Меню Закрыть

Некоторые проблемы борьбы с коррупцией в природопользовании

Государственная собственность на природные ресурсы является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности. С учетом места человека в природе, особой роли природных ресурсов в социально-экономическом развитии предпочтительным является развитие правовой доктрины и экологического права в рамках концепции природных ресурсов как общественного достояния. Государственный аппарат, распоряжаясь природными богатствами от имени народа, должен обеспечивать интересы общества и государства. Законодательное регулирование отношений по распоряжению природными ресурсами осуществляется таким образом, что право пользования ими устанавливается главным образом на основе лицензии (разрешения). Коррупционные связи между преступными группировками и специально-уполномоченными органами, как правило, устанавливаются в виде предоставления льготы на экспорт и импорт, налоговых льгот, отсрочки налоговых платежей, лицензирования и т.д.

На Украине в последнее время распространение коррупционных проявлений приобрело угрожающие масштабы. По данным неправительственной международной организации Transparency International Украина в 2008 году заняла 134-е место среди 180 стран мира по уровню распространения коррупции. Наше государство оказалось в этом рейтинге рядом с Парагваем, Либерией и Пакистаном. Коррупция в сфере природопользования достигла небывалых масштабов. Хотя соответствующей статистки, подтверждающей данное явление, нет, но по оценкам правоохранительных органов в сфере добывающей промышленности до 50% реальной прибыли тратится на подкуп должностных лиц. Это миллиарды долларов.

С целью выполнения Украиной взятых на себя международных обязательств по борьбе с коррупцией 11 июня 2009 года Верховная Рада Украины приняла пакет антикоррупционных законов. В него вошли законы Украины: «Об основах предотвращения и противодействия коррупции», «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об ответственности за коррупционные правонарушения» и «Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений». Но эффективность принятых норм вызывает большое сомнение. Едва ли они смогут хоть как-то повлиять на искоренение такого явления как коррупция.

Коррупция — это хроническая болезнь любого государственного образования и коррозия власти. Она родилась вместе с государством и может исчезнуть только вместе с ним. Намерения политиков покончить с коррупцией являются лишь благим пожеланием. Коррупция в органах власти и управления по своим масштабам и последствиям достигла такого уровня, что стала важным международным фактором, что вызывает определенную озабоченность лидеров ведущих стран мира.

Коррупция многолика, она пронизывает больное общество в самых разных его ипостасях, но подавляющее большинство опрошенных (58 %) считают, что наибольшей степени коррупция поразила государственный аппарат. Верховная Рада не может принять эффективый закон о коррупции, потому что корыстное использование служебного положения и служебных связей государственными служащими столь широко, что охватывает все сферы деятельности и практически все общество.

Коррупция органически связана с организованной преступностью, потому что на некоторой фазе закономерного роста она приобретает формы организованной преступности. Организованная преступность имеет своих покровителей и поэтому представляет собой повышенную общественную опасность. Суть ее проявляется в том, что она позволяет организованным преступным структурам использовать практически неограниченные возможности государственных органов в своих интересах. Поэтому антикоррупционные меры должны пронизывать всю структуру государственных органов.

Безбоязненное совмещение государственной службы с коммерческой деятельностью — это не только благодатная почва для коррупции, но и стимул для занятия государственных должностей с целью незаконного обогащения.

Коррупционные правонарушения в органах государственной власти в сфере природопользования имеют самые разнообразные формы. Весьма условно их можно подразделить: взятка — вознаграждение; взятка — подкуп; коррупционная связь.

К особой группе следует отнести коррупционную связь, незаконные или преступные действия, направленные на создание условий использования организованными преступными группами государственных структур в своих целях. Центральное событие этого правонарушения — волеизъявление должностного лица органов власти на сотрудничество с организованной преступной структурой. Согласие о сотрудничестве чаще всего проявляется в принятии решения о создании какой-либо преступной структуры, «замаскированной» под коммерческую, она будет выполнять и функцию «крыши», для совершения правонарушений и преступлений в сфере экономики, но вместе с тем она сама будет приносить некоторый доход, который облагается налогами, и «работать» на государство.

В условиях переходного периода, когда природные ресурсы являются государственной собственностью, коррупционная связь выступает в качестве инструмента, искажающего механизм распределения государственной собственности, в процессе ее разгосударствления и приватизации. Без развертывания широких и надежных коррупционных связей в органах государственной власти организованная преступность попросту не может существовать.

