Правовые меры по охране земель и других природных ресурсов в процессе использования земель

От состояния природных качеств земель непосредственно зависит и состояние других объектов природы, всей окружающей среды, и в конечном итоге здоровье людей.

Обеспечение надлежащего состояния земель связано в первую очередь с их охраной, которая осуществляется, в том числе и путем реализации правовых мероприятий. Охрана земель является не локальным, а общегосударственным делом, поскольку она обеспечивает интересы не только непосредственно тех субъектов, которые используют земли, а всего общества. В связи с этим в Конституции Украины (ст. 14) нашло свое закрепление положения о том, что земля является основным национальным богатством, которое находится под особой охраной государства.

Земли могут охраняться как в комплексе с другими природными ресурсами (например, в границах территорий и объектов природно-заповедного фонда), так и в качестве отдельного составного элемента окружающей среды. Во втором случае вопрос охраны этого объекта природы урегулирован земельным законодательством. В частности, действующий Земельный кодекс Украины посвящает охране земель специальный раздел, правовые предписания которого нашли свое развитие и реализацию в Законе Украины от 19 июня 2003 г. «Об охране земель».

Правовая охрана земель представляет собой систему урегулированных нормами права организационных, экономических и других специальных отношений по обеспечению рационального использования земельного фонда страны, предотвращение необоснованного изъятия земель из сельскохозяйственного оборота, защиты земель от вредных антропогенных воздействий, а также воспроизводство и повышение плодородия грунтов, производительности земель лесохозяйственного назначения, обеспечение особого правового режима земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.

В том случае, если речь идет об охране земель в комплексе с другими природными ресурсами, имеются в виду особенности охраны земель в совокупности с другими природными ресурсами.

В связи с тем, что все природные ресурсы фактически являются разной формой целевого использования земель, вопрос об охране и сохранении отдельных природных ресурсов, так или иначе связан с охраной и использованием земель. Такое положение фактически обусловлено комплексным подходом к природопользованию. Он базируется на органическом единстве самой природы. Взаимосвязь природных ресурсов в их естественном состоянии означает, прежде всего, взаимозависимость качества и состояния одного их вида от состояния иных видов.

С точки зрения комплексного подхода природные ресурсы нельзя рассматривать изолированно друг от друга и планировать их охрану и использование, поскольку неизвестно, какие последствия для будущего состояния последних вызовет современная эксплуатация любого из них. Это в свою очередь выдвигает на повестку дня проблему разработки тенденций развития современного законодательства об охране как отдельных, так и всех вместе взятых природных ресурсов. При этом следует иметь в виду, что среди условий эффективности и действенности законодательства об охране природных ресурсов важным является закрепление в нем не только социально-экономических, но и экологических требований, то есть требований законов развития природы. При регулировании земельных отношений необходимо учитывать экологическую связь земли с другими элементами природного комплекса и влияние использования земель на окружающую природную среду.

Обеспечение охраны смежных природных ресурсов при использовании земель с учетом органической взаимосвязи всех природных объектов в едином биогеоценозе связано с тем, что одной из правовых форм реализации этого экологического требования выступает право землепользования. Именно этот институт призван обеспечить рациональное использование земель, их охрану, а также охрану других природных ресурсов. При этом надо исходить из неразрывной взаимосвязи и единства использования и охраны земель в процессе их непосредственной эксплуатации и включать в это единство и третий элемент – охрану смежных природных ресурсов или охрану окружающей среды в целом.

Землепользование, с одной стороны, должно максимально удовлетворять потребности людей, а с другой – обеспечивать охрану земли как источника удовлетворения этих потребностей. В основу такого подхода положена неразрывная связь и единство использования и охраны земель в процессе их непосредственной эксплуатации. При этом в указанное единство надо включать и охрану смежных природных ресурсов.

Землепользование как одна из форм взаимодействия общества и природы должно включать в себя требования объективно необходимого рационального использования данного объекта природы, требования сохранения качества этого объекта и требования учитывать экологическое взаимодействие всех объектов природы.

