Субъекты права природопользования

Субъектами права природопользования являются юридические и физические лица, которые в определенном законом порядке приобрели право пользования конкретными природными объектами для соответствующих целей и имеют в связи с этим определенные права и обязанности. В зависимости от природного объекта, предоставленного в пользование, их называют водопользователями, землепользователями, лесопользователями и т.п. Такими субъектами могут быть государственные, кооперативные предприятия, организации и учреждения, общественные объединения, религиозные организации, акционерные общества, совместные предприятия, международные объединения и организации с участием украинских, иностранных юридических и физических лиц, предприятия, которые полностью принадлежат иностранным инвесторам, а также граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства. В случаях, предусмотренных законодательством, природные ресурсы могут предоставляться в пользование и другим субъектам.

Самостоятельными субъектами права природопользования могут быть собственники отдельных природных ресурсов. Например, территориальные громады, граждане, государственные и коммунальные юридические лица выступают пользователями земельных участков, которые принадлежат им на праве соответственно коммунальной или частной собственности. Особенности правового статуса данных субъектов состоят в том, что они обязаны либо сами непосредственно использовать принадлежащие им на праве собственности природные ресурсы, либо передать право пользования ими другим лицам.

Классификация субъектов права природопользования может быть осуществлена по различным признакам, например, по роду деятельности или целевому назначению предоставленных в пользование объектов природы (сельскохозяйственные, несельскохозяйственные), которые ведут лесное, водное, охотничье, рыбное хозяйство и т.п.; на юридические и физические лица и т.п.

Среди граждан различают как отдельных индивидов, так и групповых субъектов права природопользования. Вопрос о гражданах-субъектах права природопользования еще не приобрел достаточно четкого разрешения в законодательстве.

Возникновение субъективного права пользования объектами природы связан с наличием соответствующей правоспособности, то есть предусмотренной экологическим законодательством способности субъекта быть носителем прав и обязанностей по использованию земель, вод, лесов, недр и пр. Не может возникнуть субъективное право землепользования, водопользования и т.п. у субъектов, которые не обладают соответствующей земельной, водной, лесной, фаунистической или другой экологической правоспособностью. Земельная, водная, лесная и другая экологическая правоспособность выступает составным элементом общей правоспособности организации, предприятия, учреждения или гражданина, в которую входит также и гражданская, трудовая или иная правоспособность.

Экологическую правоспособность организаций нельзя смешивать с полномочиями государственных органов по распоряжению и управлению природными объектами, которые возникают не из правоспособности, а из компетенции этих органов, определенной государством как сувереном-носителем политической власти и собственником большинства природных ресурсов. Однако это не исключает того, что иногда в одном лице совпадает и орган, который управляет (распоряжается) природным объектом и пользуется этим объектом, то есть выступает его пользователем.

Понятие экологической дееспособности, то есть способности своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности в сфере природопользования, самостоятельного значения для юридических лиц не имеет. Указанные субъекты, которые обладают экологической правоспособностью, всегда дееспособны. Поэтому в отношении их употребляется термин «праводееспособность». Экологическая праводееспособность присуща лишь самостоятельно оформленным как единое целое организациям, а не их структурным подразделениям. Производственные участки, цеха, бригады, фермы и т.п. такой самостоятельностью не обладают, а значит, экологической правоспособностью не наделены. Поэтому они не могут выступать субъектами права природопользования.

Различного рода организации (государственные, коллективные, общественные, акционерные, совместные и др.), которые обладают праводееспособностью, становятся субъектами права природопользования с момента предоставления им природного объекта в пользование или в собственность и документального оформления этого права, а если это не требуется, то с момента фактического пользования (например, дорогами общего пользования).

Экологическая правоспособность гражданина возникает с момента рождения и прекращается с его смертью. При этом она, как и в гражданском праве, признается в равной мере за всеми гражданами. На экологическую правоспособность граждан не влияет социальное положение или происхождение, пол, раса, семейное положение.

Экологическую правоспособность, как обязательное условие правообладания, не следует смешивать с правом на получение природного объекта в пользование, то есть с субъективным правом, предпосылкой которого является правоспособность.

Для граждан самостоятельное значение имеет понятие экологической дееспособности, которая предусматривает сознательное (умственное) поведение лица с юридическими последствиями. Она требует определенного жизненного опыта, правильной оценки юридического значения своих действий. Поэтому экологическая дееспособность, как и гражданская, может признаваться за разными гражданами и не в одинаковом объеме. Но экологическое законодательство, за небольшим исключением, не содержит норм, которые непосредственно определяют экологическую дееспособность граждан во всех ее проявлениях. Только на основании анализа всех правовых норм можно сделать вывод, что в полном объеме, например, земельная дееспособность (как один из видов экологической дееспособности) присущий только совершеннолетним, а также 16-летним гражданам, которые входят в состав фермерского хозяйства.

Относительно других категорий граждан земельное законодательство не содержит довольно четких указаний относительно их земельной дееспособности.

Для иных отраслей экологического законодательства характерно объединение в одном лице пользователя и органа, который управляет природным объектом. Так, предприятия государственных органов лесного хозяйства, которые являются органами управления лесами, вместе с тем имеют право осуществлять и лесные пользования в определенном законом порядке.

Подробнее вопрос о субъектах права пользования недрами, животным и растительным миром, охотничьими угодьями и т.п. рассматривается в Особенной части.

Источники:

  1. Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов: Учебное пособие / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А., канд. юрид. наук Каракаша И.И. – X.: ООО «Одиссей», 2000. – 368 с.
  2. Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л.Дубовик. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 768 с.
  3. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 584 с.
  4. Экологическое право Украины: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2007. – 464 с.

Реклама
Задачи по экономике с решениями
Статьи по экономике