Предупредительно-охранительные экологические функции

Экологический мониторинг за использованием природных ресурсов и охраной окружающей природной среды представляет собой деятельность уполномоченных государственных органов исполнительной власти по надзору, сбору, обработке, передаче, сохранении и анализе информации о состоянии окружающей природной среды, прогнозировании ее изменений и разработке научно обоснованных рекомендаций для принятия управленческих решений.

В соответствии с Положением о государственной системе мониторинга окружающей среды, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 30 марта 1998 г. (№ 391), различается общий (стандартный), оперативный (кризисный) и фоновый (научный) мониторинг.

Система государственного мониторинга базируется на трех уровнях: локальном – на территории отдельных объектов (предприятий, городов, участков ландшафта); региональном – в пределах административно-территориальных единиц, на территории экономических и природных регионов; национальном – на территории государства в целом.

Национальный мониторинг охватывает территорию, которая находится в пределах границ Украины. Региональный мониторинг проводится на территориях, которые характеризуются единством физико-географических, экологических и экономических условий. Локальный – на территориях ниже регионального уровня, к которым относятся отдельные природные ресурсы и элементарные структуры ландшафтно-экологических комплексов. В соответствии с международными программами Украина может принимать участие в работах по глобальному мониторингу окружающей природной среды.

Государственный мониторинг окружающей природной среды Украины осуществляют: Министерство охраны окружающей природной среды; Национальное космическое агентство; Министерство здравоохранения; Министерство аграрной политики; Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства; Госкомитет по лесному хозяйству; Госкомитет по водному хозяйству; Госкомитет по земельным ресурсам; другие заинтересованные министерства и ведомства.

Мониторинг окружающей природной среды осуществляется с соблюдением принципа совместимости разнородных данных, основанного на применении единых классификаторов, кодов, систем единиц и т.п. Для получения необходимой информации при мониторинге окружающей природной среды применяется дистанционное зондирование, наземные съемки-наблюдения, фоновые данные и др. По результатам оценки состояния окружающей природной среды составляются доклады, прогнозы и рекомендации для принятия необходимых решений центральными органами исполнительной власти.

Экологический аудит. Развитие рыночных отношений в Украине привело к необходимости принятия большого числа нормативных документов для регламентации правовых вопросов деятельности хозяйствующих субъектов, бухгалтерского учета и отчетности, налогообложения, порядка формирования себестоимости производимой продукции и выполняемых работ. Многие предприятия стали самостоятельно вести хозяйственную деятельность. В результате возникла необходимость в создании новой формы контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов – независимого вневедомственного финансового контроля или аудита. В юридической литературе экологический аудит рассматривается в качестве важного правового инструмента совершенствования системы управления природопользованием и охраной окружающей природной среды на уровне предприятия (что необходимо сделать, чтобы предприятие было техногенно-безопасным для окружающей природной среды, инвестиционно привлекательным, обеспечивающим эффективность производства) и на уровне регионов либо отраслей производства (как организовать различные виды деятельности – рекреационную, хозяйственную, градостроительную, чтобы при этом сохранить естественные экосистемы и природные ландшафты).

В соответствии с Законом Украины от 24 июня 2004 г. «Об экологическом аудите», экологический аудит – это документально оформленный независимый системный процесс оценки объекта экологического аудита, включающий сбор и объективную оценку доказательств для установления соответствия определенных видов деятельности, мер, условий, системы управления окружающей природной среды и информации по этим вопросам требованиям законодательства Украины об охране окружающей природной среды и другим критериям экологического аудита.

Разработка правовых основ экологического аудита тесно взаимосвязана с совершенствованием системы государственного экологического управления, правовых аспектов устойчивого развития экосистемы, определения понятий «экологическая безопасность» и «техногенная безопасность» как элементов управления в этой сфере. Объектами экологического аудита являются:

  • предприятия, учреждения и организации, их филиалы и представительства либо объединения, отдельные производства, другие производственные объекты;
  • системы управления окружающей природной средой;
  • другие объекты, предусмотренные законом.

Экологический аудит проводится в процессе приватизации объектов государственной собственности, а также для нужд экологического страхования, при передаче объектов государственной и коммунальной собственности в долгосрочную аренду, в концессию, созданную на основе таких объектов совместных предприятий, создании, функционировании и сертификации системы управления окружающей природной средой, а также осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Основными задачами экологического аудита являются:

  • сбор достоверной информации об экологических аспектах производственной деятельности объекта экологического аудита и формирование на ее основе заключения экологического аудита;
  • установление соответствия объекта экологического аудита требованиям законодательства об охране окружающей природной среды и другим критериям экологического аудита;
  • оценка воздействия деятельности объекта экологического аудита на состояние окружающей природной среды;
  • оценка эффективности, полноты и обоснованности мер, принимаемых для охраны окружающей природной среды на объекте экологического аудита.

Экологический аудит может быть добровольным и обязательным.

