Классификации экологических прав и обязанностей граждан

Экологические права, предусмотренные в законодательстве, довольно разнообразны, что позволяет провести классификацию этих прав в зависимости от различных оснований, чтобы детальнее раскрыть их специфику.

По юридической силе (акту, их закрепляющему), степени правовой урегулированности экологические права можно поделить на:

  • конституционные (основные, неотчуждаемые, фундаментальные);
  • установленные в специальных законах, подавляющее большинство норм которых направлено на регулирование непосредственно экологических отношений или связанных с этим отношений;
  • предусмотренные подзаконными нормативными актами и договорами.

К первой группе относятся права, предусмотренные в статье 50 Конституции Украины, посвященной основным экологическим правам, а именно: праву каждого на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение причиненного нарушением этого права вреда, свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также права на ее распространение. К конституционным также относятся права: частной собственности на землю (ст. 14), экологической безопасности (ст. 16); обращаться за защитой нарушенного права и иные. Право на жизнь (ст. 27) неразрывно связано с правом на безопасную окружающую природную среду, с качеством среды обитания и другими правами, имеющими экологическую направленность.

Конституционное закрепление этих прав указывает на их важность, неотъемлемость и неотчуждаемость, хотя и не делает менее значимыми другие экологические права. Исходные конституционные положения гласят, что некоторые экологические права являются естественными и неотчуждаемыми, даны ему от рождения, признаются высшей ценностью и не носят исчерпывающего характера. При этом подчеркивается, что нормы Конституции являются нормами прямого действия, а защита конституционных прав и свобод человека и гражданина непосредственно на основании Конституции Украины гарантируется. Признание, соблюдение и защита прав человека – обязанность государства.

Ко второй группе относятся перечисленные в статья 9 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» права каждого на: участие в обсуждении и внесении предложений в проекты нормативно-правовых актов, материалов по размещению, строительству и реконструкции объектов, которые могут отрицательно воздействовать на состояние окружающей природной среды, внесение предложений в органы государственной власти и органы местного самоуправления, юридическим лицам, принимающим участие в принятии решений по этим вопросам; участие в разработке и осуществлении мероприятий по охране окружающей природной среды, рациональному и комплексному использованию природных ресурсов; осуществление общего и специального использования природных ресурсов; объединение в общественные природоохранные формирования; участие в публичных слушаниях или открытых заседаниях по вопросам воздействия запланированной деятельности на окружающую природную среду на стадиях размещения, проектирования, строительства и реконструкции объектов и в проведении общественной экологической экспертизы; получение экологического образования и иные права, определенные законодательством Украины.

Экологическую направленность имеют права, закрепленные другими законами. Например, в Законе Украины от 19 ноября 1992 года № 2801 -XII « Основы законодательства Украины о здравоохранении» в статье 6 предусмотрено, что каждый гражданин Украины имеет право на охрану здоровья, которое предусматривает: безопасную для жизни и здоровья окружающую природную среду; санитар-но-эпидемическое благополучие территорий и населенного пункта, где он проживает; безопасные и здоровые условия работы, обучения, быта и отдыха; достоверную и своевременную информацию о состоянии своего здоровья и здоровья населения, включая существующие и возможные факторы риска и их степеней и т.п.

В третью группу входят экологического права, закрепленные в подзаконных нормативно-правовых актах и договорах. Перечень их очень разнообразен. Они не менее значимые, чем конституционные и закрепленные в законах экологического права.

Экологические права по форме реализации делятся на индивидуальные и коллективные. Свои экологические права граждане могут осуществлять самостоятельно, а также совместно с другими лицами, объединившись в организации, группы, иные образования и объединения. При этом в зависимости от степени и правового статуса, это могут быть неформальные объединения или группы, которые созданы для удовлетворения общей потребности, которая существует в течение определенного времени, а также зарегистрированные в установленном порядке общественные экологические объединения. Создание общественных природоохранных объединений расширяет возможности гражданина в реализации экологических прав. Основными формами участия общественности в принятии экологически значимых решений являются: референдум; обращения граждан (жалобы, замечания, предложения); работа с депутатами; общественные (публичные) слушания; сборы граждан по месту проживания; привлечение экспертов от общественности в рабочие группы, созданные органами государственной власти по экологическим вопросам; участие в проведении государственной экологической экспертизы; общественная экологическая экспертиза; общественный контроль; собрания, митинги, демонстрации и т.п.

