сохранения, транспортировки и применения средств защиты лесов, стимуляторов роста, минеральных удобрений и других препаратов; уничтожение или повреждение лесных культур, сеянцев или саженцев в лесных плантациях, а также естественного подроста и самозасева на землях, предназначенных для восстановления леса; засорение лесов бытовыми отходами и промышленными выбросами; самовольная заготовка сена и выпаса скота на земельных лесных участках; нарушение правил заготовки (сбора) лесной подстилки, дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, и т.п.; заготовка лесных ресурсов средствами, которые отрицательно влияют на состояние и воспроизводство лесов; нарушение порядка использования лесосечного фонда, заготовка и вывоз древесины, заготовка других лесных ресурсов; невнесение платы за специальное использование лесных ресурсов в установленные сроки и некоторые другие.

Нарушения лесного законодательства влекут за собой дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность. Привлечение к юридической ответственности осуществляется в порядке и на основе, предусмотренных соответственно трудовым, административным, гражданским или уголовным законодательством.

Нарушение лесного законодательства всегда сопряжено с причинением вреда лесным экосистемам. Поэтому в лесном законодательстве заложен принцип, в соответствии с которым предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить вред, причиненный лесу в результате нарушения лесного законодательства, в размерах и порядке, определенных законодательством Украины (ст. 107 ЛК Украины).

Вред, причиненный нарушением лесного законодательства, подлежит возмещению независимо от дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Первую группу нарушений лесного законодательства, за которые предусмотрена гражданско-правовая ответственность, составляют нарушения Правил отпуска древесины на корню в лесах. В соответствии с Постановлением «О размерах имущественных взысканий за нарушение Правил отпуска древесины на корню », утвержденным Кабинетом Министров Украины от 16 марта 1993 г., предусмотрено возмещение вреда за нарушения, причиненные предприятиями, организациями, учреждениями при рубках леса и заготовки недревесных материалов. При применении имущественных взысканий используются таксы на древесину лесных пород, которая отпускается на корню по первому разряду во всех лесотаксовых поясах без применения установленных норм снижения такс.

Вторую группу нарушений лесного законодательства составляют нарушения, которые причиняют вред лесному фонду Украины. Гражданско-правовая ответственность за такие нарушения предусмотрена Постановлением Кабинета Министров Украины от 5 декабря 1996 г. «О таксах для исчисления размера вреда, причиненного лесному хозяйству». По этому постановлению возмещение вреда предусмотрено за такие нарушения: повреждение деревьев и кустарников не до степени прекращения роста; уничтожение или повреждение лесных культур, насаждений и молодняка естественного происхождения и самосева на землях, предназначенных для лесовосстановления и лесоразведения; уничтожение или повреждение сеянцев и саженцев в лесных насаждениях и на плантациях; самовольное сенокошение и выпас скота; уничтожение и повреждение лесохозяйственных и межевых знаков; уничтожение или повреждение муравейников; повреждение сенокосных лугов и пастбищных угодий; уничтожение или повреждение лесоосушительных каналов, дренажных систем и путей; незаконная рубка и повреждение деревьев и кустарников до степени прекращения роста; самовольная заготовка (сбор) недревесных растительных ресурсов в порядке специального использования, а также общего использования на участках, где это запрещено или разрешено только за специальным разрешением.

К административной ответственности могут быть привлечены граждане или должностные лица в случаях, предусмотренных Кодексом Украины об административных правонарушениях.

Законодательством установлен особый порядок установления факта совершения административного правонарушения – это наличие протокола о совершении административного проступка. Должностные лица, которые имеют право составлять такие протоколы, перечислены в КоАП Украины.

Административная ответственность предусмотрена за такие нарушения лесного законодательства: незаконное использование земель государственного лесного фонда (ст. 63); нарушение установленного порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывоза древесины, заготовки живицы (ст. 64); незаконная рубка, повреждение и уничтожение лесных культур и молодняка (ст. 65); уничтожение или повреждение полезащитных лесных насаждений (ст. 651); уничтожение или повреждения подроста в лесах (ст. 66); осуществление лесных пользований не в соответствии с целью или требованиями, предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) или лесном билете (ст. 67); нарушение правил восстановления и улучшения лесов, использования ресурсов спелой древесины (ст. 68); повреждение сенокосов и пастбищных угодий на землях государственного лесного фонда (ст. 69); самовольное сенокошение и пастьба скота, самовольное собирание дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод (ст. 70); введение в эксплуатацию производственных объектов без оснащения, которое препятствует вредному влиянию на леса (ст. 71); повреждение леса сточными водами, химическими веществами, нефтью и нефтепродуктами, вредными выбросами, отходами (ст. 72); засорение лесов отходами (ст. 73); уничтожение или повреждение лесоосушительных каналов, дренажных систем и путей на землях государственного лесного фонда (ст. 74); уничтожение или повреждение межевых знаков в лесах (ст. 75); уничтожение полезной для леса фауны (ст. 76); нарушение требований пожарной безопасности в лесах (ст. 77).

Уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства предусмотрена Уголовным кодексом Украины за такие преступления: уничтожение или повреждение лесных массивов (ст. 245); незаконная рубка леса (ст. 246); нарушение законодательства о защите растений (ст. 247) и умышленное нарушение или повреждение территорий, взятых под охрану государства и объектов природно-заповедного фонда (ст. 252).

Дисциплинарная ответственность является одним из средств воздействия на лиц, для которых действия по охране, защите, восстановлению лесов и лесоразведению является должностной обязанностью. Виды дисциплинарных взысканий установлены в ст. 148 Кодекса законов о труде Украины.

Источники:

  1. Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов: Учебное пособие / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А., канд. юрид. наук Каракаша И.И. – X.: ООО «Одиссей», 2000. – 368 с.
  2. Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л. Дубовик. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 768 с.
  3. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 584 с.
  4. Экологическое право Украины: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2007. – 464 с.

Реклама
Задачи по экономике с решениями
Статьи по экономике