Меню Закрыть

Общая характеристика недр как объекта права природопользования

Право пользования недрами является разновидностью права природопользования и имеет свои особенности. Это один из центральных институтов горного права, так как недра находятся в исключительной собственности народа Украины и предоставляются только в пользование (ст. 4 Кодекса Украины о недрах. Далее по тексту – КУоН. Недропользование рассматривается как фактические действия лица, направленные на использование полезных свойств природных ресурсов. Совокупность субъективных прав недропользователя, приобретенных им в порядке, установленном нормами горного права, составляет право недропользования в субъективном смысле. В объективном смысле право недропользования – система юридических норм, устанавливающих субъективные права и юридические обязанности недропользователей.

Таким образом, право пользования недрами – это институт экологического права, который регулирует с помощью правовых норм общественные отношения, возникающие по поводу использования недр.

Недра – это часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для теологического изучения и освоения. Это самостоятельный элемент природы, часть природной среды. К недрам относят твердые породы и породы, которые находятся в жидком или газообразном состоянии, минеральные ресурсы, расположенные на континентальном шельфе и в исключительной (морской) экономической зоне, природные и техногенные месторождения полезных ископаемых. Все они составляют единый государственный фонд недр.

Единый правовой режим пользования действует относительно всех составных частей государственного фонда недр, что позволяет сделать вывод: в законе понятия «недра» и «государственный фонд недр» тождественны.

Объектом права недропользования выступает индивидуализированная на местности (в натуре) часть государственного фонда недр, которая предоставляется в пользование для определенной цели в виде горного отвода.

Под горным отводом закон понимает индивидуализированную на местности (в натуре) часть (участок) государственного фонда недр, представляющий собой геометризированный блок недр, предоставляемый недропользователю в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, создания особо охраняемых геологических объектов и других целей.

Субъектами права недропользования могут быть предприятия,учреждения и организации, а также граждане Украины, которые имеют соответствующую квалификацию, материально-технические и экономические возможности для пользования недрами (ст. 16 КУоН). Исходя из анализа норм законодательства о предпринимательской деятельности, под специализированными следует понимать такие предприятия, учреждения и организации, в устав которых использование недр внесено как основной вид предпринимательский деятельности. Граждане Украины, которые желают получить в пользование недра, должны зарегистрироваться как субъекты предпринимательской деятельности – частные предприниматели.

В установленных законодательством случаях недра могут передаваться в пользование иностранным юридическим лицам и иностранным гражданам.

Право недропользования в пределах своих земельных участков могут осуществлять собственники земли и землепользователи с целью добычи полезных ископаемых местного значения, торфа, пресных подземных вод и т.п. для удовлетворения своих хозяйственных и бытовых нужд.

Пользование недрами на территории Украины, ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны является платным. Плата взимается в виде: платежей за пользование недрами; отчислений за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета; сбора за выдачу специальных разрешений (лицензий) и акцизного сбора. Платежи могут взыскиваться как разовые взносы, так и как регулярные платежи, размер которых определяют согласно соответствующим эколого-экономическим расчетам в зависимости от экономико-географических условий и размера участка недр, вида полезных ископаемых, продолжительности работ, от состояния геологического изучения территории и степени риска.

Нормативы платы за пользование недрами и порядок ее взыскания устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Плата за пользование недрами может вноситься как в виде денежных платежей, так и в натуральном виде (часть добытого минерального сырья или другой произведенной продукции, выполнения работ или предоставления других услуг). Плата за пользование недрами не может вноситься в виде радиоактивного сырья и продуктов его переработки, благородных металлов, алмазов и драгоценных камней, материалов и услуг оборонно-военного характера, а также информации, которая отнесена к государственной тайне.

Для некоторых категорий пользователей недрами законодательством установлены льготы и скидки при взимании платы. Так, пользователям, которые осуществляют добычу дефицитных полезных ископаемых при низкой экономической эффективности разработки месторождений или добычу полезных ископаемых низкого качества, предоставляется скидка при плате за пользование недрами (ст. 36 КоН Украины).

От платы освобождаются пользователи недр при проведении работ по геологическому изучению недр и разведке месторождений полезных ископаемых, если они выполняются за счет государственного бюджета и при создании геологических объектов природ-но-заповедного фонда. Освобождены от платы за пользование недрами собственники земли и землепользователи, которые осуществляют, в установленном порядке, добычу полезных ископаемых местного значения для собственных нужд или пользуются недрами для хозяйственных и бытовых потребностей на предоставленных им в собственность или пользование земельных участках (ст. 29 КУоН).

Платежи за пользование недрами направляются в государственный бюджет, бюджеты Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя.

Так, например, за добычу полезных ископаемых общегосударственного значения в государственный бюджет отчисляется 40 процентов платежей, остальные поступают в местный бюджет. За добычу полезных ископаемых местного значения все платежи направляются в местный бюджет, а за пользование недрами континентального шельфа – в государственный бюджет (ст. 31 КУоН).

Источники:

  1. Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов: Учебное пособие / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А., канд. юрид. наук Каракаша И.И. – X.: ООО «Одиссей», 2000. – 368 с.
  2. Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л.Дубовик. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 768 с.
  3. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 584 с.
  4. Экологическое право Украины: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2007. – 464 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *