Общая характеристика права водопользования

Правовое регулирование водопользования обусловлено объективными экологическими факторами.

Это, во-первых, ограниченность водных ресурсов, несмотря на наличие определенных запасов. В Украине насчитывается 63119 рек, в том числе больших (площадь водосбора более 50 тыс. кв. км) – 9, средних (от 2 до 50 тыс. кв. км) – 81 и малых (менее 2 тыс. кв. км) – 63029. Также водный фонд Украины насчитывает около 8073 озер и лиманов. Между тем научные исследования свидетельствуют, что в Украине запасы воды на душу населения меньше в 15 раз, чем в Российской Федерации, в 3,5 раза меньше, чем в Белоруссии. Украина принадлежит к наименее обеспеченным собственными водными ресурсами Европейских стран.

Во-вторых, экологическое состояние водных ресурсов нашей страны. Качество воды большинства объектов по состоянию химического и бактериального загрязнения классифицируются как загрязненное и грязное. Нарушение норм качества воды достигло уровней, ведущих к деградации водных экосистем, снижения продуктивности водоемов. Значительная часть населения Украины использует для своих нужд недоброкачественную воду, угрожающую здоровью нации.

Одним из видов права природопользования является право водопользования.

Право водопользования представляет собой право конкретного субъекта пользоваться, владеть, а в определенных случаях и распоряжаться предоставленным ему в определенном порядке соответствующим водным объектом в пределах, предусмотренных водным законодательством.

Каждый водопользователь должен осуществлять свои права и обязанности в пределах, установленных правовыми предписаниями. Государство как собственник водных ресурсов заинтересовано в рациональном использовании всех водных объектов, находящихся на территории Украины. Право водопользования занимает одно из центральных мест, учитывая, что воды предоставляются государством только в пользование (ст. 6 Водного кодекса Украины).

Право водопользования можно рассматривать в узком и широком понимании. Оно может выступать как субъективное право, которое включает ряд правомочий, и как правовой институт, охватывающий принципы водопользования, а также права и обязанности водопользователей. В процессе фактической реализации субъективного права возникает водное правоотношение.

Рассматривая вопрос об объектах права водопользования, необходимо сказать, что в их качестве не выступают воды, находящиеся в атмосфере, грунте, вода в живых тканях, а также вода, изъятая из окружающей природной среды. Вода, например, попадающая из водоемов в водопроводы, резервуары и иные емкости, превращается в обычную товарно-материальную ценность.

Водный кодекс Украины в ст. 1 закрепил определение водного объекта – это природный или созданный искусственно элемент окружающей среды, в котором находятся воды (море, река, озеро, водохранилище, пруд, канал, водоносный горизонт).

Чаще всего объектом права водопользования является обособленный участок водного объекта (водный объект), предоставленный конкретному водопользователю в пользование для определенной цели. Индивидуализирующими признаками этого объекта является его местоположение и площадь. Особенность объектов права водопользования проявляется в том, что их размеры не нормируются в правовом порядке. Размеры определяются в каждом конкретном случае с учетом цели водопользования и других факторов.

В ст. 3 ВК Украины определен конкретный перечень водных объектов, а именно:

  • поверхностные воды: естественные водоемы (озера);
  • водотоки (реки, ручьи);
  • искусственные водоемы (водохранилища, пруды) и каналы;
  • другие водные объекты;
  • подземные воды и источники;
  • внутренние морские воды и территориальное море.

Среди перечисленных объектов законодательно выделены объекты общегосударственного и местного значения.

К водным объектам общегосударственного значения относятся: внутренние морские воды и территориальное море; подземные воды, являющиеся источником централизованного водоснабжения; поверхностные воды (озера, водохранилища, реки, каналы), которые находятся и используются на территории более одной области, а также их притоки всех порядков; водные объекты в пределах территорий природно-заповедного фонда общегосударственного значения, а также отнесенные к категории лечебных. Водными объектами местного значения являются: поверхностные воды, находящиеся и используемые в пределах одной области и которые не отнесены к водным объектам общегосударственного значения; подземные воды, которые не могут быть источником централизованного водоснабжения. Это деление обусловливает специфику правового регулирования их использования и охраны.

Водные объекты по своим природным характеристикам классифицируются на поверхностные и подземные; природные и искусственные. Учитывая государственно-правовое значение, водные объекты делятся на внутренние и территориальные. Первые расположены в пределах государственных границ, вторые – это прибрежные морские воды шириной 12 морских миль от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих Украине, или от прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки. Необходимо сказать, что указанные характеристики водных объектов в значительной степени определяют их правовой режим.

В соответствии со ст. 42 ВК Украины субъектами права водопользования могут быть предприятия, учреждения, организации и граждане Украины, а также иностранные юридические и физические лица и лица без гражданства. Эти лица могут иметь и осуществлять права и нести юридические обязанности. Классифицировать субъектов права водопользования можно по разным основаниям, включая и виды права водопользования. Все водопользователи делятся на первичных – тех, которые имеют собственные водозаборные сооружения и соответствующее оборудование для забора воды; вторичных водопользователей – тех, которые не имеют собственных водозаборных сооружений, получают воду из водозаборных сооружений первичных водопользователей и сбрасывают сточные воды в их системы на устанавливаемых между ними условиях.

Для права водопользования в современных условиях характерна платность. Условия платности за пользование водными объектами (их частями) определяются, прежде всего, Водным кодексом Украины и конкретизируются в соответствующих нормативных актах.

Так, установлено, что сбор за специальное водопользование взимается с целью стимулирования рационального использования и охраны вод и воспроизводства водных ресурсов и включает сбор за использование воды водных объектов и за сброс загрязняющих веществ. Размер сбора за использование воды определяется на основе нормативов сбора, фактических объемов использованной воды и установленных лимитов использования воды. Размер же сбора за сброс загрязняющих веществ в водные объекты определяется на основе нормативов сбора, фактического объема сбросов загрязняющих веществ и установленных лимитов сброса.

Все указанные сборы направляются на осуществление мер по охране вод, воспроизводству водных ресурсов и поддержанию водных объектов в надлежащем состоянии, а также на выполнение работ, связанных с предотвращением вредного действия вод и ликвидацией его последствий.

Источники:

  1. Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов: Учебное пособие / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А., канд. юрид. наук Каракаша И.И. – X.: ООО «Одиссей», 2000. – 368 с.
  2. Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л.Дубовик. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 768 с.
  3. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 584 с.
  4. Экологическое право Украины: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2007. – 464 с.

Реклама
Задачи по экономике с решениями
Статьи по экономике