Коррупционная связь является одним из основных «рычагов» в процессе создания преступных структур. Это явление включает в себя цепь из последовательно сочетающихся этапов.

На первом этапе подкуп должностных лиц выступает как способ их вовлечения в незаконную деятельность. На втором этапе организованные группы используют должностное положение коррумпированных чиновников для того, чтобы полностью или частично подчинить некоторые государственные структуры организованным преступным формированиям, путем создания на базе государственных предприятий и организаций различного рода коммерческих структур по добыче и переработке природных ресурсов. На третьем этапе организованные группировки, используя коррупционные связи, получают из госбюджета незаконные кредиты и субсидии, занижая реальную стоимость государственной собственности в процессе ее приватизации, присваивая валютную выручку от реализации за рубежом природных ресурсов, энергоносителей, цветных и редкоземельных металлов. Кроме того, организованные группы принуждают должностных лиц осуществлять действия следующего порядка:

  1. Неконтролируемую раздачу лицензий, представляющих «право» распоряжаться по своему усмотрению определенной частью государственной собственности лицам из числа родственных, клановых, корпоративных, национальных связей должностных лиц.
  2. Занижение объемов запасов при оценке месторождения, выхода полезных компонентов, содержащихся в руде при разработке месторождения.
  3. Незаконное (полное или частичное) освобождение определенных физических и юридических лиц от финансовых или иных материальных обязанностей перед государством.
  4. Предоставление им необоснованных или явно незаконных льгот.
  5. Принятие незаконных нормативных актов, позволяющих предпринимателям вывозить из страны природные ресурсы и их нерациональную эксплуатацию.
  6. Вымогательство материальных благ за различные услуги при приобретении лицензий, за внесение искажений в кредитно-финансовые документы, ведомости и т.д.
  7. Возможность изменения статуса «ОПГ» на статус «защитников окружающей среды» и при этом иметь в большей степени нелегальный, а в меньшей степени легальный доход.
  8. Лоббирование при принятии нужных определенным кругам политических, экономических и законодательных решений.

Результативность деятельности организованных групп напрямую зависит от их связи с коррумпированными государственными служащими и работниками правоохранительных органов, в том числе природоохранных прокуратур. Учитывая этот фактор, коррупционную связь следует рассматривать как одну из основных форм влияния организованной преступности на государственную власть и на экономику в частности. По этой причине ее ни в коем мере нельзя отождествлять только с взяточничеством, так как в отличие от взяточника коррумпированное должностное лицо, давшее согласие на сотрудничество с организованной преступной группой, состоит у нее на службе. Коррупционер получает не разовые подачки «от благодарных клиентов», а свою часть прибыли, которую извлекает организованная преступная структура от разработки и добычи какого-либо природного ресурса. В связи с этим в теории и правоприменительной деятельности по борьбе с коррупцией, наверное, следует провести четкую грань между «разовым» подкупом (взяточничеством) и «тотальным» подкупом — коррупцией (коррупционной связью) должностных лиц и между коррупцией верхних эшелонов власти и низовой.

До сих пор сохраняется значительная законодательная неопределенность в вопросах собственности. В первую очередь это касается собственности на землю, нелегальная распродажа которой порождает различные виды коррупции. Неразвитость законодательства проявляется не только в плохом качестве законов, но и в нечеткости законотворческих процедур. При разработке нормативно-правовых актов, предусматривающих меру ответственности за коррупционные правонарушения, с которыми сталкивается большинство населения на низовом уровне, например, со «смазкой» для ускорения принятия решения, когда должностные лица не выходят за рамки своих служебных полномочий, целесообразно разработать широкий перечень мер административной ответственности. В тех же случаях, когда коррупционными правонарушениями подрывается экономическая безопасность Украины, государственная уголовная политика в отношении виновных должностных лиц, независимо от их положения в иерархии органов власти, должна быть исключительно сурова.

В связи с изложенным, коренным вопросом проблемы борьбы с коррупцией в наше время является не только усиление борьбы с проявлениями взяточничества. В настоящее время назрела необходимость разработки уголовного и уголовно-процессуального законодательства, обеспечивающая выполнение правоохранительными органами функций по борьбе с коррупцией, в ее наиболее общественно опасной форме — коррупционной связи.

Между тем чиновничий подход и хищническое использование природных ресурсов подводят нас к мысли, что единственный способ противопоставления борьбы с преступностью — смена приоритетов государства. К сожалению, у Украины сейчас есть более злободневные проблемы. Поэтому решение данной проблемы откладывается до лучших времен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *