Административный процесс как процессуальная часть административного права

Процессуальная часть административного права по многолетней традиции обозначается термином «административный процесс».

История административного процесса характеризуется противостоянием взглядов ученых и прошла стадии от его неприятия до детерминации административно-процессуального права и признания его особой роли в осуществлении административной реформы.

Начало дискуссиям было положено монографиями известных российских ученых Н. Салищевой «Административный процесс в СССР» (1964 г.) и В. Сорокина «Проблемы административного процесса» (1968 г.). Первый автор воспринимала административный процесс как способ чисто решения конфликтных (юрисдикционных) дел. Второй исследователь доказывал необходимость понимания административного процесса более широко, с учетом как юрисдикционной составляющей, так и деятельности органов исполнительной власти по обеспечению реализации норм материального права в делах положительного (неконфликтного) характера. В дальнейшем указанные направления научных исследований относительно толкования административного процесса развивались достаточно интенсивно. При этом среди ведущих административистов были сторонники и противники, как первой, так и второй позиции.

Таким образом, в настоящее время две различные позиции относительно толкования административного процесса трансформировались в его узкое и широкое понимание, или юрисдикционную и управленческую концепции административного процесса.

Широкое понимание административного процесса связано с признанием того, что им охватывается любая деятельность по реализации материальных норм административного права. Другими словами, административный процесс выступает как порядок реализации административно-правовых норм при решении конкретных управленческих дел.

В узком понимании административный процесс – это порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях и применении к правонарушителям административных взысканий. Иногда понятие административного процесса в таком понимании толкуют не только как рассмотрение дел об административных правонарушениях и применении административных взысканий к виновным, но и как рассмотрение дел с применением мер административного принуждения в целом.

Однако даже в широкое понимание сегодня «не вписывается» процесс рассмотрения дел в специализированных (административных) судах, то есть административное судопроизводство, хотя для обозначения именно этого явления изначально и использовался термин «административный процесс». Такое классическое его понимание в юридической литературе советского периода утратило реальное познавательное значение и было подменено «широким» и «узким» толкованием этого понятия.

Из проведенного анализа вытекает третий подход к определению административного процесса, который условно можно назвать судебным. Он происходит от понимания юридического процесса как формы правосудия. Следовательно, административный процесс в данном случае рассматривается как судебное рассмотрение публично-правовых споров, отнесенных к компетенции административных судов. В рамках этого подхода также существуют различные взгляды: выделяется административный процесс как вид процесса (административное судопроизводство) и отдельный управленческий процесс (правоприменительная деятельность административных органов) или утверждается, что административный процесс – это форма правосудия, то есть административное судопроизводство, а деятельность органов публичной администрации вообще имеет не процессуальный, а процедурный характер (так называемые административные процедуры). Понимание административного процесса как формы правосудия по административным делам соответствует понятию административно-процессуального права и основным тенденциям развития административного законодательства.

Вместе с тем, определение понятия «административный процесс» остается дискуссионным. Приводятся различные аргументы в пользу определенных подходов. На современном этапе юрисдикционный подход к пониманию административного процесса является наименее распространенным; актуальными остаются управленческий и судебный подходы. При этом доминирующим в административно-правовой научной и учебной литературе остается именно управленческий подход.

Вопрос о структуре административно-юрисдикционного процесса, в том числе административного (и в более широком плане – юридического процесса) традиционно связывается с понятием производства. Административный процесс является системным образованием со сложной и не до конца исследованной структурой. Первичным компонентом структуры административного процесса выступает отдельно взятое административное производство. Административный процесс и административное производство соотносятся между собой как общее и частное. Между административным процессом (целым) и любым из административных производств (частью этого целого) существуют неразрывные взаимообусловливающие и системообразующие связи и отношения.

Специфику административного процесса отражает и его структура – совокупность взаимосвязанных административных производств, имеющих как юрисдикционный, так и неюрисдикционный характер. Разногласия ученых в понимании административного процесса не могли не сказаться на теоретических разработках по вопросу о структуре административного процесса. На данном этапе развития науки административного права и административного законодательства структуру административного процесса можно представить в виде четырехуровневой системы: производства; стадии; этапы; действия.

Чаще всего производство по делам об административных правонарушениях определяют как одно из специфических и важных административно-юрисдикционных производств, входящих в состав административно-юрисдикционного процесса. Термин «производство по делам об административных проступках» введен для обозначения конкретной процессуальной деятельности по конкретному делу, возбужденному за совершение административного проступка. В литературных источниках термин «производство по делам об административных проступках» используется как для обозначения обобщенного понятия, так и для определения процессуальной деятельности по конкретному делу. Производство по делам об административных правонарушениях является особым видом процессуальной деятельности, урегулированной законом процедурой разрешения отдельной группы дел.

Существует две точки зрения на содержательную сущность производства по делам об административных проступках. Согласно первой точки зрения это институт административного права, который содержит нормы, регулирующие деятельность уполномоченных органов и лиц по применению административных взысканий за административные правонарушения, или же деятельность уполномоченных субъектов по применению административных взысканий, то есть целью проведения является привлечение к административной ответственности. Административно-деликтное производство формируется в связи с привлечением к административной ответственности. Согласно второй точки зрения цель административно-деликтного производства состоит в установлении объективной истины и принятии решения в соответствии с действующим законодательством. Многообразие определений производства по делам об административных правонарушениях объясняется тем, что ученые, имея один объект исследования – производство по делам об административных правонарушениях, характеризовали это правовое явление в зависимости от предмета исследования.

Производство по делам об административных правонарушениях имеет свою структуру, образующуюся совокупностью стадий, характеризующихся специфической функциональной направленностью, относительной самостоятельностью и логической завершенностью. Традиционно выделяют следующие стадии производства по делам об административных правонарушениях (административно-юрисдикционного производства):

  • административное расследование (возбуждение дела; установление фактических обстоятельств; процессуальное оформление результатов расследования; направление материалов для рассмотрения по подведомственности);
  • рассмотрение дела (подготовка дела к рассмотрению и слушанию; анализ собранных материалов, обстоятельств дела (заслушивания дела); принятие постановления; доведение постановления до сведения);
  • пересмотр постановления (обжалование, опротестование постановления; проверка законности постановления, вынесение решения; реализация решения);
  • исполнение постановления (обращение постановления к исполнению; фактическое исполнение; окончание исполнения дела).

Реклама
Задачи по экономике с решениями
Статьи по экономике