Общая характеристика источников экологического права

Источниками права вообще принято считать акты компетентных государственных органов, которые устанавливают или санкционируют нормы права. Иначе говоря, это внешняя форма выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения всеми субъектами. Наиболее распространенным в Украине видом источников права выступают нормативно-правовые акты уполномоченных органов, которые содержат правовые нормы, рассчитанные на многократное применение, адресованы неопределенному числу субъектов, обязательные для исполнения всеми субъектами права.

Нормативно-правовыми актами считаются акты государственной (публичной) власти, посредством которых устанавливаются (санкционируются), вводятся в действие, изменяются или отменяются правила поведения субъектов правоотношения в обществе.

Под источниками экологического права следует понимать принятые уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления нормативно-правовые акты, содержащие правовые нормы, регулирующие общественные экологические отношения, которые формируются в сфере принадлежности, использования, воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей природной среды с целью удовлетворения экологических, экономических и других интересов, как отдельных индивидуумов, так и общества в целом. Другими словами, источники экологического права – это нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Это понятие источников экологического права в узком смысле. В широком смысле оно охватывает и другие совокупности правовых норм, регулирующих экологически значимое поведение людей.

Наличие развитой системы источников экологического права – одно из существенных условий для выделения определенной совокупности эколого-правовых норм в самостоятельную отрасль в системе отечественного права.

В зависимости от сложности структурированной иерархической системы экологического законодательства нормативно-правовые акты, как источники экологического права, не являются однородными. Они находятся между собой в строгой иерархической подчиненности и взаимозависимости.

С учетом юридической силы и правовой специализации эколого-правовые акты могут отображать структуру государственной (публичной) власти, характеризуют правовой статус и компетенцию уполномоченных органов, которые их принимают.

В зависимости от специализации и назначения нормативно-правовых актов, которые регламентируют общественные экологические отношения, с учетом предмета регулирования, источники экологического права можно классифицировать на две группы: общие и специальные.

Характерная черта общих источников экологического права состоит в том, что предмет их регламентации достаточно обширен и охватывает не только экологические, но и иные общественные отношения. К таким актам относится, в частности, Конституция Украины. Специальные – Законы Украины «О животном мире», «О растительном мире», Лесной кодекс Украины, Водный кодекс Украины и др.

Если за основу классификации источников экологического права принимать юридическую силу, то их можно подразделять на законы и подзаконные акты.

Законами считаются правовые акты, принимаемые Верховной Радой Украины.

Законы в иерархической структуре экологического законодательства занимают центральное место, а иные эколого-правовые нормативные акты издаются на основе, в развитие и во исполнение требований законов, а потому и называются подзаконными актами.

Особенностью экологического права является высокий уровень кодифицированности его источников. В настоящее время разработан и подан на рассмотрение Верховной Радой Украины проект Экологического кодекса Украины.

В годы становления экологического законодательства в независимой Украине основным нормативно-правовым актом стал Закон Украины «Об охране окружающей природной среды», который аккумулировал в себе общественные отношения в сфере принадлежности, использования, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности, охраны генетического фонда живой природы, ландшафтов и объектов, связанных с историко-культурным наследием государства.

Следует отметить, что экологические нормативно-правовые акты делятся также на акты законодательной и исполнительной власти, акты органов местного самоуправления, а также другие источники экологического права.

Верховная Рада Украины, как единственный орган законодательной власти, кроме принятия именно законов, имеет право принимать нормативно-правовые акты в форме постановлений, которые являются источниками экологического права. Например, постановлением Верховной Рады Украины от 5 марта 1998 утверждены «Основные направления государственной политики Украины в сфере охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности».

Президент Украины, в пределах своей компетенции на основе Конституции и законов Украины, как гарант законности, принимает указы и распоряжения, которые носят нормативно-правовой характер. Например, Указом Президента Украины от 27 декабря 2005 г. утверждено «Положение о Министерстве охраны окружающей природной среды Украины», которое является важнейшим эколого-правовым актом.

Кабинет Министров Украины на основе и во исполнение Конституции, законов, указов и распоряжений Президента Украины издает постановления и распоряжения, которые являются обязательными для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Так, Кабинет Министров Украины постановлением от 30 марта 1998 года утвердил «Положение о государственной системе мониторинга окружающей природной среды».

Источниками экологического права выступают также акты соответствующих министерств, государственных комитетов, ведомств, органов хозяйственного управления и контроля, на которые действующим законодательством возложены функции организации рационального и эффективного природопользования, а также охраны окружающей природной среды. К таким органам относятся Министерство охраны окружающей природной среды Украины, Государственный комитет Украины по земельным ресурсам, Государственный комитет лесного хозяйства Украины и др. Так, например, Министерство аграрной политики Украины издало приказ от 26 февраля 2004 года №51 «Об утверждении Положения о мониторинге почв на землях сельскохозяйственного назначения».

Подзаконные акты министерств, комитетов и ведомств носят ведомственный, а иногда межведомственный характер. В последнем случае эти нормативно-правовые акты являются обязательными для исполнения всеми министерствами, комитетами, департаментами, ведомствами, юридическими и физическими лицами на территории Украины. В частности, Министерством экологии и природных ресурсов Украины приказом от 27 февраля 2002 г. утверждено «Положение об общественных инспекторах по охране окружающей природной среды». Этот документ носит межведомственный характер.

Органы местного самоуправления и местные органы исполнительной власти, согласно Закону Украины от 21 мая 1997 года «О местном самоуправлении в Украине», принимают решения и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции Украины (ст. 144) и действующему экологическому законодательству. Они являются обязательными для исполнения всеми субъектами на подведомственной этим органам территории.

Большое значение для совершенствования практики применения законодательства об охране окружающей природной среды имеют документы, принимаемые высшими судебными органами (судами общей юрисдикции, хозяйственными и административными судами). Названные суды выполняют важную роль, обеспечивая в процессе применения экологического законодательства защиту экологических прав и законных интересов как физических, так и юридических лиц.

Постановления пленумов Верховного Суда Украины, Высшего хозяйственного и Административного судов Украины обязательны для соответствующих судов, но они не являются источниками права в собственном смысле слова.

На развитие законодательства об охране окружающей природной среды значительное влияние оказывают решения Конституционного Суда Украины.

Так, решением Конституционного Суда Украины от 22 сентября 2005 г. по делу по конституционному представлению 51 народного депутата Украины по поводу соответствия Конституции Украины (конституционности) положений статьи 92, пункта 6 раздела X «Переходные положения» Земельного кодекса Украины (дело о постоянном пользовании земельными участками) признаны неконституционными положения п. 6 раздела X «Переходные положения» Земельного кодекса Украины, касающиеся обязанности переоформить право постоянного пользования земельным участком на право собственности или право аренды без соответствующего законодательного, организационного и финансового обеспечения; п. 6 Постановления Верховной Рады Украины «О земельной реформе» от 18 декабря 1990 г. с последующими изменениями в части утраты гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями после истечения срока оформления права собственности или права пользования землей ранее предоставленного им права пользования земельным участком.

Это означает, что данное решение Конституционного Суда фактически является источником права, так как с его принятием утратили силу названные выше положения.

Источники:

  1. Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов: Учебное пособие / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А., канд. юрид. наук Каракаша И.И. – X.: ООО «Одиссей», 2000. – 368 с.
  2. Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л.Дубовик. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 768 с.
  3. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 584 с.
  4. Экологическое право Украины: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2007. – 464 с.

Реклама
Задачи по экономике с решениями
Статьи по экономике