Правовое обеспечение риска в сфере экологии

В экологическое право понятие риска пришло из математических наук, статистики, таких областей наук, как теория вероятности, теория принятия решений. В настоящее время понятие риска используется различными отраслями права. В экологическом праве широко используется также понятие презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности, которое законодатель указал как принцип государственной экологической экспертизы.

Следует признать, что понятие экологического риска чаще заменяется иными оборотами, такими как «угрозы», «опасность» и пр. Однако они отражают явления различного происхождения, способны нанести ущерб, вплоть до уничтожения тех или иных объектов. Термин «опасность» выражает их единство, и, следовательно, наиболее адекватно понимание его как системного состояния, связывающего воедино объект и субъект защиты. Это состояние характеризуется реальным или потенциальным нарушением жизнедеятельности данного субъекта вплоть до ее полного прекращения. Термин «опасность» близок по значению к термину «угроза». Он может означать стадии перехода опасности из возможности в действительность. Риск как бы идет от субъекта к объекту, а опасность и угроза (чаще) – противоположном направлении, хотя возможно и обратное.

Риск целесообразно рассматривать как признак, свойство опасности. В украинской эколого-правовой науке проблемой исследования экологического риска занимался В.И. Андрейцев, М.А. Фролов, Г.И. Балюк, М.В. Краснова и др.

В статье 1 Закона Украины «О стандартах, технических регламентах и процедуре оценки соответствия» (3164-IV) риск рассматривается как возможность возникновения и вероятные масштабы последствий негативного воздействия на протяжении определенного периода времени. В Законе Украины «Об объектах повышенной опасности» риск рассматривается, как степень вероятности определенного негативного состояния, которое может произойти в определенное время или при определенных обстоятельствах на территории объекта повышенной опасности и/или за его пределами. В Законе Украины «Об основах национальной безопасности Украины» рассматриваются угрозы национальной, в том числе и экологической безопасности, как имеющиеся потенциально возможные явления и факторы, создающие опасность жизненно важным национальным интересам Украины.

В юридической литературе общепринятым считается понятие экологического риска как установленных нормами экологического законодательства обстоятельств, с которыми связаны возникновение, изменение, прекращение правоотношений по осуществлению деятельности с экологически опасными объектами, которая определяет формирование и реализацию специальной правосубъектности физических, юридических лиц и государства относительно выявления, предотвращения и устранения природных и техногенных угроз для окружающей природной среды, жизни и здоровья населения и особого режима ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований по обеспечению экологической безопасности, включая и случайное (вероятное) наступление опасности.

Ученые выделяют среди экологических рисков: риски воздействия, когда природопользование и применение техники, хотя и связаны с явным воздействием на окружающую природную среду и человека, но нет четкой уверенности, что дальнейшие отрицательные последствия выйдут за рамки этого воздействия. Они, в свою очередь, делятся на риски внесения загрязняющих веществ, риски потребления, риски возникновения (при эксплуатации установок, производстве продукции и пр.).

В законодательстве также встречается термин «приемлемого риска» (нормального) – риск, не превышающий на территории объекта повышенной опасности и/или за ее пределами предельно допустимый уровень. В экологическом праве целесообразно установить признаки приемлемого риска: неопределенность ситуации в статике и динамике; опасность потерь; минимизация потерь; отсутствие вреда здоровью человека и необратимых изменений в окружающей среде; реальная возможность восстановления потерь; соразмерность вреда и результата и пр.

Под источниками экологического риска понимается деятельность экологического характера, как правило, правомерная, так как в соответствии с законодательством, осуществление неправомерной деятельности подлежит прекращению без установления риска, в силу его презумпции.

Управление экологическим риском тесно связано с проведением ряда функций экологического управления, таких как: мониторинг и экологическая экспертиза, лицензирование, представление декларации безопасности, страхование риска, сертификация и пр.

Характерными чертами экологического риска являются: антропоцентрическая направленность (связан со снижением качества ОПС); поливариантность форм происхождения (природно-стихийные и техногенно-антропогенные угрозы); ограниченность абсолютной определенности (объективная невозможность полного изучения проявления угроз); кумулятивность проявления («эффект домино», один экологический риск влечет за собой их цепочку, с различными неблагоприятными последствиями для объектов экологической безопасности); субституционный характер (связан с возможностью его проявления через иные риски различного происхождения, что влечет наступление инцидентов с последствиями технических, технологических нарушений, правонарушений в различных отраслях и пр.). На основе исследования экологического риска появляется возможность его ранжирования, а также усовершенствования правового механизма обеспечения экологический безопасности.

Источники:

  1. Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов: Учебное пособие / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А., канд. юрид. наук Каракаша И.И. – X.: ООО «Одиссей», 2000. – 368 с.
  2. Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л.Дубовик. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 768 с.
  3. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 584 с.
  4. Экологическое право Украины: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2007. – 464 с.

Реклама
Задачи по экономике с решениями
Статьи по экономике