Экологический контроль представляет собой деятельность уполномоченных государственных органов исполнительной власти по обеспечению соблюдения требований законодательства об охране окружающей природной среды всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности и подчинения, а также гражданами.

В зависимости от системы органов, которые осуществляют экологический контроль и их ведомственно-отраслевого подчинения различают такие виды контроля: государственный, ведомственный, производственный, общественный.

Государственному экологическому контролю характерно выполнение надведомственных задач, связанных с обеспечением соблюдения требований экологического законодательства всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и ведомственного подчинения, а также физическими лицами на всей территории Украины.

Выполнение государственного экологического контроля возлагается на центральные и местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Основным признаком, который характеризует ведомственный экологический контроль является его организационное и юридическое обособление пределами объектов соответствующего министерства или ведомства. Поэтому ведомственный контроль осуществляется министерствами, государственными комитетами за соблюдением требований экологического законодательства предприятиями, учреждениями и организациями в пределах подчиненной им сферы управления (ведомства).

Производственный экологический контроль имеет целью проверку соблюдения экологических требований на соответствующе производстве. Поэтому он осуществляется предприятиями, учреждениями и организациями, деятельность которых влияет на состояние окружающей природной среды в пределах своих организационно-подчиненных структур. Осуществление производственное контроля возлагается на специальные управления или отделы по охране природы, природоохранные лаборатории, другие структурные подразделы, которые функционируют на соответствующих промышленных или других предприятиях.

Основным признаком общественного экологического контроля является его общественный статус, т.е. он осуществляется общественными объединениями и организациями общего или отраслевого профиля. Общественный экологический контроль осуществляют Украинское общество охраны природы, Украинское общество охотников и рыболовов, общественные инспекторы Министерства охраны окружающей природной среды, студенческие общественные движения.

Экологический контроль возможно классифицировать по признаку его ресурсной направленности, то есть в зависимости от контролируемых объектов природы. В частности, различают контроль в области: охраны окружающей природной среды; использования и охраны земель; использования и охраны вод; охраны, защиты, использования и воспроизводства растительных ресурсов; ведения работ по геологическому изучению недр, их использования и охраны; охраны, использования и воспроизводства животного мира; соблюдения режима территорий и объектов природно-заповедного фонда; охраны атмосферного воздуха.

Экологическая экспертиза – это деятельность уполномоченных государственных органов исполнительной власти, которая базируется на межотраслевом экологическом исследовании, анализе и оценке перед проектних, проектных и других материалов и объектов, реализация или действие которых могут отрицательно влиять или влияют на состояние окружающей природной среды и здоровье людей, и направленная на подготовку выводов о соответствии запланированной или осуществляемой деятельности нормам и требованиям экологического законодательства, обеспечение экологической безопасности.

В соответствии с Законом Украины «Об экологической экспертизе» (45/95-ВР) ее целью является предотвращение отрицательного влияния антропогенной деятельности на состояние окружающей природной среды и здоровья людей, а также оценка степени экологической безопасности хозяйственной деятельности и экологической ситуации на отдельных территориях и объектах.

Объектами экологической экспертизы являются проекты законодательных и других нормативно-правовых актов, предпроектные, проектные материалы, документация по внедрению новой техники, технологий, материалов, веществ, продукции, реализация которых может привести к: нарушению экологических нормативов; отрицательному влиянию на состояние окружающей природной среды, созданию угрозы здоровью людей. Экологической экспертизе подлежат экологические ситуации, которые сложились в отдельных населенных пунктах и регионах, действующие объекты и комплексы, которые имеют значительное отрицательное влияние на состояние окружающей среды и здоровье людей.

Субъектами экологической экспертизы являются:

  • Министерство охраны окружающей природной среды Украины, его органы на местах, создаваемые ими специализированные учреждения, организации и эколого-экспертные подразделы или комиссии;
  • органы и учреждения Министерства здравоохранения Украины;
  • другие государственные органы, органы местного самоуправления;
  • общественные организации экологической направленности или создаваемые ими специализированные формирования;
  • учреждения, организации и предприятия, в том числе иностранные юридические и физические лица, которые привлекаются к проведению экологической экспертизы;
  • отдельные граждане в порядке, предусмотренном экологическим законодательством.

Законодательством предусмотрена государственная, общественная и другие виды экологической экспертизы. Выводы государственной экологической экспертизы являются обязательными для выполнения.

Выводы общественной и другой экологической экспертизы имеют рекомендательный характер и могут быть учтены при проведении государственной экологической экспертизы, а также при принятии решений относительно дальнейшей реализации объекта экологической экспертизы.

Источники:

  1. Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов: Учебное пособие / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А., канд. юрид. наук Каракаша И.И. – X.: ООО «Одиссей», 2000. – 368 с.
  2. Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л.Дубовик. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 768 с.
  3. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 584 с.
  4. Экологическое право Украины: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2007. – 464 с.

Реклама
Задачи по экономике с решениями
Статьи по экономике