Меню Закрыть

Правовое обеспечение использования растительного мира

Растительный мир, как совокупность растительных сообществ покрывает большую часть поверхности суши, находится в водоемах и составляет важный компонент биосферы Земли. Он непосредственно связан с особенностями климата, водного режима, грунта, рельефа, а также животным миром, вместе с которым создает разнообразные биогеоценозы. Правовое регулирование его использования и охраны имеет чрезвычайно важное значение для поддержания экологического равновесия, обеспечения экологического сбалансированного процесса эксплуатации всех природных ресурсов.

В соответствии с Законом «О растительном мире», использование природных растительных ресурсов осуществляется в порядке общего или специального пользования.

В порядке общего пользования природных растительных ресурсов граждане могут собирать врачебное и техническое сырье, цветы, ягоды, плоды, грибы и другие пищевые продукты для удовлетворения личных нужд, а также использовать эти ресурсы в рекреационных, оздоровительных, культурно-образовательных и воспитательных целях. Оно осуществляется гражданами с соблюдением правил, которые утверждаются центральным органом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды бесплатно и без предоставления им соответствующих разрешений.

Сбор в порядке общего пользования дикорастущих растений, относящихся к перечню наркосодержащих растений, их плодов, семян, остатков, отходов сырья и т.п., запрещается. Торговля лекарственными и декоративными видами растений, а также их частями (корни, стебли, плоды и т.п.), собранными в порядке общего пользования природных растительных ресурсов, запрещается.

Общее пользование природных растительных ресурсов в случае их истощения, резкого уменьшения популяционного и ценотичного разнообразия может быть ограничено Советом министров Автономной Республики Крым, местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, а также специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды, другими специально уполномоченными центральными органами исполнительной власти соответственно их компетенции.

Таким образом, особенностями общего пользования природных растительных ресурсов является: осуществление физическими лицами; отсутствие разрешений на пользование природных растительных ресурсов; бесплатность.

Специальное пользование природными растительными ресурсами осуществляется по разрешениям юридическими или физическими лицами для удовлетворения их производственных и научных потребностей, а также с целью получения прибыли от реализации этих ресурсов или продуктов их переработки.

Видами специального пользования природных растительных ресурсов являются: сбор лекарственных растений; заготовка древесины во время рубок главного пользования; заготовка живицы; заготовка коры, луба, древесной зелени, древесных соков и т.п.; сбор цветов, ягод, плодов, орехов, семян, грибов, лесной подстилки, камыша и т.п.; заготовка сена; выпас скота.

Законодательством Украины могут быть предусмотрены и другие виды специального пользования природных растительных ресурсов.

Специальное пользование природных растительных ресурсов общегосударственного значения осуществляется по разрешениям, выдаваемым в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины, а природных растительных ресурсов местного значения – по разрешениям, которые выдаются в порядке, определяемом Верховной Радой Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления.

Заготовка древесины во время рубок главного пользования, а также заготовка живицы на земельных участках лесного фонда осуществляется в порядке, устанавливаемом Лесным кодексом Украины. Другие виды специального пользования природными растительными ресурсами на земельных участках лесного фонда осуществляются в порядке, который устанавливается Законом Украины «О растительном мире», Лесным кодексом Украины и другими нормативно-правовыми актами.

Специальное использование природных растительных ресурсов является платным.

Размер платы за специальное использование природных растительных ресурсов определяется с учетом их естественных запасов, распространения, ценности, возможности воспроизводства, производительности этих ресурсов.

От платы за специальное использование природных растительных ресурсов освобождаются:

  • научно-исследовательские учреждения, учебные и образовательные учреждения, которые проводят научные исследования объектов растительного мира с целью их охраны, рационального использования и воспроизводства, за исключением использования ими дикорастущих сосудистых растений, мохообразных, водорослей, лишайников, а также грибов, виды которых занесены в Красную книгу Украины, и природных растительных сообществ, занесенных в Зеленую книгу Украины;
  • собственники земельных участков;
  • пользователи (в том числе арендаторы) земельных участков, за исключением использования ими дикорастущих сосудистых растений, мохообразных, водорослей, лишайников, а также грибов, виды которых занесены в Красную книгу Украины, и природных растительных сообществ, занесенных в Зеленую книгу Украины, для удовлетворения природными растительными ресурсами собственных нужд, без права их реализации.

Порядок и нормативы платы за специальное использование природных растительных ресурсов устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Таким образом, особенностями специального использования природных растительных ресурсов являются: осуществление физическими или юридическими лицами; наличие специальных разрешений; платность.

Вместе с тем, Закон Украины «О растительном мире» предусматривает отдельные исключения из установленного им обязательного порядка наличия разрешений на специальное использование природных растительных ресурсов. Так не требуются разрешения на специальное использование природных растительных ресурсов:

  • собственникам земельных участков, на которых находятся объекты растительного мира, кроме занесенных в Красную книгу Украины;
  • пользователям (в том числе арендаторам) земельных участков, предоставленных им для целевого назначения (ведение личного крестьянского хозяйства, фермерского хозяйства, коллективного садоводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота), за исключением использования ими дикорастущих сосудистых растений, мохообразных, водорослей, лишайников, а также грибов, виды которых занесены в Красную книгу Украины, и природных растительных сообществ, занесенных в Зеленую книгу Украины.

Выдача разрешений на специальное использование природных растительных ресурсов осуществляется в пределах лимитов их использования. Согласно Положению о порядке установления лимитов использования природных ресурсов общегосударственного значения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 10 августа 1992 г., лимиты определяют объемы природных ресурсов, на основе которых выдаются разрешения на их специальное использование.

Лимиты специального использования природных растительных ресурсов общегосударственного значения устанавливаются на основе научно обоснованных нормативов специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды.

Порядок установления лимитов специального использования природных растительных ресурсов общегосударственного значения утверждается Кабинетом Министров Украины, а использование естественных растительных ресурсов местного значения определяется Верховной Радой Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления по представлению специально уполномоченных местных органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды. Природные растительные ресурсы используются с целью: а) осуществления природоохранной, рекреационной, оздоровительной, культурно-образовательной, воспитательной, научно-исследовательской и хозяйственной деятельности; б) для обеспечения потребностей населения в техническом, лечебном, пряно-ароматическом, пищевом сырье из дикорастущих растений; в) для выпаса скота, для обеспечения иных нужд животноводства; г) для нужд пчеловодства; д) для нужд охотничьего и рыбного хозяйства. Природные растительные ресурсы могут использоваться с хозяйственной целью и для других нужд, предусмотренных законодательством.

Использование природных растительных ресурсов для природоохранной, рекреационной, оздоровительной, культурно-образовательной целей осуществления в порядке общего пользования.

Для проведения научно-исследовательских работ, связанных с использованием природных растительных ресурсов, в установленном земельным законодательством порядке могут определяться специальные земельные участки, на которых произрастают объекты растительного мира. Правила использования природных растительных ресурсов для научно-исследовательской цели утверждаются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды. В случае выявления нарушений законодательства о растительном мире в использовании природных растительных ресурсов для научно-исследовательских целей, в установленном законодательством порядке может быть принято решение об ограничении или запрете использования природных растительных ресурсов.

Промышленный сбор технического, лечебного, пряно-ароматического, пищевого сырья из дикорастущих растений ведется с учетом принципов неистощения природных растительных ресурсов, сохранения благоприятных условий для жизни диких животных и охраны окружающей природной среды.

Закупка лечебного и технического сырья из дикорастущих растений у юридических или физических лиц осуществляется при условии наличия у них разрешений на специальное использование природных растительных ресурсов.

Сбор технического, лечебного, пряно-ароматического, пищевого сырья из дикорастущих растений осуществляется по правилам, утверждаемым Кабинетом Министров Украины по представлению специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды.

Использование природных растительных ресурсов для выпаса скота и обеспечения других потребностей животноводства осуществляется на земельных участках, которые определяются в установленном земельным законодательством порядке. Этот порядок предусмотрен в ст. 34 Земельного кодекса Украины, согласно которому граждане могут арендовать земельные участки для сенокошения и выпаса скота. Органы государственной исполнительной власти на местах и органы местного самоуправления могут создавать на землях, которые находятся в собственности государства или территориальной общины, общественные сенокосы и пастбища.

Использование природных растительных ресурсов для выпаса скота и обеспечения других потребностей животноводства запрещается, если это может привести к деградации земель, занятых объектами растительного мира, или препятствует их своевременному естественному воспроизводству.

Использование природных растительных ресурсов для потребностей пчеловодства осуществляется безвозмездно и без получения разрешения на специальное использование естественных растительных ресурсов путем размещения пасек на соответствующих земельных участках по согласованию с собственником или пользователем (в том числе арендатором) такого участка.

Размещение ульев и пасек на земельных участках лесного фонда осуществляется без права рубок деревьев и кустарников, расчистки и распашки земельных участков лесного фонда и строительства на них зданий капитального типа. Места размещения ульев и пасек определяются с учетом условий ведения лесного хозяйства и специального использования лесных ресурсов.

Использование природных растительных ресурсов для нужд охотничьего и рыбного хозяйства осуществляется с учетом требований Закона Украины «О растительном мире», а также земельного, водного законодательства и законодательства о животном мире.

Юридические или физические лица, которые осуществляют ведение охотничьего и рыбного хозяйства, обязаны осуществлять мероприятия по охране природных растительных сообществ на территориях, закрепленных за ними охотничьих угодий и рыбохозяйственных водоемов. Фаунистическим законодательством предусмотрена необходимость охраны среды обитания, условий размножения и путей миграции животных. Так, в соответствии со ст. 39 Закона Украины «О животном мире» предприятия, учреждения, организации и граждане при осуществлении любой деятельности, которая может повлиять или влияет на состояние животного мира, обязаны обеспечивать охрану среды обитания, условий размножения и путей миграции животных.

Источники:

  1. Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов: Учебное пособие / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А., канд. юрид. наук Каракаша И.И. – X.: ООО «Одиссей», 2000. – 368 с.
  2. Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л.Дубовик. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 768 с.
  3. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 584 с.
  4. Экологическое право Украины: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2007. – 464 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *