Правовая охрана растительного мира

Охрана растительного мира предусматривает осуществление комплекса мероприятий, направленных на сохранение пространственного, видового и популяционного и ценотического разнообразия и целостности объектов растительного мира, охрану условий их местопроизрастания, сохранение от уничтожения, повреждения, защиту от вредителей и болезней, а также неистощаемое использование.

Охрана растительного мира осуществляется центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, собственниками и пользователями (в том числе арендаторами) земельных участков, на которых находятся объекты растительного мира, а также пользователями природных растительных ресурсов.

Как указано в ст. 26 Закона Украины «О растительном мире», его охрана обеспечивается: установлением правил и норм охраны, использования и воспроизводства объектов растительного мира; проведением экологической экспертизы и других мероприятий с целью предотвращения гибели объектов растительного мира в результате хозяйственной деятельности; защитой земель, занятых объектами растительного мира, от эрозии, селей, подтопления, затопления, заболачивания, засоления, высушивания, уплотнения, засорения, загрязнения промышленными и бытовыми отходами и стоками, химическими и радиоактивными веществами и от другого неблагоприятного влияния; созданием и объявлением территорий и объектов природно-заповедного фонда; организацией научных исследований, направленных на обеспечение осуществления мероприятий по охране и созданию объектов растительного мира; развитием системы информирования об объектах растительного мира и воспитанием у граждан бережного отношения к ним; созданием системы государственного учета и осуществлением государственного контроля за охраной, использованием и воспроизводством растительного мира; занесением редких, находящихся под угрозой исчезновения, видов растений в Красную книгу Украины, редких, находящихся под угрозой исчезновения, а также типичных природных растительных сообществ в Зеленую книгу Украины; установлением юридической ответственности за нарушение порядка охраны и использования природных растительных ресурсов; осуществлением других мер и установлением законодательством других требований относительно охраны растительного мира.

С целью сохранения условий местопроизрастания объектов растительного мира предприятия, учреждения, организации и граждане, деятельность которых связана с размещением, проектированием, реконструкцией, застройкой населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, а также вводом их в эксплуатацию, должны предусматривать и осуществлять мероприятия по сохранению условий местопроизрастания объектов растительного мира.

Законом «О растительном мире» запрещается строительство, ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и других объектов и применения технологий, которые вызовут нарушение состояния и условий местопроизрастания объектов растительного мира, засорение, загрязнение химическими и другими токсичными веществами территорий, занятых ими, а также выжигание сухой природной растительности или ее остатков без разрешения органов государственного контроля в области охраны окружающей природной среды.

Большое значение в охране растительного мира приобретает правовое регулирование проведения экологической экспертизы. В соответствии с экологическим законодательством, во время проведения экологической экспертизы проектов схем развития и размещения производительных сил, генеральных планов развития населенных пунктов, схем районного планирования и другой документации, а также расчетов, проектов строительства и реконструкции (расширение, технологического переоснащения) предприятий, сооружений и других объектов, внедрение новой техники, технологии, обязательно должно учитываться их влияние на состояние растительного мира и условия его местопроизрастания. Таким же образом должны учитываться требования относительно охраны объектов растительного мира во время разработки и установления экологических нормативов.

Важной формой охраны растительного мира является охрана редких, находящихся под угрозой исчезновения, видов растений и типичных природных растительных сообществ. В соответствии со ст. 30 Закона Украины «О растительном мире», редкие, находящиеся под угрозой исчезновения, виды растений, произрастающие в естественных условиях на территории Украины, в границах ее территориальных вод, континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны, подлежат особой охране и заносятся в Красную книгу Украины.

Виды растений, не занесенные в Красную книгу Украины, но являющиеся редкими или находящиеся под угрозой исчезновения на территории Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, могут заноситься в Перечень видов растений, подлежащих особой охране на этих территориях. Перечень и Положение о нем утверждаются Верховной Радой Автономной Республики Крым, соответствующими областными, Киевским и Севастопольским городскими советами.

Необходимо также отметить, что редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также типичные природные растительные сообщества подлежат охране на всей территории Украины и заносятся в Зеленую книгу Украины.

Положение о Зеленой книге Украины утверждено постановлением Кабинета Министров Украины от 29 августа 2002 г. (№ 1286), и устанавливает порядок ведения Зеленой книги Украины, определяет категории редких, исчезающих и типовых природных растительных сообществ, которые требуют охраны и заносятся в Зеленую книгу, а также пути осуществления охраны природных растительных сообществ, внесенных в Зеленую книгу Украины. Ввоз в Украину и вывоз за ее границы объектов растительного мира осуществляется по правилам, которые устанавливаются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды.

Как одну из форм охраны растительного мира Украины, следует рассматривать интродукцию, акклиматизацию, селекцию растений и составления ботанических коллекций.

Переселение отдельных видов растений в местности, где они раньше не росли (интродукция), акклиматизация новых для флоры Украины видов растений осуществляются юридическими или физическими лицами, с разрешения специально уполномоченных местных органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды, которые выдаются на основании заключений научных учреждений и организаций, а также государственной службы по карантину растений.

Самовольное проведение интродукции и акклиматизации дикорастущих растений запрещается. Требования по проведению интродукции и акклиматизации дикорастущих растений определяются Положением об интродукции и акклиматизации растений, которое разрабатывается и утверждается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды по согласованию с Национальной академией наук Украины и Главной государственной инспекцией по карантину растений Украины.

Вопросы селекции дикорастущих растений регулируются специальным законодательством, (хозяйственным, гражданским). Селекция дикорастущих растений в естественных условиях и интродукция растений, к которым были применены селекционные методы, осуществляются по разрешениям специально уполномоченных на это органов исполнительной власти.

Специальные требования установлены к ботаническим коллекциям. Прежде всего, ботанические коллекции (коллекции ботанических садов, дендрариев, дендропарков, оранжерей, а также гербарии, банки семян и другие виды ботанических коллекций), представляющие научную, культурно-образовательную, учебно-воспитательную и другую государственную ценность, подлежат государственному учету.

Кроме того, специально уполномоченные центральные органы исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды по согласованию с Главной государственной инспекцией по карантину растений Украины, Государственной таможенной службой Украины, другими заинтересованными центральными органами исполнительной власти, а также Национальной академией наук Украины, утверждают Правила создания, пополнения, сохранения, государственного учета, использования, торговли, ввоза, пересылки и вывоза за границу Украины ботанических коллекций и их объектов.

Источники:

  1. Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов: Учебное пособие / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А., канд. юрид. наук Каракаша И.И. – X.: ООО «Одиссей», 2000. – 368 с.
  2. Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л.Дубовик. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 768 с.
  3. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 584 с.
  4. Экологическое право Украины: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2007. – 464 с.

Реклама
Задачи по экономике с решениями
Статьи по экономике