Экологические права дифференцируются на абсолютные и относительные. Абсолютные права противоположны относительным, действующим в отношении одного конкретно определенного лица или нескольких лиц. Они характеризуются тем, что их носителю противостоит в качестве обязанных субъектов неопределенное число лиц, каждый из которых должен воздержаться от нарушения этих прав. Круг абсолютных прав, как и вообще всех видов субъективных прав, определяется значимостью и характером общественных экологических отношений. В основном к ним относятся конституционные и естественные экологические права.

Экологические права также можно разделить в зависимости от того, какие экологические интересы и права защищаются: имущественные и личные неимущественные права. Некоторые природные объекты, хотя и приравниваются в ГК Украины к имуществу, но все-таки они остаются объектом особого рода, продолжая развиваться по своим естественным законам, с учетом ряда экологических факторов. Природа не является результатом деятельности человека. Имущественные объекты не так унифицированы как экологические. Основным критерием разграничения сферы гражданского и экологического права является пребывание соответствующего природного объекта во взаимосвязи с природной средой. Объекты природы и товарно-материальные ценности – разные категории, которые имеют особые экологические, экономические и правовые признаки и характеристики. К группе имущественных прав в сфере экологии относятся права на: возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан вследствие отрицательного воздействия на окружающую природную среду; право природопользования; право собственности на природные ресурсы и др.

Личные неимущественные права, как правило, принадлежат к категории абсолютных, обеспечивают естественное существование физического лица, относятся к жизнеобеспечивающим правам, возникают по поводу личных неимущественных благ. Основное среди них право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду, а также права на: достоверную информацию о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта и т.п.

Определенная классификация экологических прав граждан существует в сфере воспроизводства (восстановления) и улучшения качественного состояния природных объектов: право граждан на воспроизводство и восстановление природных объектов с использованием установленных способов; право на осуществление мероприятий, которые улучшают качество экологических объектов и окружающей природной среды. Следует иметь в виду, что по названию экологические права и обязанности могут совпадать, однако это не означает, что одно понятие трансформируется в другое и наоборот. Эти права содержатся в поресурсовом (подотраслевом) законодательстве; они тесно связаны с правами граждан на использование природных объектов, а, в конечном счете, осуществления этих прав направлено на предотвращение ухудшения качества окружающей природной среды и ее соответствие требованиям экологической безопасности. При этом осуществление указанных действий в законодательстве закреплено только как исполнение установленных обязанностей. Действия в форме прав или обязанностей по воспроизводству экологических объектов, улучшение состояния природной среды оказывает содействие нормальному осуществлению социально значимого экологического права гражданина – права на безопасную окружающую природную среду.

Возможно классифицировать экологические права граждан по охранно-защитной направленности. Анализ действующего экологического законодательства свидетельствует, что понятия «охрана» и «защита» прав взаимозависимые, но не тождественные. Защита экологического права осуществляется тогда, когда оно нарушено, при этом нормативно закреплен порядок защиты нарушенного права. Также правовой защите подлежат оспариваемые права и законные интересы. Экологические права в сфере защиты нарушенных прав подразделяются на: а) требование в установленном порядке возмещения убытков, экологического вреда, причиненного природным объектам, находящимся в собственности или пользовании граждан; вреда, причиненного здоровью загрязнением окружающей природной среды, а также в необходимых случаях и морального вреда; б) требование устранения препятствий в осуществлении гражданами своих экологических прав; в) оспаривание принадлежащих гражданам экологических прав, интересов и т.п. Охранительные предписания, содержащиеся в экологическом законодательстве, устанавливают специфические меры принуждения и формы защиты нарушенного права. Можно сказать, что охранительные нормы статичны, а нормы по защите нарушенного права – динамичны.

Экологические права граждан в сфере охраны окружающей природной среды можно подразделить на право: принимать участие в мероприятиях, обеспечивающих рациональное использование природных объектов; объединение в общественные природоохранительные формирования; обсуждение нормативных актов; участие в публичных слушаниях и других мероприятиях с целью предотвращения отрицательного воздействия на окружающую природную среду либо его последствий.

Приведенные классификации экологических прав граждан характеризуют лишь наиболее важные и социально значимые права.