Охрана природы и использование природных ресурсов, хотя и самостоятельные, но в то же время тесно связанные явления. Охрану природы невозможно обеспечить за пределами отношений по использованию природных ресурсов, поскольку именно в этой сфере происходит наиболее значительное влияние на окружающую среду. В то же время следует отметить, что право землепользования не является той универсальной формой, которое обеспечивает охрану земель в целом. Если антропогенное воздействие на землю происходит в результате хозяйственной деятельности, не связанной непосредственно с землепользованием, охрана земель осуществляется в других правовых формах.

Охране земель и смежных природных ресурсов должна оказывать содействие экологизация земельно-правовых предписаний. Как известно, экологизации законодательства – это внедрение правил экологической защиты в содержание норм, которые регулируют хозяйственную, рекреационную и деятельность, связанную в той или иной мере с воздействием на окружающую среду. Любая хозяйственная деятельность, связанная с воздействием на природу, в первую очередь предусматривает пользование землей или другими объектами природы в определенных законом целях. В связи с этим экологизация земельного законодательства состоит, во-первых, в существовании и в дальнейшем развитии норм об охране земель, которые используются, во-вторых, в существовании и развитии норм об охране смежных природных объектов в процессе использования земель.

Закрепление и развитие в праве землепользования требований об охране смежных природных ресурсов должно получить свое адекватное проявление в формировании соответствующих конкретных обязанностей каждого землепользователя или собственника земельного участка.

Одним из аспектов экологизации права землепользования является создание модели поведения субъекта, одновременно включающей рациональное использование земельного участка в установленных в законе целях и охрану данного земельного участка. При этом охрана может осуществляться как в форме регулирования способа использования названного объекта природы, так и в форме возложения на субъекта дополнительных обязанностей, ограничений или запретов.

Воздействие землепользования на современную экологическую ситуацию в первую очередь обусловлено природными и экономическими характеристиками земли как объекта природы. Известно, что все природные ресурсы в едином биогеоценозе связаны между собой, но центральным, цементирующим звеном является земля, которая выступает, прежде всего, в качестве территориальной базы. Именно благодаря этому фактору она непосредственно связана со всеми другими природными ресурсами: недрами, растительным миром, водами и др.

Природные качества земли, ее экономическая и социальная роль определяют и основные функции земельного права. Среди них особую роль выполняет охранительная функция. Эта функция имеет своей задачей охрану земли как объекта природы, объекта права собственности, а также повышение ее качества и продуктивного использования в интересах человека и общества.

Относительно взаимодействия земли с другими природными ресурсами охранительную функцию земли можно было бы расширить, включив в ее состав не только задачу охраны земли, но и охрану всей окружающей среды в процессе организации и осуществления использования этих природных ресурсов.

В условиях научно-технического прогресса воздействие землепользования на окружающую среду диктует необходимость определения оптимального соотношения между рациональным использованием земли и охраной окружающей среды в целом.

Правовое регулирование земельных отношений в значительной мере предусматривает и организацию хозяйственной эксплуатации других природных ресурсов. Так, ст.57 Лесного кодекса предусматривает, что земельные участки лесохозяйственного назначения по решению уполномоченных органов предоставляются в постоянное пользование соответствующим субъектам для ведения лесного хозяйства. В свою очередь ведению лесного хозяйства, сущность которого состоит в осуществлении комплекса мероприятий по охране, защите, рациональному использованию и расширенном воспроизводстве лесов, посвящены правовые предписания, сосредоточены в разделе V Лесного кодекса Украины.

Усиление экологической направленности института права землепользования предусматривает, прежде всего, необходимость учета при конструировании прав и обязанностей землепользователей тех отрицательных последствий, которые могут иметь место при непосредственном использовании земли, к другим природным ресурсам.

Источники:

  1. Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов: Учебное пособие / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А., канд. юрид. наук Каракаша И.И. – X.: ООО «Одиссей», 2000. – 368 с.
  2. Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л.Дубовик. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 768 с.
  3. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 584 с.
  4. Экологическое право Украины: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2007. – 464 с.

Реклама
Задачи по экономике с решениями
Статьи по экономике