Понятие, субъекты и объекты экологической безопасности

Экологическая безопасность представляет собой социоприродную и научную реальность, является объектом исследования разных наук (естественных, социальных, юридических и др.), поскольку охватывает сложный комплекс взаимосвязей человека с окружающей природной средой.

Экологическая безопасность – категория социальная, присущая человеческому обществу, формируется в пределах общественных отношений. Она относится к сложному понятию, имеющему внеправовой характер, хотя отношения, которые возникают в сфере экологической безопасности, регулируются правом. Таким образом, экологическая безопасность имеет определенные правовые формы. Указанная категория характеризуется, во-первых, как вечная ценность человеческого общества, которое основывается на определенной системе гарантий экологической безопасности существования природы и человека. Речь идет о безопасности человека в процессе взаимодействия с природной средой, с опасными веществами (радиоактивными, химическими, токсичными и т.п.), использования разрушительных или опасных технологий и процессов, осуществления разнообразных влияний на окружающую среду и т.п. Однако она также связана и с неконтролируемыми человеком процессами (стихийные силы природы).

Во-вторых, при обеспечении экологической безопасности учитываются законы природы, по которым развиваются экологические объекты. При этом все природные объекты в совокупности создают единую экологическую систему с внутренней дифференциацией, обусловленную природными особенностями самих объектов окружающей среды.

В-третьих, обеспечение экологической безопасности гарантируется и контролируется государством, которое образует целую систему специальных органов. Это диктуется необходимостью достижения гармоничного взаимодействия природы и общества, поддержания экологического равновесия в стране и ее отдельных регионах.

В-четвертых, правовое обеспечение экологической безопасности является одним из основных принципов этого права.

Определение экологической безопасности как правовой категории имеет разнообразное толкование в эколого-правовой науке. Она рассматривается как защита человека и окружающей природной среды от вредного влияния; как условие сохранения здоровья людей и обеспечения постоянного социально-экономического развития; как баланс развития экологических систем; как деятельность по защите жизненно важных экологических интересов; как составная часть международной экологической безопасности и т.п. Многие ученые включают экологическую безопасность населения и территорий в предмет (объект) экологического права (А.К. Голиченков, Н.А. Дахно, Н.Г. Жаворонкова), некоторые отрицают целесообразность этого (М.М. Бринчук). И.Ф. Панкратов считает, что состояние защищенности жизненно важных интересов человека, общества и окружающей среды от угроз, которые могут возникнуть в результате вредных природных и техногенных воздействий на нее, а также в результате экологических правонарушений, и экологическая безопасность должны рассматриваться как система мер по предотвращению и ликвидации последствий воздействия на окружающую среду вредных природных явлений, стихийных бедствий, техногенных катастроф, загрязнения окружающей среды.

В литературе высказывается мысль о целесообразности более широкого определения данного понятия. Андрейцев В.И. рассматривает право экологической безопасности как комплексную отрасль экологического права, систему правовых норм и других мероприятий, направленных на создание правовых условий для реализации субъективного права граждан на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и защиту ее в случае нарушения, а также регулирование отношений относительно осуществления экологически опасной деятельности с целью предотвращения ухудшения экологической обстановки, возникновению экологической опасности для природных систем, населения, интересов государства и юридических лиц и осуществления системы мероприятий в случае возникновения экологической опасности относительно ликвидации опасных последствий, определения режима использования экологически опасных территорий и объектов, установления особого статуса лиц, которые пострадали от отрицательных последствий природной стихии или техногенного влияния, достижения режима безопасного существования населения и состояния окружающей среды на местном, региональном, национальном и транснациональном уровнях.

Теоретические расхождения имеют место и в определении сущности, структуры, функций и других составляющих исследуемого явления, что, бесспорно, не может не сказаться на определении, как объема, так и содержания данной категории.

Законодатель определяет экологическую безопасность как состояние окружающей природной среды, при котором обеспечивается предупреждение ухудшения экологической обстановки и возникновения опасности для здоровья людей, что гарантируется осуществлением широкого комплекса взаимосвязанных экологических, политических, экономических, технических, организационных, государственно-правовых и других мероприятий (ст. 50 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды»). Такое определение характеризуется большой емкостью содержания.

Отношения по обеспечению экологической безопасности тесно связаны с рациональным и эффективным использованиям природных ресурсов, охраной окружающей среды, с использованием экологически опасных территорий и объектов, которое обусловливает комплексность содержания понятия экологической безопасности, которое включает в себя: а) определенное состояние природного объекта (безопасность природы); б) систему гарантий государства гражданам по обеспечению нормальной жизнедеятельности человека.

Экологическая безопасность может рассматриваться в двух аспектах. Во-первых, как субъективная категория, в частности в процессе реализации субъективного права граждан на экологическую безопасность путем регулятивного и охранительного методов. Право граждан на экологическую безопасность тесно связано с правом на безопасную окружающую природную среду для жизни и здоровья. Оно рассматривается в юридической науке как: а) самостоятельное субъективное право в общей системе экологических прав; б) тождественное понятие праву граждан на безопасную окружающую среду. Первая точка зрения является наиболее приемлемой. Во-вторых, как объективно существующая система правового обеспечения экологической безопасности, с помощью которой регламентируется экологически опасная деятельность, режим использования природных ресурсов, охрана окружающей среды, предупреждение ухудшения экологического состояния и возникновения опасности для природных объектов и населения.

Окружающая природная среда считается безопасной, когда ее состояние отвечает установленным в законодательстве критериям, стандартам, нормативам по ее чистоте (незагрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической стойкости, санитарным требованиям, видовому многообразию, способности удовлетворять интересы граждан.

Целесообразно было бы установить меру уровня экологической безопасности для: а) человека – средняя ожидаемая продолжительность жизни и б) окружающей природной среды – степень близости экосистем к границе их динамической устойчивости.

По качественным показателям состояние окружающей среды можно представить тремя уровнями, где ее качество рассматривается как совокупность природных и «приобретенных» свойств, сформированных под воздействием антропогенной деятельности, которые отвечают установленным экологическим, санитарно-гигиеническим нормативам, обеспечивающие условия для развития и восстановления живых организмов, в том числе жизнедеятельности человека. Первый и самый высокий качественный уровень природной среды представляет собой чистую природную среду. При этом различные загрязнения природной среды имеют минимальные размеры, совершенно не влекущие к изменению нормального экологического состояния в определенном регионе. Таких регионов мало, поскольку технология промышленного производства не достигла еще высоких показателей экологической чистоты. Ко второму уровню следует отнести благоприятную природную среду. Суть его состоит в том, что загрязнения природной среды возможны в пределах, не влияющих на состояние здоровья человека, и где отсутствуют любые негативные факторы, вызванные спецификой отдельных производств, которые отрицательно влияют на психику человека (например, запахи эфирных масел и веществ при их производстве являются безвредными для здоровья человека, однако у некоторых людей они вызывают раздражения и аллергические реакции). К третьему уровню можно отнести безопасную природную среду. В отличие от второго уровня здесь допускается возможность наличия в природной среде определенного региона не угрожающих человеку факторов.

Объектами экологической безопасности в соответствии со ст. 3 Закона «Об основах национальной безопасности Украины» являются: человек и гражданин (их конституционные права и свободы, перечень которых на основании конституционных положений (ст. 22) не является исчерпывающим); общество (его духовные, морально-этические, культурные, исторические, интеллектуальные ценности, информационная и окружающая природная среда и природные ресурсы); государство (его конституционный порядок, суверенитет, территориальная целостность и неприкосновенность). Таким образом, объектами экологической безопасности являются жизненно важные интересы субъектов безопасности: права, материальные и духовные потребности лиц; природные ресурсы и окружающая природная среда, как материальная основа государственного и общественного развития. Человек выступает не только субъектом отношений по обеспечению экологической безопасности, а и объектом, который на себе ощущает отрицательное воздействие и требует правовой защиты.

Субъектами обеспечения экологической безопасности являются: Президент Украины, Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, Совет Национальной безопасности и обороны Украины, министерства и иные центральные органы исполнительной власти, Национальный банк Украины, суды общей юрисдикции, Прокуратура Украины, местные государственные администрации к органы местного самоуправления, Вооруженные Силы Украины, Служба Безопасности Украины, Государственная пограничная служба Украины и прочие воинские подразделения, формирования в соответствии с законами Украины, граждане Украины, объединения граждан (ст. 4 Закона «Об основах национальной безопасности Украины»).

В терминологическом и содержательном аспектах, безопасность связана с антонимом «опасность» и является его обратной стороной. Безопасность – исключение опасности или ее уменьшение к приемлемому риску для окружающей среды. В ч. 1 ст. 50 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» указывается на предупреждение ухудшения экологического состояния и возникновения опасности для здоровья людей.

Экологическая опасность – совокупная опасность, деятельность техногенных систем и возникших под влиянием природных экологических факторов отрицательных природных процессов. Она рассматривается как возможное разрушение среды существования человека, растений и животных, вследствие неконтролируемого развития экономических, технических, антропогенных, природных процессов, в результате чего нарушены экологическое равновесие и целость, стабильность экосистемы. Значительная антропогенная и техническая перегрузка окружающей среды постоянно повышается. Поэтому, законодательно закреплен Перечень видов деятельности и объектов, которые представляют повышенную экологическую опасность, который сейчас содержит свыше 22 их видов и постоянно обновляется. Правовые, экономические, социальные, организационные основы деятельности, связанной с объектами повышенной опасности и направленные на защиту окружающей среды, жизни и здоровья людей от их вредного воздействия путем предотвращения их возникновения, ограничения (локализации) развития и ликвидации последствий, определяются в Законе Украины от 18 января 2001 г. № 2245-Ш «Об объектах повышенной опасности». В указанном законе объект повышенной опасности рассматривается как объект на котором используются, изготавливаются, перерабатываются, хранятся или транспортируются опасные вещества или категории веществ в количестве равном или превышающим нормативно установленные пороговые массы, а также другие объекты, являющиеся реальной угрозой возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Знание экологически опасных видов деятельности и объектов оказывает содействие разработке оптимальных мер по обеспечению экологической безопасности.

Источники:

  1. Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов: Учебное пособие / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А., канд. юрид. наук Каракаша И.И. – X.: ООО «Одиссей», 2000. – 368 с.
  2. Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л.Дубовик. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 768 с.
  3. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 584 с.
  4. Экологическое право Украины: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2007. – 464 с.

Реклама
Задачи по экономике с решениями
Статьи по экономике