Экологические обязанности также можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от юридической силы, степени правовой урегулированности выделяют:

  • конституционные и
  • установленные в специальных законах, подавляющее большинство норм которых направлено на регулирование экологических отношений или связанных с этим отношений;
  • предусмотренные подзаконными нормативными актами и договорами.

В действующей Конституции Украины экологические обязанности граждан закреплены в статье 66, где предусмотрено «не наносить вред природе, культурному наследию, возмещать причиненные им убытки ». Но к ним также можно отнести иные обязанности, которые трансформируются в сферу экологического права: собственность обязывает, она не должна использоваться во вред человеку и обществу (ч. 4 ст. 13); платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом (ст. 67); неуклонно придерживаться Конституции и законов Украины, не посягать на права других людей (ст. 68) и т.п.

Ко второй группе относятся экологические обязанности, содержащиеся в Законе Украины «Об охране окружающей природной среды» (ст. 12). К ним относятся: беречь природу, охранять, рационально использовать ее богатства в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей природной среды; осуществлять деятельность с соблюдением требований экологической безопасности, других экологических нормативов и лимитов использования природных ресурсов; не нарушать экологические права и законные интересы других субъектов; вносить плату за специальное использование природных ресурсов и штрафы за экологические правонарушения; компенсировать ущерб, причиненный загрязнением и иным отрицательным воздействием на окружающую природную среду и т.п. Граждане обязаны выполнять и другие обязанности в области охраны окружающей природной среды в соответствии с законодательством Украины.

Круг экологических обязанностей расширяется благодаря их более детальной регламентации в подзаконных нормативных актах. Например, в Постановлении Кабинета Министров Украины от 2 октября 2003 года «Об утверждении Порядка предоставления специальных разрешений на пользование недрами» определяются дополнительные обязанности недропользователей: придерживаться требований, предусмотренных разрешением; обеспечивать сохранение геологических территорий и объектов; придерживаться других условий, определенных соглашением на пользование недрами (п. 27).

Следующая классификация осуществлена в зависимости от субъектного состава (круга правообязанных граждан). Выделяют общие и специальные экологические обязанности. Общие присущие всем без исключения гражданам как субъектам экологического права, к ним принадлежат обязанности, закрепленные в Конституции Украины и Законе «Об охране окружающей природной среды».

Специальные обязанности, предусмотренные действующим поресурсовым экологическим законодательством, базируются на общих положениях права собственности и природопользования, обеспечения требований экологической безопасности и т.п. Но наряду с этим данные обязанности обусловлены спецификой используемого природного ресурса, особенностями правового режима эксплуатации соответствующего объекта и непосредственно правовым статусом субъектов. Особую группу составляют обязанности, возникающие при введении режима чрезвычайного положения, при объявлении местности зоной чрезвычайной экологической ситуации.

Экологические обязанности также возможно подразделить на имущественные и неимущественные. К имущественным относятся обязанности: компенсировать ущерб, вред, причиненный загрязнением и иным отрицательным воздействием на окружающую природную среду, а также здоровью человека; вносить плату за специальное использование природных ресурсов и штрафы за экологические правонарушения; компенсировать затраты на проведение экологической экспертизы, аудиторского анализа относительно объектов и видов деятельности, которые представляют повышенную экологическую опасность; внедрять новые технологии, предотвращающие вредное воздействие на окружающую природную среду и здоровье человека и т.п. К неимущественным принадлежат: беречь природу, охранять, рационально использовать ее богатства; осуществлять деятельность в соответствии с требованиями экологической безопасности; не нарушать права других субъектов; проводить экологическую экспертизу экологически опасных объектов и видов деятельности и т.п.

Экологические обязанности можно классифицировать и по иным основаниям (критериям), к примеру, в зависимости от: правомерного или неправомерного поведения гражданина; сферы существования экологических отношений (принадлежности, использования, охраны, защиты, обеспечения экологической безопасности); вида действия (активные и пассивные) и др.

Источники:

  1. Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов: Учебное пособие / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А., канд. юрид. наук Каракаша И.И. – X.: ООО «Одиссей», 2000. – 368 с.
  2. Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л.Дубовик. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 768 с.
  3. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 584 с.
  4. Экологическое право Украины: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2007. – 464 с.

Реклама
Задачи по экономике с решениями
Статьи по экономике